Статья:

ДЕТЕРМИНАЦИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Иорданян А.К. ДЕТЕРМИНАЦИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(77). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕТЕРМИНАЦИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иорданян Артем Камоевич
магистрант, Высшая школа государственного аудита Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова РФ, г. Москва

 

DETERMINATION OF CORRUPTION IN THE SYSTEM OF REGULATORY LEGAL ACTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Artem Vardanyan

Master's degree student, Higher School of State Audit Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Наличие и уровень коррупции в стране обусловлен рядом политических, экономических, правовых, психологических, социальных и иных причин, наличие которых не позволяет в полной мере выработать действенный механизм по противодействию коррупции. Необходимо разрешение сложившихся на протяжении последнего времени проблем в указанных сферах для того, чтобы проблема коррупции в целом перестала играть роль одной из главнейших.

Abstract. The presence and level of corruption in the country is due to a number of political, economic, legal, psychological, social and other reasons, the presence of which does not allow us to fully develop an effective mechanism to combat corruption. It is necessary to resolve the problems that have developed recently in these areas in order for the problem of corruption as a whole to cease to play the role of one of the most important.

 

Ключевые слова: причины коррупции; коррупционные преступления; система нормативны-правовых актов; антикоррупционная экспертиза; экономическая безопасность.

Keywords: causes of corruption; corruption crimes; system of normative legal acts; anti-corruption expertise; economic security.

 

Наиболее существенной причиной существования коррупции является общественный кризис, которому присущ высокий уровень правового нигилизма, нравственная неустойчивость и пренебрежение к праву в целом.

И зачастую в подобных ситуациях людьми движет сложившийся менталитет и правосознание, которые диктуют человеку достичь цели любыми способами и средствами, чем, например, обуславливается личная заинтересованность в системе государственной службы. С течением времени сложилось мнение, что совершить действие коррупционного характера для достижения того или иного результата намного выгоднее и предпочтительнее, нежели прибегая к профессионализму и компетентности государственной власти в лице должностных лиц.

Отдельную роль в становлении коррупции и ее укреплении играют традиции и обычаи, которые вывели ее на новый уровень. Например, в некоторых регионах России коррупция настолько крепко закрепилась, что зачастую для реализации поставленной задачи или цели прибегнуть к ней необходимо, иначе их достичь практически нереально [4].

Если говорить о политических причинах существования коррупции в стране, то необходимо отметить те, которые способствуют ее укоренению:

  1. отсутствие ответственности исполнительной власти перед законодательной и судебной ветвями власти. Так, зачастую чтобы иметь возможность занять ту или иную высокую должность не требуется обсуждение кандидатуры в законодательном органе власти, и потому функционирует патронажная система формирования государственного аппарата;
  2. отсутствие должного общественного контроля за функционированием аппарата чиновников со стороны гражданского общества. Стоит отметить, что в действительности действия институтов гражданского общества, как правило, не несут положительного результата, поскольку чиновничьи власть и авторитет перекрывают их. Сложившаяся на протяжении долгих лет ситуация с отсутствием действий и ответственности виновного лица в случае сообщении о фактах коррупции снижает заинтересованность гражданина об их сообщении, кроме этого, следует отметить так же и то, что в действительности не обеспечена защита сообщающего лица от коррупционера, его власти и возможных последствий от сообщения важных сведений, не обеспечена анонимность лица, сообщающего такие сведения, отсутствует вознаграждение за помощь в  выявлении коррупционного правонарушения и его пресечения, а потому уровень коррупции не снижается и не вырабатывается страх перед совершением действий коррупционного характера;
  3. отсутствует четкое разграничение полномочий между структурными подразделениями, что ведет так же к дублированию компетенции и пренебрежительному отношению государственных должностных лиц к возлагаемым на них обязанностям. Проблема дублирования полномочий активно обсуждается на протяжении последних лет, поскольку при наступлении неблагоприятных последствий происходит перекладывание ответственности, не признавая вину за той или иной государственной структурой. В целях устранения такого дублирования необходимо проанализировать возложенные полномочия на государственные структуры и четко их разграничить между собой с целью исключения их дублирования, поскольку таким образом выделяются бюджетные средства в двойном размере, и направляются, как можно сделать вывод, зачастую не по их назначению;
  4. наличие слабой антикоррупционной политики. Проблема высокого уровня коррупции в стране во многом обусловлена еще и тем, что высокопоставленные должностные лица не привлекаются к ответственности или в отношении них, выбирается «слабая» для их правонарушения мера наказания по той причине, что они близки к руководству страны. В подобных случаях можно выделить несколько положительных моментов занятия должности не «чужим» должностным лицом: верность, честность, приверженность единых целей и открытость, однако, с течением времени такие лица начинают злоупотреблять оказанным доверием и действуют в противоречии с законом, не неся при этом должной ответственности.

Сложившаяся процедура занятия должностей должна быть пересмотрена, что позволит сократить уровень коррупции в системе государственного аппарата;

Росту коррупции способствует так же и ряд экономических причин. Стоит отметить, что коррупция в сфере экономики стала рассматриваться как один из инструментов влияния на политику, и российский бизнес с течением времени стал рассматривать коррупцию как один из основных факторов достижения экономического успеха, поскольку зачастую закон не был способен помочь решению тех или иных проблем, и потому прибегали к незаконным способам, поскольку их применение было выгоднее по сравнению с законными.

К экономическим причинам развития коррупции в стране следует отнести следующие:

  1. рост теневой экономики. Эта проблема существует уже достаточно долгое время, поскольку теневая экономика и коррупция взаимосвязаны [6]. У подобной проблемы две стороны медали, поскольку, с одной стороны, создается спрос на предоставление услуг чиновником-коррупционером, но, с другой стороны, снижается конкурентоспособность добросовестных субъектов предпринимательской деятельности, поскольку для них создаются определенные невыгодные условия, что влечет за собой переход в сектор теневой экономики;
  2. ведение предпринимательской деятельности близкими родственниками государственного служащего. На практике зачастую возникают сложности с ведением бизнеса, и оказание административной поддержки от коррупционера значительно увеличивает его успешность.

На сегодняшний день отношения экономики и коррупции сильно переплетены между собой, а потому помощь со стороны государственного аппарата ведению бизнеса оказывает столь положительный эффект, что это выступает примером и для других субъектов предпринимательской деятельности, а потому эти отношения становятся еще крепче;

К основным факторам развития коррупции в стране следует отнести так же и правовые, которые заключаются в несоблюдении норм антикоррупционного законодательства и его несовершенстве.

Как уже было отмечено ранее, понятие «коррупция» не только в теории, но и на практике нуждается в уточнении.

На протяжении последних лет антикоррупционное законодательство претерпевает ряд изменений по той причине, что действия коррупционеров развиваются с развитием самого государства и общества, и потому законодательство должно отвечать современным реалиям и соответствовать им.

Но, несмотря на это, стоит отметить тот факт, что в ряде стран нет точного определения коррупции, а регулирование по большей части направлено на противодействие коррупции и ее пресечению, а потому – необходимо совершенствовать российское антикоррупционное законодательство, разрабатывать меры по противодействию коррупции и мошенничеству, которые будут отвечать современным реалиям, анализировать неэффективность работы тех или иных методов.

В первую очередь в законодательстве Российской Федерации должны быть устранены правовые коллизии, которые существуют на протяжении последних лет, поскольку должно сложиться однозначное понимание того, что следует понимать под таким явлением, как «коррупция» и как оно соотносится с ответственностью, установленной уголовным законодательством [7].

Такая необходимость обусловлена тем, что наличие правовых коллизий позволяет выбирать, какой из норм следовать, какая из них будет наиболее выгодна и последствия какой из них будут наименее неблагоприятны. Кроме этого, это ведет к тому, что при разрешении судебного спора так же возникают проблемы с правильной квалификацией, что дает правонарушителю в дальнейшем подать апелляцию и затянуть судебное разбирательство, если ему это выгодно.

К числу наиболее распространенных причин среди правовых относится так же слабость законодательного регулирования противодействия коррупции. Несмотря на то, что действует достаточно большое количество нормативных актов, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией [6], как показала практика, они не отвечают критериям эффективности, как, например, в других странах. Одним из недостатков российского антикоррупционного законодательства является его чрезмерно частое изменение, которое направлено на совершенствование антикоррупционных механизмов.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции».
2. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
3. Указ Президента РФ от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
4. Бухарина Н.П. Основные подходы к пониманию коррупции в международных правовых актах // Юридическая мысль. 2015. № 2.
5. Ваулина Т.И. Ответственность за коррупционные преступления: международный и уголовно-правовой аспект // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2016. № 6. 
6. Корниленко Ю.А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый. 2017. № 46.
7. Хабриева Т.Я., Рурбанов Р.А. Правовые основы противодействия коррупции. Международные и национальные стандарты и инициативы. Проспект. Т. 1 и Т. 2. 2019.