ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
THE MAIN PROBLEMS OF THE APPLICATION OF LAND LEGISLATION ON THE LEGAL REGIME OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES
Valery Vlasov
cand. legal Sciences, Head of the Department of Land Law and Environmental Expertise, Russia, Krasnoyarsk
Sergey Rakovets
Student, Krasnoyarsk State Agrarian University, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. Анализ действующего законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий позволил выявить ряд пробелов в регулировании особо охраняемых природных территорий.
Abstract. The analysis of the current legislation in the field of specially protected natural territories revealed a number of gaps in the regulation of specially protected natural territories.
Ключевые слова: особо охраняемые природные территории; правовой режим; специальный режим особой охраны; правовой статус.
Keywords: specially protected natural territories; legal regime; special regime of special protection; legal status of peervrod.
Особо охраняемые природные территории представляют собой ценный ресурс земельного фонда Российской Федерации, охраняемая экосистема с точки зрения экологии, важный с социальной точки зрения как показатель ответственного отношения к будущим поколениям.
Как отмечают А.П. Анисимов, А.П. Алексеева «особо охраняемые природные территории, подобны зонам экологического бедствия, являются территориями с особым эколого-правовым статусом» [3]. Режим особо охраняемых природных территорий регулируют десятки нормативных международных, федеральных и региональных правовых актов. В Российской Федерации, помимо Земельного Кодекса, правовой режим данных территорий регулируется Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [1], анализ которых позволяет сделать несколько выводов.
Федеральный закон не содержит точного определения понятия «правовой режим особо охраняемых природных территорий» или «режим охраны», что позволяет развивать разностороннее толкование этого понятия. В наиболее общем виде, под правовым режимом особо охраняемой природной территорией понимается совокупность запрещенных и разрешенных видов деятельности на территории под особой охраной. Однако в законе прослеживаются противоречия. Так, Г.С. Беляева, указывает, что правовой режим – это особый порядок правового регулирования общественных отношений, основанный на определенном сочетании правовых средств (в том числе способов правового регулирования), гарантий и принципов, создающий благоприятные (неблагоприятные) условия для удовлетворения интересов субъектов права и направленный на достижение оптимального социально-значимого результата [3, С. 12].
Другие авторы А.В. Малько и А.В. Косак определили правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [1, С. 8].
Таким образом, особый режим охраны и использования территории представляет собой динамичную категорию, содержание которой зависит от целей создания особой территории, а также окружающей обстановки (например, возникновение чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение) будет его изменять). В связи с этим, возникают проблемы верного толкования, неопределенности условий охраны и соблюдения защитных механизмов на данной территории, а значит требуется четкая классификации правового режима.
Во-первых, можно выделить особые режимы охраны и использования особо охраняемых природных территорий в зависимости от ее вида (например, особый режим охраны и использования памятника природы, особый режим охраны и использования национального парка и т.д.).
Во-вторых, следует дополнительно выделять экстраординарные (чрезвычайные) режимы охраны и использования, связанные с введением дополнительных ограничений из-за природных или техногенных факторов (например, пожар, наводнение, разлив нефтепродуктов и т.д.).
В период действия чрезвычайных режимов дополнительно могут ограничиваться права граждан и юридических лиц, связанные с их нахождением на особой территории, а также устанавливаться дополнительные обязанности, и усиливаться ответственность.
В-третьих, внутри одного вида охраняемой территории можно наблюдать примеры функционального зонирования. Так, п. 1 ст. 15 ФЗ «Об особых территориях» предусматривает, что в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: а) заповедной зоны; б) особо охраняемой зоны; в) рекреационной зоны; г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; д) зоны хозяйственного назначения; е) зоны традиционного экстенсивного природопользования.
Отметим, что многие региональные законы об охране территорий в этом плане намного шире рассматривают данную проблему и предполагают введение различных режимов охраны вне зависимости от охраняемой территории.
Таким образом, в связи с отсутствием зон ответственности можно согласиться с И. А. Ильиным, указывающим, «необходимость зонирования, чтобы каждый фактически знал то, что ему по праву «можно», «должно» и «нельзя», чтобы он как бы воочию осязал пределы своего правового «статуса» в уверенности, что они могут быть изменены по праву, но не против права и не в обход его» [2].
В связи с этим полагаем, что, во-первых, особо охраняемой территорией должна рассматриваться как территория, обладающая специальным правовым статусом. Общий порядок признания территории особо охраняемой, внесение изменений в границы, снятие статуса, управление и порядок охраны – все эти положения, связанные с правовым статусом, должны быть определены на федеральном (ФЗ «Об особо охраняемой территории»), а также региональном уровнях.
Во-вторых, наделение территории статусом особо охраняемой территории позволит установить на ней режим особой охраны и использования, который включает в себя совокупность запрещенных и разрешенных видов деятельности. При этом необходимо закрепить приоритет регулирования за федеральным законодательством над смежным природно-ресурсным законодательством.
Таким образом, установление охранных зон особо охраняемых природных территорий существенным образом повлияет на правовой режим земельных участков, находящихся в их границах. Изменения, связанные с установлением охранных зон, влекут изменение кадастровой и рыночной стоимости земельных участков и, как следствие, право правообладателей земельных участков требовать от органов государственной власти возмещения убытков в рамках гражданского и земельного законодательства.