Особенности политического поведения и его основания
Секция: Политическая культура и идеологии
VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Особенности политического поведения и его основания
Special aspects of political behavior and its foundation
Bakhit Zhumakayeva
candidate of historical sciences of RF, department of General StudiesInternational Academy of Business, Almaty Management University (AlmaU), Kazakhstan, Almaty
Аннотация. В статье рассматривается проблема особенности и основания политического поведения. Автор уделяет внимание процессу преобразования и изменения выработки технологий в адаптации поведения согласно требованиям системы. Рассматривается необходимость определенных политических норм. Предусматривается выработка устойчивых стандартов и правил, с помощью которых регулируется и упорядочивается поведение субъектов политического процесса. Система политического поведения имеет две основные характеристики, нижний порог, который представлен упорядоченностью, равновесием и самосохранением, и верхний порог, представленный степенью допустимого хаоса и неупорядоченности. Нарушение равновесия между порядком и хаосом ведет в одном случае к потере динамизма, пластичности, в другом – к дезинтеграции и распаду целостности. Так характеризуются общие черты системы политического поведения.
Abstract. The problem of special aspects and basis of political behavior is considered in this article. An author concentrates on the process of transformation and technologies performance modifying in behavior adaptation, according to the requirements of the system. The necessity of definite political norms is emphasized. The steady standards performance and rules by means of subjects behavior of political process areregulated and become ordered. The system of political behavior has two main descriptions, lower threshold, presented by efficiency, equilibrium and self-preservation, and overhead threshold defined by degree of possible chaos and inefficiency. An unbalance between an order and chaos leads in one case to the loss of dynamism, plasticity, in other – to disintegration and to demise of integrity. Accordingly, the general lines of the system of political behavior are characterized.
Ключевые слова: политическое поведение, основания политического поведения, нормы и ценности политического поведения, системный подход, регулятор политического поведения, бихевиоризм, политическая активность, абсентеизм.
Keywords: political behavior, basis of political behavior, norms and values of political behavior, approach of the systems, regulator of political behavior, behaviourism, political activity, absenteeism.
Процесс преобразования и изменения предполагает выработку технологий адаптации поведения согласно требованиям системы, т. е. необходимы определенные политические нормы. Этот процесс предусматривает выработку устойчивых стандартов и правил, с помощью которых регулируется и упорядочивается поведение субъектов политического процесса. Структуры взаимодействия требуют выработки механизмов превращения поведения субъекта в политически ориентированное, когда во-первых, критически анализируются существующие типы поведения, во-вторых, преобразуются и изменяются. Посредством политического регулирования подготавливается система регламентированных требований, которые предъявляются в конкретный период к поведению субъектов политического процесса.
В обществе функцию нормирования элементов социально-политического поведения выполняет механизм социализации граждан. Этот механизм действует как жесткий регулятор политического поведения и в данном исследовании рассматривается как этический механизм. Субъекты политического процесса, чьи действия регламентированы существующими в обществе нормами и ценностями, при взаимодействии вновь и вновь будут воссоздавать заданные этими нормами отношения.
В задачу нормирования входит построение такого образа мышления субъектов политического поведения, которое будет определять их ожидаемое поведение. Такой порядок мышления субъектов должен иметь общие характеристики, критерии оценки действительности, типичные ограничения и т. п. Таковыми являются нормы и ценности, регулирующие поведение субъектов политического процесса. У каждого гражданина этот комплекс норм и ценностей может носить уникальный характер, но граждане не могли бы контактировать друг с другом, если бы принцип построения этого комплекса не был универсальным. Следовательно, особой характеристикой функционирования этического механизма является то, что субъекту политического процесса через нормы задаются параметры поведения, а через ценности – область его возможных достижений. Таким способом потребности человека вписаны в нормативно-ценностный или этический «коридор», что и обеспечивает согласование целей субъектов политического процесса и общества в целом.
Нормирование элементов системы политического поведения осуществляется через социально-политические институты как религиозные, так и образовательные и др. Таким образом, нормирование само приобретает характер системы с ее формальной и содержательной характеристикой. Система социально-политических норм задает субъекту политического процесса порог удовлетворения своих требований и интересов. В целом система социально-политических норм характеризуется функционированием трех основ:
· во-первых, поведенческий нормы, когда в процессе взаимодействия субъектов политического процесса складывается определенный алгоритм действий, типичное поведение. Сложившись и закрепившись как стереотип поведения в обществе, этот типичный образ взаимодействия ориентирует все субъекты политического процесса действовать в соответствии с ним;
· во-вторых, организационные нормы или структура взаимодействия субъектов политического процесса. Типичное поведение в результате действий отдельных граждан может быть «размыто» и утратить качество нормы. Поэтому для поддержания поведенческой нормы в процессе взаимодействия различных субъектов политического процесса возникает структура их самоорганизации. Известны две формы структуры взаимодействия субъектов, которыми являются иерархия и плюрализм. Такая структура самоорганизации, во-первых, соответствует типичному поведению, во-вторых, поддерживает его, в-третьих, является основанием социально-политического управления;
· в-третьих, этические нормы или этическая система, которая обеспечивает функцию регулирования элементов и, тем самым, обуславливает функционирование двух других поведенческого и организационного.
Рассмотренная система социально-политических норм является нижним порогом, минимально необходимым для его существования и самосохранения. Политическое поведение существует, пока функционируют эти регуляторы. При повреждении одного из них два других компенсируют недостаток, а в дальнейшем восстанавливают «повреждение». В этом смысле данные нормы поведения обусловливают друг друга. Кроме того, их влияние обнаруживается не только на уровне целостности, но и на атомарном уровне, т.е. на уровне элементов. Другими словами, сложившийся алгоритм поведения характерен как для отдельного субъекта, так и для общества в целом. За счет этого обеспечивается сохранность системы политического поведения, когда поведение будет восстановлено, даже если общество перестанет существовать как целостность. Некоторое количество субъектов могут воспроизвести общество. Общий внешний вид восстановленного общества будет иметь мало общего с предшествующим. Например, Франция эпохи Реставрации отличалась от эпохи Наполеона, революции и эпохи дореволюционной монархии, а современный Казахстан отличается от СССР. Однако основы политического поведения сохраняются. Таким образом, отмеченные социально-политические нормы – это предельный порог равновесия и упорядочения, предохраняющие общество от необратимых изменений и хаоса.
Рассмотренные нормы являются характеристиками устойчивости системы политического поведения. Однако политическое поведение - это диссипативная система, которая достигает равновесия со средой через противоположное неравновесное существование системы, что в 60-е годах ХХ века обосновал И.Р. Пригожин. «Специфика диссипативной системы состоит в том, что ее существование поддерживается постоянным обменом со средой веществом или энергией, или тем и другим одновременно. При прекращении такого обмена, диссипативная структура разрушается и исчезает. Этим она существенно отличается от обычных «равновесных» систем. Самая важная особенность диссипативной системы состоит в том, что она сочетает порядок с хаосом» [1].
Неравновесность является одним из важнейших качеств социальных систем, обоснованное в современной теории самоорганизации Идея неравновесности оказалась применимой в открытых системах различной природы, химической, биологической, физической, экономической и т.д. Оригинальное развитие этой идеи применительно к социальным системам дал П. Штомпка [2]. В казахстанской политической науке развитию идеи неравновесности социальных систем посвящено значительное количество работ. Среди них особо следует отметить труды М.С. Машана. «Обществу свойственны спонтанные всплески энергии, «незапрограммированный» рост активности. Такие всплески дезорганизационного поведения нарушают сложившиеся системные требования и могут привести к уничтожению самой системы поведения. Всплеск не носит направленный характер, он спонтанен, не оформлен. Однако в реальной практике такой спонтанный всплеск приобретает определенную форму, которая задается самой системой социального поведения. Эта форма в свой направленности носит негативный характер, по принципу «если нельзя, то можно». Не случайно все революции связаны с отменой сложившихся правил и норм, с отмены моральных запретов» [3]. Революции сметают самые неустойчивые системные требования. Поэтому система вынуждена осуществить «перестройку» требований, адаптируясь к новым условиям, вырабатывая иммунитет к новым вызовам и угрозам. Поэтому всплеск активности политического поведения одновременно и нарушение сложившихся требований, и создание новых, «свободная игра общественных сил». Эта свободная игра сил проявляется, как отмечает М.С. Машан, «в разрушении и созидании. Спонтанный всплеск заканчивается, когда складываются устойчивые конструкции. Главное отличие между воспроизводством и обновлением заключается в том, что первое поддерживает жизнеспособность, а второе создает новые формы и содержание жизни» [4].
Драматичные всплески энергии зачастую приводят общества к кризисам или коллапсу. Для обществ такие всплески являются атрибутивным качеством, нарушающим самосохранение, обеспеченное сложившейся системой политического поведения. Вместе с тем, выход энергии и рост политической активности открывает возможность для самообучения, запуская механизм саморефлексии, в результате чего общество формирует в самом себе дополнительный запас прочности.
Таким образом, существование системы зависит от основ, т.е. долговременных параметров порядка, которые обеспечивают упорядоченность системы. Согласно закономерностям системной организации, процесс развития, динамика и длительность существования системы обусловлены наличием энергии и порогом максимальной активности, поэтому соотносимо с хаосом. Максимальный всплеск энергии всегда кратковременен. При этом он есть нарушение сложившейся нормы поведения, нарушение «порядка», поэтому «вспышка» есть одновременно и максимальная активность, и максимальная энтропия. Обычная активность, упорядоченное поведение, в том числе и политическое, находится как бы между максимальной активностью и отсутствием энергии. Поэтому для обеспечения стабильности и устойчивого развития государству необходимо равновесие, одинаково неприемлемы как абсолютная активность, так и ее отсутствие.
Характеризуя систему политического поведения как неустойчивую систему, отметим, порог устойчивости, консервации обеспечивают основные социально-политические нормы поведения, а неустойчивость и инновация реализуются в спонтанном поведении.
В целом, следует отметить, что политическое поведение является фундаментальным понятием в политологии, рассматриваемое с точки зрения системного подхода.
Можно выделить следующую общую характеристику системы политического поведения:
· поведение является потому политическим, что оно обеспечивает организационную форму деятельности субъектов политического поведения;
· основой политического поведения являются социально-политические нормы, обеспечивающие долговременные формы общественной упорядоченности;
· в процессе взаимодействия субъекты политического процесса формируют определенный алгоритм поведения или типичное поведение, которое является основой социально-политических норм, утвержденных в обществе, которое мы рассматриваем как поведенческие нормы;
· для поддержания поведенческих норм в процессе взаимодействия субъектов возникает форма самоорганизации, которые мы рассматриваем как организационные нормы политического поведения;
· функцию социализации граждан обеспечивают этические нормы политического поведения, или система этических ценностей. Этические нормы задают субъекту политического процесса социальные ориентиры реализации своих интересов и удовлетворения своих потребностей. Все перечисленные основания политического поведения взаимосвязаны и компенсируют друг друга. Тем самым, они обеспечивают целостность и относительную неизменность политического поведения.
Система политического поведения противоречива по своему характеру, так как свойственны два разнонаправленных стремления, с одной стороны, к самосохранению, равновесию, балансу, с другой, к неустойчивости, напряжению, спонтанности, бесцельности.
Таким образом, система политического поведения имеет две основные характеристики, нижний порог, который представлен упорядоченностью, равновесием и самосохранением, и верхний порог, представленный степенью допустимого хаоса и неупорядоченности. Нарушение равновесия между порядком и хаосом ведет в одном случае к потере динамизма, пластичности, в другом – к дезинтеграции и распаду целостности. Так характеризуются общие черты системы политического поведения.