Статья:

УПРАВЛЕНИЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

Выходные данные
Кажаева Е.И., Сафронов В.В. УПРАВЛЕНИЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(83). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кажаева Елизавета Игоревна
студент, кафедра таможенного дела, Сибирский государственный университет им. М.Ф. Решетнева, РФ, г. Красноярск
Сафронов Вячеслав Владимирович
заведующий кафедрой правоведения, канд. юрид. наук, доцент, Сибирский государственный университет им. М.Ф. Решетнева, РФ, г. Красноярск

 

MANAGEMENT AS A WAY TO CONTROL PROCUREMENT ACTIVITIES

 

Elizaveta Kazhaeva

Student, department of customs affairs, Siberian General Education University named after M.F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

Vyacheslav Safronov

Head of the Department of Jurisprudence, candidate of Law, associate Professor, Siberian General Education University named after M.F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. Закупочная деятельность характерна для любого субъекта экономической деятельности. Нет единства в определении понятия закупочной деятельностью, существуют разные подходы к оценке ее эффективности. Целью является исследование управления закупочной деятельностью корпорации и ее правовое обеспечение и разработать мероприятия по совершенствованию управления закупочной деятельностью.

Abstract. Procurement activity is characteristic of any economic entity. There is no unity in the definition of procurement activity; there are different approaches to assessing its effectiveness. The purpose is to study the management of the procurement activities of the corporation and its legal support and to develop measures to improve the management of procurement activities.

 

Ключевые слова: управление; закупочная деятельность; менеджмент; рынок; предприятие.

Keywords: administration; purchasing activity; management; market; enterprise.

 

В отечественной науке никогда не было, да и сейчас отсутствует единое понимание термина «управление». Изобилие литературы: монографий, учебных пособий по управлению, менеджменту, теории организации – все это не гарантирует идентификации данного понятия.

Например, в учебнике для бакалавров «Основы управления» определение понятия «управление» начинается с происхождения данного термина от старорусского слова «управа». И понимается под ним способность что-то или кого-то себе подчинять, контролировать. В широком смысле слово «управление» - это «функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, осуществление текущей деятельности, реализацию программных целей, преобразование в новое желательное состояние, решение возникающих проблем» [1, с. 55].

В других источниках предлагается рассмотреть понятие «управление» как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Стоит отметить, что проблема выявления существенных признаков управления, на основании которых можно задать содержание понятия и определить его объем, особенно актуальна для отечественных исследователей. Дело в том, что только в русскоязычной литературе существует такой интегративный термин, как «управление». В зарубежной литературе принято говорить отдельно о государственном управлении как администрировании, об управлении в сфере бизнеса и об управлении техническими объектами. В этом смысле управление как единый феномен в зарубежных исследованиях отсутствует. Там исследуются четыре различных феномена.

Поэтому, когда в отдельных отечественных учебниках утверждают, что управление – это менеджмент, то они заведомо совершают ошибку подмены общего частным. Другими словами, такое узкое понимание управления приведет к тому, что многое останется вне поле зрения. В целях разграничения содержания данных понятий стоит рассмотреть определение понятия «менеджмент»: менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться, и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, т.е. достижение целей при использовании минимального количества ресурсов. Исходя из всего вышеизложенного, управление – это осознанная, целенаправленная человеческая деятельность, с помощью которой субъекты упорядочивают и подчиняют себе поведение объектов.

Для более точного раскрытия содержания понятия «управление» в системе права необходимо определить объект и субъект управления.

Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т.д.).

Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления: 1) единоличные; 2) коллегиальные (группы людей).

Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов.

Признаками управления являются:

- обязательное наличие качества целостной организованной системы;

- наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

- определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

- обеспечение интересов взаимодействия основных элементов;

- наличие системы определенных средств.

Управление закупочной деятельностью, как и другими процессами, осуществляется по фазам: планирование, организация, учет, контроль, анализ процесса закупок.

Под управлением закупочной деятельностью понимается процесс выработки и осуществления действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, которые осуществляют участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Большинство российских управленцев всех уровней под управлением закупкой понимает планирование и контроль поступления товара на склад компании. Конечно, список целей подразделений закупки зависит от отрасли и маркетинговой стратегии компании. Перечислим наиболее типичные из них: 1) минимизация закупочных цен; 2) повышение оборачиваемости товарного запаса; 3) улучшение кредитных условий от поставщиков; 4) возможность влияния менеджеров по закупкам на эти показатели, определяющаяся тем, как построены бизнес-процессы компании. Однако, как правило, такая возможность имеется и заключается в оптимизации даты и объема закупки; 5) точное выполнение спецификации заявки поставщиками; 6) улучшение работы по претензиям к поставщикам.

Приоритетными показателями при выборе компанией поставщиков являются: 1) долгосрочные хозяйственные связи; 2) надежность; 3) бесперебойность поставок; 4) качество; 5) цена.

Ключевыми показателями эффективности работы руководителей, ответственных за организацию и проведение закупок, и закупающих сотрудников, являются: 1) уровень обслуживания; 2) оборачиваемость: 3) индекс доходности; 4) валовая рентабельность инвестиций; 5) скорректированная прибыть.

Разумеется, для достижения плановых значений показателей нужно сформировать и контролировать планы мероприятий. Во многих компаниях по сложившейся традиции оперативные планы закупки ограничиваются действиями по обеспечению своевременности поставок. Функция, конечно, важная, но не единственная. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать представленный выше базовый набор показателей.

Прежде всего, для того чтобы обеспечить достижение целей, связанных с повышением эффективности использования оборотных средств, закупщики должны регулярно анализировать товарооборот, товарные запасы и корректировать номенклатурные планы закупок. Что касается остальных перечисленных показателей, то улучшить их можно только в результате постоянной работы с поставщиками. Несколько слов о том, как такую регулярную работу можно выстроить.

Прежде всего, необходимо составить список значимых для вашего бизнеса поставщиков и определить цели переговорного процесса по каждому из них. Исходя из перечисленных выше показателей, целями могут быть6 снижение цены, увеличение отсрочки платежа и кредитного лимита, точное выполнение спецификаций поставки, быстрая и полная компенсация по предъявленным претензиям. Дело в том, что даже в условиях развитого в целом рынка каждое предприятие, осуществляя конкретную закупку, рискует оказаться в зоне так называемого провала рынка – ситуации, в которой свободное действие рыночных сил не приводит к оптимальному результату, т.е. эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Соответственно неотъемлемой частью любого процесса, организованного по правила, является контроль их соблюдения. Контроль закупочной деятельности должен осуществляться в компании по двум направлениям:

- контроль процедур, т.е. проверка заранее установленных советом директоров правил поведения – стандартов, правил и положений – на предмет их соблюдения;

- контроль эффективности процедур, под которым мы понимаем непосредственный анализ проведенных конкурсов на предмет их экономической эффективности – насколько выгоден и приемлем тот или иной конкурс для компании.

Итоги данного анализа впоследствии лягут в основу будущей программы повышения эффективности деятельности или снижения издержек предприятия.

Инструментами для проведения контроля могут стать как совет директоров в лице представителей в органе, осуществляющем закупки, так и ревизионная комиссия общества или специально привлеченные для данной цели специалисты. Таким образом, применение и четкая регламентация конкурсных процедур призвана стимулировать усиление конкуренции путем максимального привлечения потенциальных претендентов на заказ, т.е. создания эффективной конкурентной среды, позволяющей всем участникам открыто и равноправно добиваться успеха в этом состязании. Одной из задач совета директоров и является создание таких условий. В конечном счете регламентация закупочной деятельности и внедрение конкурентной системы закупок должны привести к тому, что в подавляющем большинстве случаев закупки компании будут осуществлены по цене, адекватной качеству продукции, т.е. на рыночных основаниях.

 

Список литературы:
1. Булгаков С.А. Исследование практики формирования контрольной среды системы внутреннего контроля при осуществлении бизнес-процесса «Закупки». Вестник Евразийской науки. – 2021 № 2.
2. Основы управления : учеб. пособие / отв. Ред. А.А. Петров – М. : Проспект, 2012. – 227 с.
3. Плисова А.Б., Деньгуб Р.Б. Пути повышения эффективности контроля в сфере государственных закупок // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – №.5. – С. 331–336.