КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ И СОБЛЮДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Секция: Политическая культура и идеологии
XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ И СОБЛЮДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
CORRUPTION RISKS AND COMPLIANCE WITH ETHICAL STANDARDS IN THE CIVIL SERVICE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Saltanat Kamesheva
Master's student of L.N. Gumilyov Eurasian National University NAO, Kazakhstan, Astana
Gyulmira Bekturganova
Candidate of Chem. Sciencies, Senior Lecture of L.N. Gumilyov Eurasian National University NAO, Kazakhstan, Astana
Khaimuldinova Altyngul
Candidate of Tech. Sciencies, associate professor of L.N. Gumilyov Eurasian National University NAO, Kazakhstan, Astana
Kudarova Zarina
Chief Specialist of the Department of Emergency Situations, Kazakhstan, Uralsk
Аннотация. В статье анализируются коррупционные риски на государственной службе и значение Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.
Abstract. The article analyzes corruption risks in the public service and the significance of the Code of Ethics for Civil Servants of the Republic of Kazakhstan.
Ключевые слова: коррупционные риски, государственное управление, организационная культура, этические нормы, реформирование государственной службы.
Keywords: corruption risks, public administration, organizational culture, ethical standards, reform of the civil service.
Сегодня коррупция приобрела международный характер. Это социальное зло – проблема одинаково актуальная как для развитых государств, так и для государств с более низким уровнем экономического развития. Авторитетные международные организации, такие как ООН, ОБСЕ, Совет Европы и другие не случайно озабочены принятием и разработкой эффективных программ борьбы с этим деструктивным явлением.
Международное право трактует коррупцию как корыстное служебное злоупотребление, не сводящее ее к подкупу должностных лиц. Коррупция - это существенное препятствие к экономическому росту и развитию. Она ставит под угрозу не только большие преобразования в сфере государственной экономики, но даже и самые малые, незначительные преобразования.
Борьба с коррупцией в Казахстане определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики. Под коррупцией в законодательстве пониматься не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
В борьбе с коррупцией основное внимание необходимо уделять своевременному принятию предупредительных и профилактических мер. Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции» [3] регулирует общественные отношения в рассматриваемой сфере и направлен на реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан. Выявление и пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется государственными органами, в том числе и органами налоговой службы.
На сегодня борьба с коррупцией в органах налоговой службы приняла системный и комплексный характер. Вопросы коррупции постоянно рассматриваются на совещаниях Налогового управления, функционирует Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики. Приказом Председателя НК МФ РК от 30 сентября 2006 года за № 474 утвержден Кодекс профессиональной этики работников налоговой службы, в котором установлены правила поведения работника органов налоговой службы в отношении налогоплательщиков и в коллективе [1; 2].
Принята Хартия налогоплательщика РК, в которой определены права налогоплательщиков с целью исключения возможности противоправных действий со стороны работников органов налоговой службы. Именно по этой причине разработаны Стратегия развития налоговой службы РК и Стратегия борьбы с коррупцией в налоговых органах, направленные на устранение условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и преступлений. Реализация этих программных документов осуществляется по трем основным направлениям. Соблюдение сроков оказания государственных услуг с целью исключения бюрократических проволочек и необходимости поиска налогоплательщиком путей «ускорения» получения услуги. Например, получить свидетельство налогоплательщика можно в течение двух рабочих дней, свидетельство индивидуального предпринимателя или патент - за один день, справку о неимении задолженности - по истечении трех дней и т.д. Понятно, что при таких минимальных сроках налогоплательщик не будет искать «альтернативные пути» получения государственной услуги.
Постоянно осуществляется работа, направленная на улучшение качества оказываемых государственных услуг путем регламентации действий работников органов налоговой службы при оказании государственных услуг налогоплательщикам. Минимизация контактов работников органов налоговой службы с налогоплательщиками путем увеличения количества электронных налоговых услуг, создания и развития современных Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков.
Нельзя сказать, что уровень цифровизации в Казахстане низкий, такие платформы как egov.kz, Damumed, kaspi и другие хорошо зарекомендовали себя. Можно получить многие справки, результаты анализов, заказать еду и медикаменты, не выходя из дома. Также действует платформа e-otinish, где граждане могут писать жалобы и запросы в официальные органы. Все эти платформы доступны как на компьютере, так и на смартфоне.
На сегодняшний день более девяноста процентов действующих налогоплательщиков переведены на электронный обмен документами с налоговым органом. В результате, предприниматель, не выходя из своего офиса, отправляет налоговую отчетность, просматривает свои лицевые счета и получает уведомления. Все это также решило проблему очередей в налоговых органах.
Так, представителям фискальных органов затруднительно проследить и обложить налогами лиц, чье имущество не зарегистрировано в стране. Следует отметить, что разработчики законопроекта тщательно изучили мировой опыт и убедились в своевременности и необходимости инициативы. Результаты сравнительного анализа преимуществ и недостатков всеобщего декларирования в Республике Казахстан, осуществленного экспертами Института экономических исследований, указали на то, что данная мера уже давно применяется во многих странах мира. Причем почти во всех этих государствах наряду с всеобщим декларированием используют механизм удержания индивидуального подоходного налога у источников выплаты дохода – работодателей.
В Германии, к примеру, при налогообложении доходов физических лиц применяется два способа взимания налога: у источника и по декларациям, которые подаются в налоговую службу в начале календарного года, следующего за отчетным. При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получением доходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве, например, церковные налоги, партийные взносы. Другие минусуются с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения. Это, прежде всего, вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. А затраты на собственное профессиональное обучение или повышение квалификации, затраты на работников в собственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердо установленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам. Кроме того, налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму непредвиденных расходов: расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка младше 16 лет.
В конце года при подаче декларации сумма изъятого подоходного налога корректируется в зависимости от фактически понесенных расходов и с учетом необлагаемого прожиточного минимума. На основании декларации налоговые органы представляют требования об уплате налогов. А налогоплательщик выплачивает налог авансом четырьмя квартальными взносами на базе налоговой декларации за предыдущий год.
Переход к всеобщему декларированию в Казахстане ставит перед собой задачу повышения собираемости налогов и противодействия теневой экономике. При наличии достаточно низких налоговых ставок с доходов и имущества физических лиц масштабы уклонения от уплаты налогов в РК остаются значительными.
Кроме того, развитие рыночной экономики обуславливает увеличение объема доходов физических лиц, с которых не производится удержание налога у источника выплаты и которые по законодательству подлежат декларированию физическими лицами самостоятельно, что требует организации эффективного контроля со стороны государства за полнотой отражения таких доходов.
Вместе с тем обеспечение всеобъемлющего контроля отражения физическими лицами доходов для целей налогообложения и выявление лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, затруднено. Ввиду того, что в настоящее время декларацию о доходах и сведения об имуществе представляет лишь незначительная часть населения республики, а именно государственные служащие, депутаты парламента, судьи и физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с действующим законодательством.
Именно поэтому эксперты пришли к мнению, что введение всеобщего декларирования позволит произвести 100-процентный охват по налоговому администрированию физических лиц, обеспечив тем самым полноту уплаты налогов гражданами.
С целью исключения возможных злоупотреблений государственными служащими своими полномочиями были приняты правовые нормы различного законодательного уровня, устанавливающие ответственность лиц, совершивших коррупционное правонарушение. Также были приняты меры по недопущению сращивания руководящих чиновников с коммерческими и иными организациями, в том числе запрещающие занятие предпринимательской деятельностью указанных лиц через своих родственников.
Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к служебной этике государственных служащих.
Государственные служащие обязаны соблюдать стандарты служебной этики государственных служащих, предусмотренные Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан [4; 5].
В соответствии с Этическим кодексом государственный служащий должен соблюдать общепринятые морально-этические нормы, ограничения установленные законом, избегать конфликта интересов, не преследовать неправомерные финансовые и имущественные интересы, препятствующие добросовестному выполнению служебных обязанностей и не подрывать авторитет государственной службы.