Статья:

ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Довбыш Д.Р., Надворная А.А. ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Довбыш Давид Романович
студент ФГБОУ ВО Донецкая академия управления и государственной службы, РФ, ДНР, г. Донецк
Надворная Анастасия Андреевна
старший преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права ФГБОУ ВО Донецкая академия управления и государственной службы, РФ, ДНР, г. Донецк

 

PROBLEMS OF CONFLICT OF INTEREST IN THE STATE AND MUNICIPAL SERVICE

 

Anastasia Nadvirnaya

Senior lecturer Departments of Civil and Business Law Donetsk Academy of Management and Public Administration, Russia, DPR, Donetsk

David Dovbysh

Student of the Law course Donetsk Academy of Management and Public Administration, Russia, DPR, Donetsk

 

Аннотация. Процесс развития государственной службы в Донецкой Народной Республике после вхождения в состав Российской Федерации на правах субъекта – очень важный этап, а квалифицированные служащие – залог успеха развивающегося региона нашей Родины. Государственные служащие возглавляют аппарат государственной власти, а сам институт государственной службы оказывает сильное воздействие на развитие общества, формирование нормотворчества и социально-культурных ценностей.

Abstract. The process of developing public service in the Donetsk People's Republic after joining the Russian Federation as a subject is a very important stage, and qualified employees are the key to the success of the developing region of our Homeland. Civil servants head the apparatus of state power, and the institution of public service itself has a strong impact on the development of society, the formation of norm-setting and socio-cultural values.

 

Ключевые слова: государственная служба; государственный служащий; аппарат власти; органы государственной власти; местное самоуправление; муниципальная служба.

Keywords: civil service; civil servant; government apparatus; public authorities; local government; municipal service.

 

Коррупция в системе государственной службы является актуальной темой для исследования, поскольку даже при наличии множества мнений по данному вопросу, проблема остается не решенной. Этот правовой институт является мостом, соединяющим интересы общества и потребности государства. На плечах государственного служащего лежит огромная ответственность.

Влияние государственной службы на общественные отношения: реализация демократических принципов; создание условий для гражданского общества; управление общественными институтами; осуществление профессиональной управленческой работы, тем самым мотивируя самоуправленческую деятельность гражданского общества, что закреплено в Конституции Российской Федерации [1].

Государственная служба осуществляет свою деятельность не только на основании правовых положений, но и нравственно-духовных принципах.  Именно нравственно-духовные начала стоят в основе народного самопознания.  Государственную службу можно по праву считать лидером интеллектуального центра и духовно-патриотического воспитания. Главная цель – стремление к истокам естественного права и социальной справедливости.  Развитие духовности и демократических институтов стоит в непосредственной близости с государственной службой. От государственной службы зависит развитие культуры, образования и науки.

Для исполнения своих обязанностей, важны не только профессиональные качества, но также личностные. Гражданская позиция, высокая нравственность и ответственность перед народом, лежат в основе деятельности государственного служащего. Основа служащего – управленческий социально-правовой институт. Осуществление экономических, правовых, научно-технических и политических задач происходит благодаря слаженной и четкой работы, в том числе такого института, как государственная служба.

Слаженная работа достигается путем следования основополагающим принципам. Они регламентируют деятельность государственных органов, предопределяют стабильность и устойчивость правового регулирования и прогнозируют тенденции развития государственной службы. Данные принципы являются общеобязательными, так как закрепляются законодательно. В случае невыполнения основополагающих принципов образуются проблемы, которые ведут к негативным последствиям [2].

В случае превышения должностных полномочий формируются негативные стороны, которые сказываются на общем мнении о данном правовом институте. Многие считают основной проблемой государственной службы – коррупционная деятельность [3, С. 134]. Коррупция в органах власти стала неотъемлемой частью аппарата, которая нуждается в срочном искоренении.  Несмотря на то, что администрация Главы Донецкой Народной Республики активно борется с данной проблемой, в последние годы зафиксирована масса нарушений. Большинство из них опубликованы в средства массовой информации [4, С. 50], часть из них находится под грифом секретности, в силу надобности сбережения сведений. Уровень коррупции имеет политический характер, что влечет угрозу национальной безопасности. Одним из самых сложных и неприятных процессов – сочетание бюрократизма и коррупции. Именно эта платформа создает почву для заполнения ниш безнравственности.

Нарушение основополагающих принципов путем коррупционных махинаций приводит к значительной деформации государственного аппарата и государственной политики.  Это негативное явление сказывается на общественном мнении гражданского общества, поскольку нарушается законодательная база, из-за чего подрывается доверие народа. Вследствие этого образуется парадокс, в виде противоречия – органы, которые являются первоисточником законотворчества и законодательной инициативы, по факту являются нарушителями закона. В качестве компенсации проблемы, которая издавна подрывает доверие к государственным органам, существует «противоядие», в виде народного осуждения. Проблема коррупции имеет большую популярность и освещается практически во всех средствах массовой информации. Общество готово противодействовать проблеме различными способами. Коррупция захватывает новые рубежи. Для того, чтобы ей противодействовать необходимо установить объективную причину проблемы и сделать все возможное чтобы препятствовать ее развитию.

Причины коррупции, подрывающие основы государственности достаточно разнообразны. Одной из основных причин коррупции – непоследовательность административных преобразований и бесконечное реформирование государственной службы, которое не приводит к улучшениям.

Главные причины:

  1. неэффективность в использовании кадров в системе государственной службы;
  2. низкий профессиональный уровень государственных служащих;
  3. нет наличия гарантий;
  4. слабая наказуемость служащих;
  5. несоблюдение административных процедур и преобразований.

Для того, чтобы влиять на решение проблемы, необходимо изучить отечественную практику и зарубежные способы воздействия. Это поможет добиться положительных результатов, так как будет использована практика, которая уже столкнулась с данной проблемой. Зарубежные государства создавали на протяжении длительного времени различные правовые средства, для ликвидации этого вида преступности [4, С.131].  Практика показывает, что добиться положительного результата возможно путем взаимодействия различных правовых средств, таких как: уголовно-правовые, международно-правовые, конституционные, и другие.

Благодаря объединению правовых полей, можно усилить рычаги воздействия, так как комплексная борьба даст большую вероятность в достижении положительного результата. То есть, противодействием в данном случае будет законодательная база различных отраслей, которая вносит значительное изменение на данное правоотношение в целом. Противодействие должно осуществляться в виде комплексного объединения, однако надо уделить особое внимание административно-правовым средствам. Причиной того, что административно-правовые средства основополагающие в борьбе с проблемой объясняется тем, что государственная служба осуществляет свою деятельность на основании норм  административного права. Нормы административного права регулируют порядок предоставления различных услуг гражданам государства, юридическим и физическим лицам. Рассматриваются также взаимоотношения различных субъектов исполнительно-распорядительной власти.

Административно-правовые средства, противодействующие коррупции: запреты, которые связанны с режимом государственной службы; средства, для урегулирования конфликта интересов; регламент деятельности, для четкого выполнения обязанностей; должность, получаемая на конкурсной основе; альтернатива при выборе на должность в государственную службу; испытательный срок; социальные гарантии, предопределяющие режим и статус; примерное планирование этапов карьерного роста; аттестация.

Важной особенностью административного воздействия является система поощрения и награждения государственных служащих, за надлежащее выполнение своих обязанностей. В этом случае у работника есть мотивация добросовестно исполнять свои должностные поручения, не используя в своих корыстных целях полномочия. Важно не допустить конфликт интересов, при взаимодействии субъектов. Эта проблема является самой распространенной, среди тех, которые ведут к коррупционным деяниям. Если есть заинтересованность сторон, для достижения какой-либо цели, следует исключить такую возможность. Чтобы был порядок в деятельности органов власти, необходимо ее дисциплинировать, благодаря регламентации распорядка и т.д.  Это поможет также контролировать их деятельность. Есть необходимость в налоговом контроле имущественного положения работника. Это даст возможность отслеживать количество затрат и стоимость определенных предметов роскоши, при их наличии. Помимо контроля над личным имуществом государственного служащего, следят также за всеми членами его семьи, так как есть практика переписывания ценностей близким родственникам. Поэтому ежегодно проводятся представления сведений о доходах, и имуществе, приобретенного за год.

Публичная власть сама по себе не имеет достаточных сил для борьбы с коррупцией. Однако выход есть, - для того, чтобы бороться с пятном на теле общества, необходима помощь институтов гражданского общества, их участия в мероприятиях, направленных на поддержание государства и вытеснение коррупции из него.

Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо: мотивировать гражданское общество путем выплаты единовременных денежных вознаграждений; оказывать влияние на формирование гармоничных отношений между органами государственной службы и гражданским обществом с целью активной борьбы с коррупцией; способствовать формированию административно-правового режима (защищает лица, которые участвуют в делах по борьбе с коррупцией: предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы).

Эффективность работы административно-правовых средств зависит, прежде всего, от их комплексного применения и от связки друг с другом. Важно учесть тот факт, что административно-правовые средства необходимо реализовывать с учетом последовательности во всех системах государственных служб (гражданская, военная, правоохранительная) в один и тот же момент.

Противодействие коррупции в современных условиях достигается путем внедрения универсального административно-правового средства: предоставляется информация о доходах и имуществе государственных гражданских служащих, военнослужащих, служащих правоохранительных служб, а также управленцев. Такое разнообразие видов государственных служб порождает развитие более узких и специализированных административно-правовых направлений по борьбе с коррупцией.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lr97wb1sk115090666
2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»  от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/?ysclid=lr97tp7248149644395
3. Абросимова, М. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.
4. Беспалов, П. В. Акмеологическая концепция формирования информационно-технологической компетентности государственных служащих / П.В. Беспалов. - М.: Каталог, 2015. - 238 c.