КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ АКЦИЗА НА ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ, АЛКОГОЛЬНУЮ И СПИРТОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право
LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ АКЦИЗА НА ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ, АЛКОГОЛЬНУЮ И СПИРТОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В данной статье рассматривается юридическая коллизия в налоговом праве на примере пункта 2.1 статьи 187 Налогового Кодекса Российской Федерации [1] (далее – НК РФ), а также раскрывается основной механизм работы с единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) контролирующих органов. Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования акцизного налогообложения операций с денатурированным этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией в Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 187 НК РФ в случае, если налоговая база по алкогольной и спиртосодержащей продукции, определенная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 НК РФ, менее объема реализованных указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженного в ЕГАИС, налоговая база по таким подакцизным товарам определяется на основе данных ЕГАИС.
Автоматизированная информационная система ЕГАИС предназначена для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для решения следующих задач:
• обеспечение полноты и достоверности учета с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема, правильности начисления акциза;
• обеспечение ведения учета импорта с контролем правильности начисления акциза и возможностью детализации до страны происхождения, производителя, поставщика, импортера, вида, наименования продукции, крепости, объема;
• обеспечение ведения учета федеральных специальных марок и акцизных марок с возможностью детализации до организации, осуществляющей производство и оборот алкогольной продукции или импорт алкогольной продукции, которой она выдана, на какую алкогольную продукцию нанесена марка или по каким причинам забракована, каким актом списана и уничтожена;
• анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов;
• затруднение реализации контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота, между отправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде [4].
В целях контроля правильности исчисления авансового платежа акциза на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию Инспекцией проводится анализ и сопоставление объема поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по данным налоговой декларации, представленной налогоплательщиком и по данным отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции самого налогоплательщика и контрагента, содержащегося в универсальном транспортном модуле единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – УТМ системы ЕГАИС).
Из вышеуказанного следует, что в случае, если в системе ЕГАИС объем реализованной алкогольной продукции будет отражен больше объема, заявленного налогоплательщиком, налоговый орган обязан доначислять сумму авансового платежа акциза.
В системе ЕГАИС есть существенный недостаток, а именно: руководствуясь «Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», установленными Постановлением от 31 декабря 2020 г. N 2466 [2], общество производит фиксацию количества (в штуках) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, разлитой в потребительскую тару (упаковку), в том числе учтенное средствами измерения. Далее система ЕГАИС позволяет формировать отчеты, информация об объемах, в которых отображается в тысячах декалитров.
То есть фиксация системой ЕГАИС происходит непосредственно на производственном конвейере, через который проходят бутылки с алкоголем. После чего система ЕГАИС трансформирует бутылки в штуках в тысячи декалитров безводного этилового спирта. Общество отражает в налоговой декларации показатели без трансформации, налоговый орган получает данные из системы ЕГАИС, уже трансформированные из бутылок в тысячи декалитров. За счет такой сложной процедуры происходит округление по математическим правилам. Если в тысячах декалитров данные округления кажутся незначительными, то при переводе в литры, для исчисления налога, выявляется серьезная разница.
Кроме того, разница возникает не только из-за трансформации. Например, общество производит алкоголь с крепостью 43%, 18%, 19%, 24%, 25% и так далее. В системе ЕГАИС происходит разделение только на алкоголь крепостью: до 25%, 40%, свыше 25%. Перевод алкогольной продукции в литры безводного этилового спирта для определения налоговой базы происходит по следующей формуле: X * 1000 * 10 * 20%, где:
Х - объем реализованной продукции по данным ЕГАИС (тыс. дал.). Далее объем реализованной продукции необходимо умножить на 1000 (перевод из тысяч декалитров этилового спирта в декалитры этилового спирта), далее умножить на 10 (перевод из декалитров этилового спирта в литры этилового спирта), далее умножить на 20% (средняя крепость алкогольной продукции, реализованной обществом (от 18% до 25%)). Таким образом, вычисляется объем безводного этилового спирта.
На данном этапе, при вычислении по условной формуле, уже происходит расхождение. Это объясняется следующим, налоговый орган берет в расчет среднюю крепость алкоголя, а налогоплательщик производит вычисления с показателями реальной крепости закупаемой алкогольной продукции.
Для наглядности трансформации и сравнения объема реализованной алкогольной продукции по данным налогоплательщика и системы ЕГАИС приведем данные в табличный вид.
Таблица 1.
Сравнение объема реализованной алкогольной продукции по данным налогоплательщика и системы ЕГАИС
Вид алкогольной продукции |
Объем реализованной продукции по данным ЕГАИС за 1 месяц (тыс.дал) |
Объем реализованной продукции по данным ЕГАИС за 1 месяц (литры) |
Объем реализованной продукции по данным ЕГАИС за 1 месяц (литры) |
Объем подакцизного товара по данным налоговой декларации за 1 месяц (литры) |
Отклонение объема подакцизного товара по данным налоговой декларации и на основании данных ЕГАИС за 1 месяц (литры) |
Количество реализованной продукции по данным ЕГАИС за 1 месяц в бутылках (в штуках) |
224 алког. прод. до 25% |
6.23685 |
62 368.5 |
62 368.5 |
62 362.5 |
6 |
2 115 516 |
224 водка 40% |
69.25042 |
692 504.2 |
729 829.6 |
729 650.60 |
179 |
153 518 |
224 алког. прод. свыше 25% |
3.7324 |
37 325.4 |
49 626 |
|||
ИТОГО |
79.21981 |
792 219.81 |
792 219.81 |
792 013.1 |
185 |
2 318 660 |
*Данные взяты из реальной налоговой декларации налогоплательщика и системы ЕГАИС.
Согласно Таблице 1 отклонения составили 0.0185 тысяч декалитров или 185 литров. В соответствии со ст. 193 НК РФ алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 % (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) облагается по ставке 566 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Следовательно, сравнивать объемы подакцизной алкогольной продукции, отраженные в налоговой декларации и в ЕГАИС необходимо именно в литрах. Из сказанного следует: доначисление составляет 104 710 рублей (185 * 566).
Разница тысячных тысяч декалитров за счет трансформации и расчета налоговой базы с примерной крепостью алкоголя возникает каждый месяц.
По мнению автора, законодатель должен дать шанс налогоплательщику обосновать объемы алкогольной продукции, прежде чем прибегать к такому, достаточно жесткому инструменту, как доначисление.
Автор предлагает следующую формулировку пункта 2.1 статьи 187 НК: «В случае, если налоговая база по алкогольной и спиртосодержащей продукции, определенная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 НК РФ, менее объема реализованных указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженного в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), налогоплательщику необходимо представить первичные документы, подтверждающие фактический объем реализованной продукции.».
Так как определение налоговой базы по подакцизным товарам имеет свои тонкости, а система ЕГАИС различает только 3 вида алкоголя (до 25%, водка, свыше 25%), и определение налоговой базы по данным ЕГАИС является лишь примерным, необходимо, в первую очередь, исследовать первичную документацию, в которой отражен реальный объем алкогольной продукции и её крепость.
В настоящее время продолжает возрастать актуальность поиска наиболее адекватных методов и форм государственного контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и соответствующего правового оформления методов государственного управления в данной сфере. В целях более эффективного государственного регулирования и устранения негативных последствий для участников рынка предпочтительным представляется совершенствование технических характеристик ЕГАИС, сокращение стоимости установки и обслуживания комплекса. Для улучшения ситуации на рынке алкогольной продукции также имеет смысл двигаться в сторону усиления взаимодействия государства и бизнеса.
Безусловно, система ЕГАИС облегчает контроль за объемом поставки и реализации алкогольной продукции налогоплательщиком, но рассчитать размер акциза на алкогольную продукцию по данным, отраженным в ней – невозможно. Следовательно, по мнению автора, недопустимо наказывать налогоплательщика за то, что данные, содержащиеся в системе ЕГАИС и налоговой декларации по акцизам расходятся.