Статья:

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Мирзоян М.А. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(92). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Мирзоян Мария Александровна
преподаватель кафедры уголовного права СКФ ФРГБОУВО «РГУП», аспирант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

THEORETICAL, HISTORICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE RIGHT TO EDUCATION OF CHILDREN WITH DEVIANT BEHAVIOR

 

Maria Mirzoyan

Lecturer of the Department of Criminal Law of the Federal State Budgetary Educational Institution "RGUP", Graduate student of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Данная статья посвящена теоретико-историческим и методологическим аспектам права на образование детей с девиантным поведением. Тема становится особенно актуальной в свете сложностей, с которыми сталкиваются дети с девиантным поведением на своем тернистом пути. Автором проводится анализ законодательной базы, раскрывающей данную тематику. Особое внимание уделяется историческому аспекту проблемы образования детей с девиантным поведением.

Abstract. This article is devoted to the theoretical, historical and methodological aspects of the right to education of children with deviant behavior. The topic becomes especially relevant in light of the difficulties faced by children with deviant behavior on their thorny path. The author analyzes the legislative framework that reveals this topic. Special attention is paid to the historical aspect of the problem of education of children with deviant behavior.

 

Ключевые слова: образование детей, девиантное поведение, право на образование.

Keywords: children's education, deviant behavior, the right to education.

 

В педагогике, социологии и психологии девиантное поведение рассматривается как отрицательный и положительный феномены. В первом случаи речь идет о несовершеннолетних, поведение которых несет угрозу и нарушает права и интересы всех окружающих людей. Ярким примером будут являться любые правонарушения и преступления в лице детей и подростков. Во втором случаи - это поведение не является общественно-опасным, но имеет отклонение от нормы. Примером такого поведения являются дети-вундеркинды. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: любое преступное поведение всегда будет являться девиантным, но не каждое девиантное поведение будет являться преступным.

В праве же целесообразно рассматривать 2 типа:

- девиантное поведение, не являющееся преступным;

- девиантное поведение - преступное поведение.

Причины формирования у детей такого поведения очень разные. Но смысл в том, что с такими детьми педагогам особенно тяжело работать далеко не из-за наличия сложного поведения, а из-за того, что часто причинами являются жизненные ситуации, которые исправить невозможно. Остается работать с тем, что преподаватели имеют на данный момент и постараться исправить образованием "трудных детей".

Руководствуясь Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" девиантное поведение следует понимать, как антиобщественные действия, то есть действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц [1] (далее ФЗ № 120).

Девиантное поведение в подростковом возрасте характеризуется меньшей осознанностью, преобладанием аморальных действий и поступков над противоправными [2].

Обращаясь к истории, впервые об уголовной ответственности несовершеннолетних было сказано в указах Петра Великого 1669 года "Аше отрок семи лет убьет, то не повинен есть смерти"[3, 128]. Во время правления Петра родители несли ответственность за проступки и преступления своих детей. Позже (в 18 веке) за преступления несовершеннолетних до 17 лет секли плетьми, далее их отдавали в монастырь на трудовое перевоспитание. Затем возрастной уровень наказуемых пересмотрели и наказывали с 11 лет. Для подростков выстроили исправительные колонии и приюты. Система закрытых учебных учреждений была разработана Екатериной II во время ее правления. Это событие стало поводом для сотрудничества с президентом Академии художеств и шефом сухопутного шляхетского корпуса Бецким И.И. [3, 237]. Таким образом были построены народные училища шляхетского корпуса, пансионы и гимназии.

Под конец 19 века люди стали замечать определенные закономерности в преступном поведении несовершеннолетних и отдельные преступления привлекали больше внимания. Но профилактическую работу с несовершеннолетними начали проводить только после Октябрьской революции. Благодаря декрету В.И. Ленина от 31.12.1917 года [3, С.211] несовершеннолетние признавались "детьми республики" и в прямую обязанность государства стала входить забота о детях. В 80-е годы 19 века после проведения судебной реформы государственными органами и общественными формированиями активно начали создаваться специальные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением. Первые города, которые проявили инициативу в строительстве таких учреждений стали: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Казань, Саратов. Большинство из этих заведений носили смешанный характер, потому в них содержались дети разных категорий: сироты, нищие, бродяги и правонарушители. Но распределить детей по категориям все же удалось. В скором времени были созданы заведения, отвечающие всем требованиям для размещения отдельной категорией детей.

После развала СССР Россия претерпевала социально-экономические изменения. Статус и принципы работы, ведомственная принадлежность приемников-распределителей для детей с девиантным поведением также подверглись изменениям. Раньше они были в подчинении Наркомов общественного призрения, позже вошли в систему НКВД и Министерства внутренних дел.

В 1942 году появились первые сведения о строительстве приемников - распределителей для несовершеннолетних в Новгородской области: Новгородский, Валдайский, Боровичский, Хвойнинский, Маловишерский. В 1943 году управление приемниками - распределителями осуществляло НКВД, в 1981 году управление было передано Министерству внутренних дел. В 1999 году по Указу Президента России [4] приемник – распределитель переименован в Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, где и осуществлялось их образование.

Качество и уровень образования у детей с девиантным (общественно-опасным) поведением ничем не отличался от образования детей в обычных школах.

Конституция Российской Федерации 1993 года [5] закрепила в себе важнейшие права и свободы человека и гражданина среди которых особое место занимает право на образование. Данное право дается человеку от рождения и носит неотъемлемый характер.

В связи с вышесказанным делаем вывод о том, что конституционное право на образование по отношению к вновь возникающим правам носит верховенствующее значение. Вновь возникающие права - права, которые появляются в силу возникновения новых общественных отношений и требуют законодательного урегулирования. Данное право занимает особое место среди приравненных к нему прав в силу того, что характеризуется оно несколькими составляющими, а именно: социальным аспектом, культурным и экономическим. Данной точки зрения придерживаются следующие авторы: М.В. Смирнова, Н.В. Витрук, Е.И. Клюшин, Т.Н. Матюшева [6, С.35].

Но, несмотря на наличие экономической составляющей со стороны государства при обеспечении реализации гражданами права на образование, граждане в свою очередь не должны реализовывать свое право на образование на платной основе. Об этом свидетельствует конституционный принцип бесплатности образования. Нужно больше бесплатных  видов дополнительного образования: государственные музыкальные или художественные школы, или государственные спортивные школы, которых у нас на данный момент очень малое количество.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Российская газета 1999. 30 июня. N 121.
2. Вяткин Б.А. Основные итоги и направления дальнейшего развития учения об интегральной индивидуальности человека // Тезисы докладов расширенной научной конференции кафедры психологии ПГПИ. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1993. 248 с.
3. Фирсов С.Л. История России : учебник для вузов // Образовательная платформа Юрайт, 2024. 348с. 
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. 24 июня 1999 г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Российская газета от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
6. Матющева Т. Н. Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.02 / Матюшева Татьяна Николаевна; [Место защиты: Рос. акад. правосудия]. - Москва, 2012. - 46 с.