Статья:

Понятие социально-трудовых отношений

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Трудовое право; право социального обеспечения

Выходные данные
Метленко А.А. Понятие социально-трудовых отношений // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(32). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 36-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие социально-трудовых отношений

Метленко Анна Алексеевна
магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Владимирский филиал, РФ, г. Владимир

 

The concept of social and labor relations

 

Anna Metlenko

undergraduate, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Vladimir Branch, Russia, Vladimir

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена уяснению понятия социально-трудовых отношений, анализируются соответствующие правовые нормы и точки зрения различных учёных по поводу сущности и современного состояния социально-трудовых отношений. В заключении приводится авторское определение социально-трудовых отношений и определяются дальнейшие направления их развития.

Abstract. This article is devoted to the understanding of the concept of social and labor relations, analyzes the relevant legal norms and points of view of various scientists about the nature and current state of social and labor relations. In conclusion, the author's definition of social and labor relations is given and further directions of their development are determined.

 

Ключевые слова: социально-трудовые отношения; рынок труда; социальное обеспечение; социальное государство; трудовой договор.

Keywords: social and labor relations; labor market; social security; social state; labor contract.

 

Социально-культурная ситуация в государстве в настоящее время весьма неоднозначна, в частности, ощущаются проблемы финансирования социальной сферы, продолжает существовать дифференциация доходов среди населения, напряженными остаются отношения на рынке труда. В подобной ситуации необходимо своевременно принимать адекватные меры, которые бы позволили обеспечить социальную защиту населения, особенно социально уязвимых граждан, и обеспечить безопасность каждого человека в государстве. В ст. 7 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. . Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, где все люди являются свободными и равными в правах. Человек независимо от его физического состояния признается наибольшей социальной ценностью общества. Следовательно, одной из основных задач государства становится улучшение положения социально незащищенных категорий граждан, путем не только признания их равноправными гражданами, но и обеспечения реализации ими своих трудовых прав.

В последние десятилетия Российская Федерация сделала существенный шаг на пути к институционализации социально-трудовых отношений. Важно отметить, что термин «социально-трудовые отношения» появился сравнительно недавно. Зачастую, в научных работах можно встретить определения отдельно трудовых и отдельно социальных отношений. Например, Е.В. Нехода отмечает, что в основе трудовых отношений находится труд как процесс расходования нервно-психической и физической энергии человека. Социальные отношения представляют собой уникальные возможности, которые получает человек при реализации своих творческих способностей для самореализации и самовыражения .

В понимании В.А. Никитина, социальные отношения – это целостная система идей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия социально нуждающихся людей, либо людей, имеющих на данный момент социальные проблемы, нуждающихся в социальной защите, социальной поддержке и помощи . На наш взгляд, социальные отношения – это совокупность отношений, позволяющая осуществлять социальную защиту населения, проводить эффективную и полноценную социальную политику в отношении социально незащищенных групп населения.

В настоящее время, институт социально-трудовых отношений формируется достаточно активно и стремительно, что сказывается и на качестве социального обеспечения населения, однако, серьезную проблему, препятствующую его дальнейшему развитию, представляет неэффективная, затратная и крайне громоздкая система мер социальной помощи, которая предоставляется, в том числе и трудящимся, гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Согласно нормам, ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», социальной помощью является совокупность социальных доплат, пособий, субсидий, а также социальных услуг и жизненно необходимых товаров, которые предоставляются малоимущим одиноким гражданам и семьям

Несмотря на представленную законодателем формулировку, российские исследователи продолжают дискуссии на предмет поиска оптимального соотношения между методиками проведения социальной работы и сложными жизненными условиями, в которых пребывает трудящийся человек, нуждающийся в помощи, применяя разнообразные современные подходы.

Например, В.В. Семенихин отмечает, что в действующем законодательстве присутствует привязка системы социального помощи и обеспечения к трудной жизненной ситуации, в которой может оказаться любой гражданин . Следует пояснить, что объектом социальной работы в широком смысле выступает именно система социальных отношений, однако, предмет социальной работы более узкий, поскольку охватывает не все социальные отношения, а только наиболее проблемные группы отношений, которые способны привести к социальной дестабилизации, дезорганизации, стать причиной роста социальной напряженности и возникновения социальных конфликтов. В идеале, социальная работа стремится к оптимизации социальных отношений, в которых субъект социальной работы восстановится, выйдет из сложной жизненной ситуации, получит своевременно и в необходимом объеме необходимую социальную помощь.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ», трудной жизненной ситуацией называется такая ситуация, которая нарушает деятельность гражданина, и которую не получается преодолеть самостоятельно .

Учитывая мнение, высказанное выше В.В. Семенихиным, и нормы законодательства, полагаем, что термин «трудная жизненная ситуация» является оценочным, что усложняет процесс оказания социальной помощи населению в условиях проведения социальной работы. Кроме того, следует отметить, что на практике, в частности, на региональном и муниципальном уровне представления трудной жизненной ситуации очень различаются, что, неизменно, влияет и на объем, качество, результативность социальной работы. Аналогичной точки зрения придерживается Е.В. Каймакова, которая на примере отдельных областей, обосновывает различное отношение к социальной работе и социальной помощи нуждающимся гражданам. Анализ материалов, посвященных социальной работе и социальной помощи граждан, позволил отметить, что под трудной жизненной ситуацией понимаются самые разнообразные жизненные события – последствия стихийных бедствий, пожаров, необходимость неотложной медицинской помощи, приобретение тяжелого заболевания .

На наш взгляд, многие из перечисленных выше событий следует именовать не трудной, а экстремальной или чрезвычайной жизненной ситуацией. Экстремальная жизненная ситуация – это обстоятельство, которое повлекло причинение значительного ущерба гражданину в результате опасного природного явления, стихийного бедствия, пожара. То есть, трудная жизненная ситуация усложняет нормальную деятельность человека, не позволяет ему самостоятельно справится с проблемой, а экстремальная ситуация – делает жизнь человека невозможной, поскольку наступает крайне неожиданно. Именно в таких ситуациях особое значение при оказании социальной помощи и поддержки приобретает не только профессиональная социальная работа, но и социальное служение, под которым необходимо понимать деятельность волонтеров, разных благотворительных фондов и организаций, просто неравнодушных людей. Социальное служение и социальная работа – элементы социальной сферы, однако, их отождествлять не следует. В последнее время в области оказания социальной помощи и методики проведения социальной работы существует ряд нерешенных проблем. Так, пожилые люди, лица с инвалидностью нуждаются часто не только в медицинской или материальной поддержке, но и в психологической помощи, на оказание которой у государства просто не хватает возможностей и ресурсов. Именно в данной ситуации неоценимую услугу оказывают добровольны, осознающие значение социального служения для людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Оказание социальной помощи нуждающимся категориям граждан – это мера социальной защиты населения. Е.Г. Азарова указывает, что социальная защита – это целостная система принципов, методов и правил, закрепленных социальных гарантий и функционирующих учреждений, деятельность которых направлена на поддержание достойного уровня жизненного обеспечения различных социальных групп населения .

Государство, в свою очередь, использует социальную защиту как одно из направлений социальной политики, которое необходимо для установления и поддержания материального и социального положения всех членов общества. Как правило, в усиленной социальной помощи нуждаются граждане, которые по тем или иным причинам, не могут самостоятельно справиться с возникшими жизненными сложностями, либо не в состоянии обеспечить себе нормальное существование. Речь идет о таких категориях граждан как инвалиды, дети-сироты, пожилые люди, матери с малолетними детьми, многодетные семьи, тяжелобольные одинокие люди.

В представлении обычного человека социальная политика государства включает в себя различные экономические, юридические гарантии, направленные на поддержание нормального уровня жизни всех граждан. В частности, социальная помощь представляет собой разнообразные выплаты, пособия, дотации, льготы и компенсации. Однако кроме них, государство создает специальные органы, функционирующие в социальной сфере, которые оказывают различные социальные услуги, осуществляют социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание, социальное обеспечение, наряду с социальной помощью, являются составными элементами социальной защиты населения. Отметим, что социальная работа как профессиональная деятельность охватывается явлением социальной защиты населения. С сожалением, следует отметить, что социальное служение в настоящее время не признается составным элементом социальной защиты населения, хотя именно благодаря социальному служению социально незащищенные категории граждан не отстраняются от общественной жизни.

В действующем законодательстве отсутствует полноценное определение терминам «социальная работа» и «социальное служение», кроме того, дискуссии вокруг категорий «социальное обеспечение», «социальная защита» в науке до сих пор не закончились. Отметим, что на конституционном уровне законодатель достаточно часто обращается к термину «защита». Например, в ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашается, что государство обязано не только соблюдать, но и защищать граждан, их права и свободы. В ст. 45 Конституции Российской Федерации государство гарантирует каждому человека защиту прав и свобод, с использованием любых способов и форм, которые не запрещены законом.

Термин «защита», используемый в социально-правовых отношениях, приобретает несколько иную окраску. Так, социальная защита также является мерой государства, которая используется в случае поддержки, оказания помощи населению, по различным причинам, но чаще при наступлении социальных рисков. В ст. 33 Конституции Российской Федерации значится, что каждый человек может воспользоваться различными способами защиты и восстановления своих прав и интересов. Так, граждане социально уязвимых категорий могут напрямую обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам социальной защиты, либо сделать это с помощью письменного (электронного) заявления. В социальной защите могут принимать участие и правозащитные, общественные организации, служащие на благо обществу, которые помогают нуждающимся гражданам разобраться в системе органов социального обеспечения.

Полагаем, социальной защитой считать совокупность действий, которые направлены на обеспечение и исполнение норм действующего законодательства всеми субъектами-участниками социальных правоотношений (юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями). Следовательно, социальная работа как профессиональная деятельность и социальное служение – элементы социальной защиты, наравне с социальным обеспечением, обслуживанием и помощью, без которых нуждающиеся лица не будут считать себя полноценными в обществе и государстве.

Социальной сфере в государстве следует уделять особое внимание, поскольку именно она отвечает за обеспечение общего благополучия граждан и их всестороннее развитие. О том, что социальная сфера – это одно из главных направлений внутренней политики государства можно говорить, исходя из содержания ст. 7 Конституции Российской Федерации, где указано, что Россия – это социальное государство, политика которого предполагает создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития. Функции социального государства состоят в следующем:

– поддержка социально уязвимых категорий граждан;

– поддержка материнства, детства, отцовства и семьи;

– устранение социального неравенства, борьба с безработицей и финансовая поддержка населения;

– охрана здоровья и труда населения.

Функции социального государства декларируют право на труд, здоровье, жилище, образование, социальное обеспечение. Реализация данных прав – это обеспечение социальных благ для каждого человека и всего населения государства. Однако даже при реализации прав принятие и разработка управленческих решений необходима. В частности, правильный системный подход в управлении позволит выявить внутренний механизм не только отдельных компонентов целостной системы социальной сферы, но и установить их взаимодействие на различных уровнях и на этой основе сформулировать комплексный подход к основным направлениям социальной сферы. Для социально-трудовых отношений можно выделить некоторые обобщающие показатели – рост денежных доходов населения, снижение финансового разрыва между богатыми и малообеспеченными гражданами, повышение уровня жизни. Р.Ю. Горлачев подчеркивает, что реализация социальной политики государства базируется не только на оказании социальной помощи посредством осуществления социальной работы, но и на осуществлении социального обеспечения населения с привлечением лиц и организаций, служащих на социальное благосостояние нуждающихся граждан .

Так, социальное обеспечение в контексте осуществления трудовых отношений включает в себя:

– стимулирование оплачиваемой трудовой деятельности, поддержание ее стабильности;

– компенсация доходов с использованием механизма социального страхования, предотвращение социальных рисков;

– оказание социальной помощи незащищенным группам населения;

– обеспечение равного доступа к медицинским услугам и образованию.

Система социальной защиты граждан предполагает, что государство будет усиленными темпами бороться с нищетой, проводить мероприятия по повышению комплексной защиты населения от социальных и экономических рисков, реформированию и преобразованию медицинского и пенсионного страхования. Социальная сфера, включающая в себя и технологии социальной работы, и добровольное социальное служение обществу, устанавливает необходимость реализации социальных прав, которые выделены в особую категорию прав человека. Они характеризуются как такие, которые не имеют таких свойств, как политические или гражданские, поскольку на них влияют переменные величины (экономика, социальная сфера, культура и нравственность общества, воля и политика государства).

Так, право на социальное обеспечение относится к той категории прав человека, которые получили признание международного сообщества. Конституция Российской Федерации провозглашает некоторые социальные права граждан, среди которых право на социальную защиту, на обеспечение в случае утраты трудоспособности, безработицы или потери кормильца, наступления старости или рождения детей. Право на социальное обеспечение предоставляется и отдельным категориям граждан, даже в большей мере, например, инвалидам. Термин «инвалидность» включает в себя значительное число различных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения во всех странах мира .

Полагаем, что физические или психические ограничения, как правило, не позволяют, либо препятствуют гражданам нормально проживать в обществе, пользоваться благами цивилизации и достижениями науки. Однако при правильной и достаточной поддержке государства и общества можно устранить многие ограничения.

Таким образом, в настоящее время социальная помощь и социальное обеспечение – это неотъемлемые составляющие социально-трудовых отношений; важные элементы социального обеспечения социально незащищенных категорий граждан и активного трудового населения. Социальные отношения на рынке труда – сложное общественное явление, позволяющее решить проблемы человеческих взаимоотношений, посредством их укрепления, повышения уровня благополучия граждан государства. Однако социальную помощь нуждающимся гражданам оказывают не только специализированные учреждения или социальные работники, но и общественные организации, благотворительные фонды и просто добровольцы – субъекты, занимающиеся социальным служением. Учитывая всё вышеизложенное, полагаем, социально-трудовыми отношениями являются взаимодействие и взаимозависимость участников социальной сферы, которая нацелена на полноценное и достаточное регулирование качества трудовой жизни.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (прин. всенародным голосованием 12.12.1993 г.), с учетом с посл. поправок от 05.02.2014 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 48. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 8.01.2019 г.) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 8.01.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.
4. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017.  № 8. С. 112.
5. Горлачев Р.Ю., Кошечкина А.А. О правовом равенстве граждан Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 6. С. 9.
6. Каймакова Е.В. Обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 51.
7. Нехода Е.В. Развитие социально-трудовых отношений в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 1. С. 151-159.
8. Никитин В.А. Состояние и проблемы развития теории социальной работы в России // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 134.
9. Семенихин В.В. Больничные и иные пособия по социальному страхованию. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. С. 256.
10. Тресков В.И. Ветераны, инвалиды, чернобыльцы – ваши льготы и привилегии. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 13. С. 75.