Статья:

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовный процесс

Выходные данные
Кутина Н.А. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(57). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 63-68.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ

Кутина Наталья Андреевна
магистрант, Юго-западный государственный университет, РФ, г. Курск

 

HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF RUSSIA

 

Natalia Kutina

Master's student, Southwest State University, Russia, Kursk

 

Аннотация. Следственный комитет Российской Федерации имеет долгую историю своего становления в качестве единого независимого следственного органа. В статье рассматривается образование следственного органа в России в дореволюционный период и его дальнейшее развитие до настоящего времени.

Abstract. The Investigative Committee of the Russian Federation has a long history of its formation as a single independent investigative body. The article examines the formation of an investigative body in Russia in the pre-revolutionary period and its further development to the present.

 

Ключевые слова: Следственный комитет России; следствие; майорские следственные канцелярии; судебная реформа.

Keywords: Investigative Committee of Russia; investigation; major investigative offices; judicial reform.

 

История Следственного комитета Российской Федерации берет свое начало в Петровскую эпоху. Его возникновение связано с идеей создания специального следственного органа, который бы занимался «важными» делами, также касающиеся и политической сферы. Судебная реформа 1713 года явила России учреждение «майорских» следственных канцелярий [2, с. 67]. Образованные следственные органы находились в подчинении Петра I, это было отражено 9 декабря 1717 года в «майорском» Наказе.

Подследственность созданного учреждения составляли дела, которые включали в себя наиболее опасные преступления, включая создающие угрозу государственному, а также политическому строю. Расследуемые преступления в большинстве случаев имели коррупционную направленность и совершались должностными лицами органов государственной власти, которые занимали высокие посты. Широкое распространение получили казнокрадство, взяточничество, мошенничество, служебные подлоги. Естественно, коррупционные преступления имели распространение и задолго до прихода к власти Петра I. Вплоть до 1715 года, прием взяток и подарков был для государственных служащих обычной практикой и постоянным доходом, а для чиновников низшего ранга – способом выживания.

Объективность и непредвзятость созданных «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования – заслуга Петра I, который установил непосредственную подчиненность данных учреждений себе и обеспечил независимость канцелярий от прочих органов государственной власти. Так возник первый независимый, созданный Петром I, следственный орган, отличающийся от других. Данный орган с успехом боролся с преступлениями, которые посягали на государственное управление, но смерть Петра I принесла изменения. Из-за недостатка средств государство вернулось к прежней системе обеспечения государственных служащих, а независимые следственные органы были упразднены.

С 1723 года по 1860 год предварительное следствие являлось одной из форм досудебного производства, но расследование преступлений осуществляли неспециализированные органы: нижние земские суды, основанные управы благочиния, главная полицмейстерская канцелярии, Сыскной приказ. Данные органы относились судебными и административными, что привело к зарождению в государстве административной модели следственного аппарата.

Александром I в 1808 году издается Указ, согласно которому вводится должность следственных приставов в Санкт-Петербурге, которые относятся к системе Министерства внутренних дел. Конец XVIII века ознаменован тем, что было принято решение использовать следственные силы иным способом, разделив расследование по формам в зависимости от характера и тяжести преступлений. В Своде уголовных законов 1832 года было закрепилось деление преступлений на группы – в одной группе были преступления длительные и сложные в расследовании, в другой группе были преступления упрощенные по процедуре расследования и сокращенные по времени. Досудебное следствие осуществлялось в форме предварительного следствия и следствия формального.

В начале XIX века были обнаружены недочеты подобной модели следственного аппарата, так как присутствовала подчиненность следственного органа руководству Министерства внутренних дел. Зависимость от Министерства внутренних дел создавала непричастность ведомства к уголовному преследованию должностных лиц органов государственной власти. В этот период времени вновь появляется коррупционная составляющая, которая негативно влияла на борьбу с общественно опасными посягательствами на основы государственности.

В 1860 году, в процессе проведения судебной реформы, одним из направлений был поиск новых форм организации предварительного следствия, которые могли бы различаться с административной моделью. Для того, чтобы новая форма отличалась от административной модели, требовалось, чтобы был осуществлен переход новой модели, либо же был произведен возврат к Петровской модели. Из-за слабого влияния главы государства на происходящие процессы в политической сфере, возврат к вневедомственной модели предварительного следствия не подлежал рассмотрению. Действующие следственные органы были переведены в организационную структуру судов. Образовалась судебная модель, что являлось новым этапом в развитии института предварительного следствия.

Судебная модель предварительного следствия существовала до Октябрьской революции 1917 года и Декретом от 24 ноября 1917 года № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. Судебная модель стала основой для образования аппарата военных следователей, состоявших при военно-окружных судах. Во второй половине 1918 года начали формироваться следственные подотделы при отделах губернской или уездной чрезвычайной комиссии, либо при соответствующем органе, в целом. В ноябре 1918 года был создан единый следственный отдел Всероссийской чрезвычайной комиссией. При Президиуме Всероссийской чрезвычайной комиссии образовывается следственная часть 11 августа 1921 года.

С 1922 года начинается замена действующей судебной модели административной, с 1923 года начинается административная реформа, которая получает своё закрепление не сразу. Административная реформа преследовала цели усиления принципа административной централизации в управлении государством. Для достижения этой цели было принято решение провести эксперимент, в результате которого в 1927 году в Московской губернии в органы прокуратуры были переведены судебные следователи. Результаты эксперимента были признаны успешными и от коллегии Наркомата юстиции поступило распоряжение о передаче следственного аппарата в подчинение прокуратуры по РСФСР. Данное постановление получает закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР» 3 сентября 1928 года. Институт судебного следствия, который существовал с 1864 г. по 1930 г. заменяется новой административной моделью. В государстве окончательно устанавливается административная модель организации предварительного расследования. Издается Постановление ЦИК и СНК СССР, в соответствии с которым, органы прокуратуры и следствия отделялись от наркоматов юстиции союзных и автономных республик. Данные органы переходят в подчинение прокурора СССР, а 5 ноября 1936 года было утверждено Постановление СНК СССР «О структуре Прокуратуры СССР», что учреждает следственный отдел в Прокуратуре СССР.

Процессуальная норма, в соответствии с которой следователем являлся служащий в органах прокуратуры или в органах государственной безопасности, закрепляется в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 года 6 апреля 1963 года. В связи с тем, что в органах прокуратуры имелся большой объем расследуемых дел, в пришедшем на смену Министерству внутренних дел Министерстве охраны общественного порядка вновь создается следственное подразделение, в которое переводят часть следователей прокуратуры. Происходит борьба за «следственную власть» между органами прокуратуры и Министерством охраны общественного порядка и органами прокуратуры. Из-за постоянной борьбы между органами осуществляющими предварительное расследование у Стремовского В.А. появилась идея создания единого следственного органа, но в 1960-е годы данная идея не находит поддержки [4, с. 88]. В 1977 году в Президиум Верховного Совета СССР поступает предложение о создании следственного органа – Государственного комитета по следствию. Законопроект не рассматривается на сессии, в результате чего – отклоняется.

К вопросу о преобразовании следственных органов возвращаются в 1980-1990-х годах в момент разработки закона «О прокуратуре Российской Федерации». Разработка начинается как в России, так и в республиках бывшего СССР. В Российской Федерации 31 марта 1993 года Верховным Советом РФ принимается Постановление № 4715-1 «О проекте Закона Российской Федерации «О Следственном комитете Российской Федерации». Но в связи с тем, что Верховный Совет прекратил свою деятельность, задуманное не удалось реализовать.

В 2007 году снова появляются идеи, связанные с созданием единого следственного органа. Принимается Федеральный закон № 87-ФЗ от 5 июня 2007 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и ФЗ «О Прокуратуре РФ». После данного действия возникает разногласие среди разных авторов, высказываются мнения о бессмысленном преобразовании следственных органов.

Законодатель, выделив Следственный комитет России из органов прокуратуры для обеспечения независимости следователя и разделения процессуальных функций надзора обвинения и расследования, не предпринял дальнейших мер по воплощению данной идеи. Выделение из прокуратуры Следственного органа, надзорно-контрольная деятельность за расследованием преступлений усилилась, а процессуальная самостоятельность следователя допустима при выборе тактики производства следственных действий, но процессуальная самостоятельность при решении вопросов, которые связаны направлением хода расследования и принятием важнейших решений, была «под запретом». Нововведения не помогли достигнуть независимости следователя и свободы при осуществлении своих полномочий  следственного органа. Через три года, 28 декабря 2010 года, вступает в силу Федеральный закон №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Федеральный закон закрепил в себе понятие следственного органа, определив его полномочия.

Длинный путь становления следствия остановился на данный момент на едином следственном органе. В истории его развития присутствовали административная и судебная составляющие, а также разделение контрольных и надзорных полномочий в Прокуратуре. Выделение Следственного комитета России из органов прокуратуры можно определить как необходимый шаг, так как нахождение следственного органа и Прокуратуры в одной структуре процессуальных функций расследования преступлений и надзора несовместимо. Созданные Петром I «майорские» следственные канцелярии имеют сходства с существующим сегодня Следственным комитетом России. Государство, стремящееся к развитию, обязано иметь структуру, которая бы обеспечивала определенный курс в политической сфере, направленный на построение демократии и развитие гражданских отношений, непримиримость с существованием преступности во всех уровне власти и, в частности, в высшем уровне.

 

Список литературы:
1. Корнеева О.В., Тимофеев В.В. Становление и развитие Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации // Марийский юридический вестник. – 2009. – №7. – С. 128-140.
2. Лоза Т. В. История создания и становления следственного комитета Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. – 2013. – №1 (1). – С. 65-76. 
3. Строганова О. В. Особенности развития следственных органов Российской Федерации // Молодой ученый. – 2020. – № 25 (315). – С. 302-305.
4. Яшин А. В., Щербакова С. А. История становления и развития Следственного комитета Российской Федерации // Вестник ПензГУ. – 2015. – №3 (11). – С. 87-92