АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Секция: Административное право; административный процесс
LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ADMINISTRATIVE OFFENSES AGAINST THE ENVIRONMENT
Anastasia Ban
Chief Specialist, Soligorsk Regional Inspectorate of Natural Resources and environmental protection, Republic of Belarus, Soligorsk
Аннотация. В статье отражено комплексное изучение общественных отношений в области окружающей среды. Приведена детальная характеристика правонарушений против окружающей среды, влекущих административную ответственность; проанализировано специальное основание для освобождения лиц от административной ответственности и предложен практический вариант реализации такого основания; выявлен ряд особенностей административных деликтов против окружающей среды и даны предложения их правоприменения.
Abstract. The article reflects a comprehensive study of social relations in the field of the environment. A detailed description of offenses against the environment, entailing administrative responsibility, is given; analyzed a special basis for the release of persons from administrative responsibility and proposed a practical implementation of such a basis; a number of features of administrative torts against the environment are revealed and proposals for their enforcement are given.
Ключевые слова: административное правонарушение; состав правонарушения; административная ответственность; административное взыскание; освобождение от ответственности; вред; окружающая среда.
Keywords: administrative offense; composition of offenses; administrative responsibility; administrative sanction; exemption from liability; harm; environment.
В соответствии со статьей 46 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды [1].
Административная ответственность за нарушение экологического законодательства является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды [71, с. 212].
Так, по общему правилу ответственность наступает при наличии противоправного, виновного поведения, вреда и причинной связи между ними [22].
Эффективность административно-деликтного воздействия в экологической сфере зависит от ряда факторов. К наиболее важным из них следует отнести четкое определение составов административных правонарушений, основанных на закрепленных природоохранным и природоресурсным законодательством правилах правомерно поведения, а также обеспечение превентивной, регулятивной и восстановительной функций административной ответственности [57, с. 298].
В соответствии с частью первой статьи 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП Республики Беларусь) административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность [11].
Составы административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования выступают как проступки, значительные и грубые правонарушениями с формальным или материальным составом, совершаемые в форме умысла и неосторожности физическими и юридическими лицами (в том числе должностными), индивидуальным предпринимателем. Имеют бланкетный характер, то есть для правильного применения норм КоАП Республики Беларусь необходимо обращение к ряду других актов законодательства, в том числе техническим нормативным правовым актам.
В КоАП Республики Беларусь 2021 года пересмотрено значительное количество составов административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования. Ряд составов были исключены в связи с их неактуальностью. Поддерживаем решение законодателя перенести в главу 16 составы административных правонарушений, предусматривающих самовольное пользование отдельными видами природных ресурсов, которые ранее располагались в иных главах кодекса. Все эти составы связаны между собой единым объектом посягательства.
К правонарушениям в области охраны окружающей среды, за которые наступает административная ответственность, относятся статьи 16.1, 16.5, 16.9, 16.31, 16.32, 16.33, 16.41, 16.42, 16.43 и 16.44 КоАП Республики Беларусь.
В связи с тем, что в части 1 статьи 2.2 КоАП Республики Беларусь определены категории административных правонарушений, предлагается структурировать составы правонарушений Особенной части главы 16 КоАП Республики Беларусь в пределах статьи от наименьшей степени общественной вредности и тяжести последствий к наибольшей.
При детальном анализе объективной стороны правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 3 статьи 16.31 КоАП Республики Беларусь, выявляется их конкуренция. С целью устранения трудностей при квалификации деяния предлагаем изложить диспозицию части 3 статьи 16.31 в следующей редакции: «отсутствие инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо предоставление недостоверных сведений и (или) недостоверных данных, на основании которых проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Опираясь на складывающуюся правоприменительную практику диспозицию статьи 16.32 КоАП Республики Беларусь предлагается изложить в новой редакции: «невыполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов газоочистными установками и автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух для вновь вводимых (модернизируемых, реконструируемых) стационарных источников выбросов, а равно нарушение правил эксплуатации газоочистных установок».
Ввиду перехода на электрокары и наличие единичных случаев превышения допустимых норм выбросов механическими транспортными средствами состав правонарушения, предусмотренный статьей 16.33 КоАП Республики Беларусь, в ближайшей перспективе будет неактуальным. Предлагаем исключить статью 16.33 КоАП Республики Беларусь.
С целью устранения имеющихся противоречий предлагается рассмотреть вариант изложения примечания к главе 16 КоАП Республики Беларусь в следующей редакции: «лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей главой, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение с вынесением ему предупреждения при соблюдении одновременно следующих условий:
оно признало факт совершения им административного правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения;
в течение одного года до совершения административного правонарушения на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от административной ответственности с вынесением предупреждения за такое же административное правонарушение;
при наличии вреда, причиненного окружающей среде в результате совершения данного административного правонарушения, в размере до ста базовых величин, установленного на день совершения правонарушения, лицо добровольно возместило такой вред до объявления постановления по делу об административном правонарушении.
При отсутствии хотя бы одного из условий применяются положения Общей части Кодекса».