СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА, СНГ И ЕАЭС
Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.
XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА, СНГ И ЕАЭС
COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND BELARUS WITHIN THE UNION STATE, THE CIS AND THE EAEU
Ekaterina Vyatkina
Deputy Director for Academic and Methodological Work, Institute of Open Education, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Denis Gladyshev
Student, Institute of Open Education, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Valentin Korshunov
Student, Institute of Open Education, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Roman Maksimenko
Student, Institute of Open Education, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. Кроме экономических отношений у России и Белоруссии всегда была близость интересов и в политике. Нашу страну в статусе ядерной державы, Беларусь интересовала в геополитическом отношении как страна-прикрытие западной границы. На территории Белоруссии находятся радиолокационная станция космических войск и узел связи с атомными подводными лодками военно-морского флота.
Abstract. In addition to economic relations, Russia and Belarus have always had close interests in politics. Our country, in the status of a nuclear power, was interested in Belarus geopolitically as a country covering the western border. On the territory of Belarus there is a radar station for the space forces and a communications center with nuclear submarines of the navy.
Ключевые слова: Россия, Белоруссия, интеграция, союз.
Keywords: Russia, Belarus, integration, union.
В конце 1998 года президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Белоруссии и России, в которой определялись успехи интеграции и признавалась необходимость ее углубления путем создания Союзного государства.
Согласно перспективному плану к концу 1999 года на территории союза должны были быть созданы единые правовое и таможенное пространства, денежно-кредитная система.
Союзное государство задумывалось как политическое и экономическое объединение. В 1990 годы при обрушениях товарного рынка белорусская промышленность угасала, поэтому для нее российский рынок был важен в контексте развития новых компетенций [5, с. 56].
Начало интеграции положено развитием экономических отношений. Первично создали российско-белорусскую таможенную зону, но она сработала неправильно став зоной контрабанды. Проект не завершился, а со стороны Белоруссии было заявлено, что это нарушает суверенитет страны [2].
По мнению политологов, в рассматриваемом союзе имеется большое количество достижений в области экономической интеграции, но в области политической интеграции нет ни одной достигнутой цели [3].
Очевидно, что Союзное государство для Белоруссии интересно, прежде всего, с точки зрения экономики, а для России – это проект политический. Именно с этим связано то, что до сих пор нет прорывов в области интеграции. В настоящем времени интеграция не достигла заявленных целей, а стороны регулярно конфликтуют по политическим и экономическим вопросам.
Отметим, что Россия всегда ориентировалась на интеграцию. Еще с 1991 года возлагались надежды на Содружество Независимых Государств (СНГ) и считалось, что равноправная платформа сохранит все созданное в советское время.
После распада Советского Союза экономические связи сохранялись по инерции, затем многие из них пришлось юридически закреплять в договорах СНГ. В рамках содружества планировалось сохранить единую экономику, армию, пограничные силы и ПВО. Некоторые задачи удалось реализовать, например, наладить безвизовый режим, сохранить инфраструктурные объекты. Как результат в данной интеграции процесс разъединения страны стал более плавным [3].
В 2010 году Россия и Беларусь интегрируются в Таможенный союз, в кодексе которого прописано: «Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией» [4].
Два государства тесно сотрудничают между собой и являются главными торговыми партнерами. Россия – единственный поставщик энергоресурсов и первичный рынок сбыта продукции отраслей обрабатывающей промышленности, транзитная зона для продукции, экспортируемой Белоруссией в другие страны ЕАЭС.
Во внешнеторговом обороте России Белоруссия занимает четвертое место с 5 % долей от общего объема российской внешней торговли. Преференции позволяют России получать от Белоруссии необходимые товары – грузовые автомобили, сельскохозяйственные машины и оборудование.
Россия поставляет на белорусскую территорию природный газ по заниженной стоимости, таким образом, дополнительно субсидируя белорусскую экономику помимо инвестиций и кредитования.
Под эгидой Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежегодно проходят форумы двух стран для содействия прямым контактам по линии власти и бизнеса, а также совершенствованию правового пространства двух государств.
Таким образом, российско-белорусские союзные отношения построены на значительной зависимости Беларуси от России, как поставщика энергоносителей. Россия использует прямые инвестиции для создания совместных предприятий, но на этом сотрудничество не ограничивается и развивается в процессе экспорта углеводородов по заниженным ценам. Если рассматривать политическое сотрудничество, то оно также происходит в рамках ЕАЭС и Таможенного союза и в целом направлено на повышение влияния России на Беларусь. Заинтересованность в интеграции асимметрична, перевес в сторону Белоруси.
Перспективы взаимоотношений двух стран видятся в создании единого государства или наднациональной надстройки над ними с опорой на волю политического класса. В рамках единения необходимо создавать наднациональные органы в рамках всех ветвей власти.
Экономическая интеграция должна выйти на более высокий уровень (введение единой валюты), а в политической интеграции необходимо подойти к единому парламенту и институту единого гражданства [1].
Основной проблемой модели политической реинтеграции является дотационная составляющая, которую Россия постоянно пытается сократить. Много говорят о заслугах президента А. Лукашенко в сохранении белорусской промышленности, но сделано это за счет российского финансирования и с потерями для российского рынка. К примеру, разрушено несколько национальных тракторных заводов, но сохранен Минский тракторный завод (МТЗ).
На современном этапе реинтеграции сказались определенные противоречия, которые затормозили и остановили его процесс. До сих пор не решен вопрос с роумингом связи между странами, между тем граждане Белоруссии имеют преимуществами при приеме на работу в России.
Осложняющим фактором для интеграционного процесса стала специальная военная операция на территории Украины, которая не зависит от взаимоотношений наших стран, но прямо влияет на них.
Сейчас две страны находятся в черных политических списках, лидеры считаются диктаторами, против которых ведется силовая война, применяются экономические и политические санкции.
Несмотря на все проблемные аспекты, очевидно, что проект Союзного государства по-прежнему актуален и связано это с тем, что страны находятся в одинаковой геополитической ситуации.
Россию пытаются изолировать, союзников мало, военная, экономическая, политическая помощь Белоруссии важна и востребована. Этот факт негативно влияет на все процессы в экономическом плане, но, с политической стороны сближает позиции России и Белоруссии.
И, возможно, в будущем, он подтолкнет интеграцию к совершенствованию, потому, что Белоруссия защищать себя неспособна, так как ее вооруженные силы скромны по своему потенциалу, и если страны НАТО, захотят атаковать, то защититься она сможет только с помощью российских военно-космических сил.
По нашему мнению, Союзное государство нужно развивать и задуматься о присоединении к нему новых членов, так как союз апробирует новую модель интеграционного строительства.
В июне 2023 года в Санкт-Петербурге проходил 26-й Международный экономический форум, в котором две сессии были напрямую посвящены проблемам и перспективам интеграции в рамках Союзного государства.
По мнению Государственного секретаря Союзного государства «практика отношений Беларуси и России это удивительно реалистичный баланс сочетания национальных интересов, политических задач, экономических практик и той системы отношений, которая сложилась в гуманитарно-культурно-образовательном пространстве» [2].
Отношения в Союзном государстве могут стать примером для стран СНГ или ЕАЭС. Конкуренция была и будет, но в любой интеграционной структуре важен баланс национального интереса и интереса объединения.
Новый масштаб интеграции включает двадцать восемь союзных программ по определенным направлениям, которые профессионально взаимосвязаны и предполагают плавный переход к сближению государственного управления во всех сферах общественной жизни. На сегодняшний день союзные программы реализованы на 80 % и страны ведут работу над организацией наднационального налогового органа.
Главной задачей новой модели интеграции является достижение суверенитета в области агропромышленного комплекса, руководители государств понимают, что ядерное оружие – это инструмент сдерживания, а в современном противостоянии присутствует биологическое оружие, которое значительно опаснее и будет применяться неправомерно. Поэтому независимость агропромышленного комплекса является главной государственной задачей.
Продолжается разработка символики Союзного государства и ее утверждение Парламентским Собранием Союза.
В завершение отметим, что направлениями развития Союзного государства России и Беларуси представляются:
- формирование единой промышленной политики;
- совершенствование политики в сельскохозяйственной сфере;
- взаимодействие регуляторов в сфере валютного контроля;
- формирование совместных практик по использованию потенциала БелАЭС и распределению электроэнергии [3].
Социальными направлениями развития союза России и Беларуси является формирование обеспеченности равных прав граждан на трудовую деятельность, получение образования, квалифицированной медицинской помощи, права свободного перемещения. Несмотря на то, что паспорта у гражданина Беларуси и России разные, обеспеченность социального статуса единая на всем пространстве и российском и белорусском.