Исторические аспекты становления и возникновения уголовной ответственности за бандитизм в России
Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право
VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Исторические аспекты становления и возникновения уголовной ответственности за бандитизм в России
В современном уголовном законодательстве бандитизм определяется как особо тяжкое преступление против общественной безопасности и общественного порядка. Подобного рода преступления всегда посягают на личные, общественные и государственные интересы. Помимо этого, они также приносят вред жизни, здоровью и личной неприкосновенности человека и гражданина.
Еще на заре зарождения права, человеку пришла мысль о том, что легче совершить преступления группой, нежели одному. С появлением такого противоправного деяния появились и источники права, в которых предусматривалось довольно строгое наказание, в некоторых государствах вплоть до смертной казни. И.А. Исаев отмечает, что в Русской Правде существовало такое преступление, как разбойное нападение, совершенное группой лиц. В те времена оно обычно было сопряжено с кражей домашнего скота [1, с. 21].
Более поздние законодательные акты содержали такие понятия как скоп, шайка или заговор. Под скопом понималось противоправное деяние, совершенное группой лиц без предварительного согласия. Заговор означал участие нескольких лиц в совершении преступления, которое основывалось на предварительном сговоре. Шайка характеризовалась тем, что участие нескольких лиц, производилось на постоянной основе. Для такого вида организованной группы совершение преступлений становилось ремеслом. Такая преступность считалась самой опасной в те времена [2, с. 46].
В связи с ростом крестьянских восстаний и бунтов в XVII–XVIII вв., в России резко возросла преступность. В состав шаек в основном входили беглые крестьяне и нищие. Их набегам подвергались населенные пункты, а жертвами становилось мирное население. Петр I за годы своего правления провел несколько важных реформ, среди которых была и реформа уголовного законодательства. Источником уголовного права был Артикул воинский 1715 г., в котором впервые были закреплены основные виды соучастников: исполнитель, подстрекатель, пособник, укрыватель, попуститель и недоноситель [3, с. 35].
В XIX в. основной деятельностью организованных групп было мелкое воровство. В дореволюционном законодательстве тоже не существовало понятия «банда». В то время действовали «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.», а потом и «Уголовное Уложение 1903 г.». В данных документах законодатель определил участие в шайке как отягчающее обстоятельство. Также существовал и институт соучастия. Роли каждого участника были подробно описаны в законах [4, с. 3–4].
В XX в. сформировалось два вида бандитизма: городской и сельский. Те, кто орудовали в селе, в основном специализировались на краже домашнего скота и хозяйственного имущества. В городах преступная группа занималась квартирными кражами, уличными разбоями, а также мошенничеством. Тот период характеризовался тем, что участники распределяли свои обязанности между собой. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже тогда преступная группа подготавливалась более тщательно.
Также можно выделить основные признаки преступных групп того времени. Пожалуй, самый важный признак – это постоянный характер и состав членов группы. Еще одним признаком является возведение совершения преступления в ранг профессиональной деятельности. Организованность и дисциплинированность шаек, построение их на принципе абсолютного подчинения руководителю, отмечались русскими юристами как отличительные особенности шаек.
Чуть позднее понятие «шайка» стало реже употребляться. На смену пришло новое понятие «банда». Она характеризовалась как особо опасное проявление уголовной преступности. Росту банд поспособствовали две революции в 1917 г. Ухудшение социального положения многих граждан, рост напряженности – все это и подтолкнуло на крайние преступные меры. Шайки тоже сохранились, но они уже совершали менее тяжкие преступления. В принципе, с 1917 г. и можно вести речь о зарождении массового бандитизма в стране.
После Февральской революции Временное правительство выпустило на свободу по амнистии от 17 марта 1917 г. около 3 тыс. воров, грабителей и убийц. Эти лица и пополнили ряды сформировавшихся уже в те времена банд и шаек. В связи с этим встал вопрос о выработке специальных мер по борьбе с бандитизмом в стране. Впервые официально понятие «бандитизм» появился в Декрете СНК РСФСР от 20 июля 1918 г. «О суде» [5, с. 363].
В 1922 г. был издан первый Уголовный кодекс РСФСР. В ст. 76 бандитизм определялся как «организация и участие в бандах и организуемых бандитами разбойных нападениях и ограблениях, налетах на советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и разрушения железнодорожных путей, безразлично, сопровождались ли эти убийствами и ограблениями или не сопровождались» [6, с. 153].
Следующим этапом в развитии уголовной ответственности за бандитизм послужил новый Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. Немного изменилось понятие «бандитизм». Законодатель уже не использовал понятие «шайка». К концу 1930-1940-х гг. при квалификации бандитизма особое значение имели его характерные признаки, а именно вооруженность и устойчивость. Хотелось бы отметить и то, что случаи бандитизма не прекращались и в период Второй Мировой войны. Характерной особенностью «военного» бандитизма было огромное наличие оружия, которое имелось практически у каждого члена банды.
В 1960 г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР. В ст. 77 бандитизм определялся как «организация вооруженных банд с целью нападения на государственные, общественные учреждения, либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях» [7, с. 613]. Остались неизменными и способы совершения данного преступления, а именно – организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных граждан, участие в банде и в совершаемых бандой нападениях. За данное преступление был введен новый вид наказания – ссылка сроком от двух до пяти лет. Вопрос о соотношении бандитизма с другими преступлениями решался по-разному.
Что касается 1990-х гг., то высокий рост преступных группировок как раз пришелся на распад СССР. Всего за 1991 год по делам с предварительным расследованием и делам частного обвинения было осуждено всего 581 035 человек. За 1996 год было зарегистрировано чуть более 12,5 тысяч преступных группировок, из которых деятельность почти 9 тысяч с общим числом участников 59,4 тысяч удалось пресечь [8].
Весьма значительный рост количества преступлений, совершаемых в бандах, а также потребности в следственной и судебной практике вызвали необходимость издания новых рекомендаций Верховного суда РФ. Для правильной квалификации бандитизма появилось новое постановление Пленума Верховного суда РФ № 9 от 21 декабря 1993 г. «О судебной практике по делам о бандитизме» [9]. В п. 10 сказано, что преступные последствия бандитизма следует дополнительно квалифицировать как самостоятельный состав тяжкого преступления. Данное постановление просуществовало не так долго. В настоящее время действует новое постановление Пленума Верховного суда РФ № 1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм».
Таким образом, следует отметить, что начиная с древних времен, законодатель постоянно уделяет внимание такому опасному преступлению как бандитизм. Данное преступление не только угрожает жизни и здоровью отдельным лицам и обществу, но и государству в целом. Учитывая степень общественной опасности, наше законодательство всегда разрабатывает новые методы борьбы и профилактики с бандитизмом.