ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УНИФИКАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС
Секция: Административное право; административный процесс
LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УНИФИКАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС
Борьба с таможенными правонарушениями приобретает все большую значимость в связи с усложнением таможенных правоотношений, формированием и функционированием различных региональных интеграционных объединений.
Особое место в борьбе с таможенными правонарушениями занимает международное сотрудничество, актуальность которого обуславливается тем, что такие правонарушения наносят существенный вред интересам государств, а также затрудняют развитие международной торговли.
От сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в этой сфере зависит эффективность борьбы с административными таможенными правонарушениями.
В настоящее время каждая из стран ЕАЭС сталкивается с угрозами внешнего мира и борется с ними своими усилиями. Однако международные таможенные правонарушения и преступления являются общей угрозой экономической безопасности для всех стран ЕАЭС.
При совершении правонарушения в сфере таможенного регулирования особое внимание уделяется нормативно-урегулированным принципам поведения субъектов взаимоотношений, поэтому, в данном случае, важную роль играют два ключевых момента: финансовая часть, отражающая масштабы причиненного ущерба социальным взаимоотношениям, и правовой момент, определяющий несоблюдение таможенного законодательства, влекущий административную ответственность [2, с. 119].
Однако актуальной проблемой в борьбе с таможенными правонарушениями в государствах-членах ЕАЭС на сегодняшний день является отсутствие унифицированной ответственности на таможенной территории ЕАЭС.
Невозможность учета правонарушений, которые совершает один и тот же субъект на территории других стран ЕАЭС, является существенным недостатком административного законодательства о таможенных правонарушениях стран ЕАЭС. При этом повторное совершение правонарушения является отягчающим обстоятельством в соответствии с законодательством всех стран. В рамках общей таможенной территории и свободного движения товаров и транспортных средств этот факт повышает риск совершения повторного правонарушения на территории стран-участниц ЕАЭС [1, C. 183].
Кроме того, в Кодексах об административных правонарушениях (далее – КоАП) государств-членов ЕАЭС не придается противоправный характер деяниям, которые считаются таковыми по законодательству остальных стран-участниц ЕАЭС. Соответственно этот момент способствует совершению нарушителем противоправного деяния «через соседнее государство».
Таким образом, необходимым считается создание единой нормативной базы ЕАЭС. Так, при наличии союза, общего таможенного пространства, общих целей и задач, административное законодательство в области таможенных правонарушений у каждого государства свое. В практической деятельности это приводит к проблемам в применении законодательства.
Решение данной проблемы возможно путем перевода законодательства о таможенных правонарушениях с национального на наднациональный уровень и создания унифицированной главы в Таможенный кодекс ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС). В данной главе следует урегулировать исчерпывающий перечень таможенных правонарушений, в частности все формулировки составов, содержащиеся в КоАП стран-членов ЕАЭС, ответственность за их совершение, отягчающие и смягчающие обстоятельства, сроки давности и размеры правонарушений, которые являются критерием к дифференциации административной ответственности.
Целесообразно унифицировать перечень лиц, которые могут выступать в качестве субъектов правонарушений в таможенной сфере.
Унификация размера деяния является необходимым новшеством, поскольку все страны-участницы ЕАЭС, кроме Российской Федерации, для измерения размера деяния и ответственности за него применяются национальные показатели (месячный расчетный показатель в Казахстане, расчетный показатель в Киргизии и Армении, базовая величина в Беларуси). Следует отметить, что в Кыргызской Республике сумма, составляющая крупный размер, является самой низкой из всех государств, самая высокая сумма – в Республике Армения.
Для расчета нанесенного ущерба в унифицированной главе ТК ЕАЭС о таможенных правонарушениях предлагается использовать расчетный показатель, разработанный в рамках ЕАЭС. В дальнейшем, этот показатель может быть использован для других нормативных правовых актов на наднациональном уровне.
Добавление в ТК ЕАЭС главы о таможенных правонарушениях позволит свести к минимуму совершаемые на таможенной территории ЕАЭС таможенные правонарушения по ряду причин:
- унификация ответственности за совершение таможенных правонарушений в сфере таможенного регулирования позволит применять наиболее эффективные санкции на основе анализа норм кодексов пяти стран ЕАЭС, которые сделают нарушение таможенного законодательства неразумным для нарушителя по экономическим соображениям (например, введение крупного штрафа и обязательной конфискации предмета правонарушения повысят риски для потенциального нарушителя таможенного законодательства).
- объединение нормативной базы, регулирующей таможенные правонарушения в рамках ЕАЭС, в единую систему сократит возможности нарушителей безнаказанно перемещать товары через страны, в которых данный проступок не квалифицирован в КоАП. Данная база позволит эффективно использовать рабочее время должностных лиц таможенных органов при осуществлении административного процесса по таможенным правонарушениям.
- согласование сроков, касающихся пресечения таможенных правонарушений, позволит осуществлять более эффективные меры [1, C.184–185].
Несмотря на то, что на таможенной территории ЕАЭС применяется единое таможенное законодательство, осуществляется свободное перемещение товаров, административное законодательство о таможенных правонарушениях на наднациональном уровне не унифицировано. Следовательно, видна необходимость введения главы, устанавливающей ответственность за совершение административных таможенных правонарушений.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, прослеживается необходимость в создании отдельной главы в ТК ЕАЭС, содержащей исчерпывающий перечень таможенных правонарушений (в частности все формулировки составов, закрепленных в КоАП стран-членов ЕАЭС, ответственность за их совершение, отягчающие и смягчающие обстоятельства, сроки давности и размеры правонарушений, которые являются критерием к дифференциации административной ответственности) и позволяющей применять наиболее эффективные санкции на основе анализа норм всех пяти стран-участниц ЕАЭС, согласно которым нарушения таможенного законодательства будут являться нецелесообразными для лица, нарушающего таможенное законодательство по экономическим соображениям.