СЕКТОР ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ КАК ВЕКТОР ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Секция: Политические институты, процессы и технологии

XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
СЕКТОР ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ КАК ВЕКТОР ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
THE RENEWABLE ENERGY SECTOR AS A VECTOR OF RUSSIA'S ENERGY POLICY
Andrey Shalnev
Postgraduate student, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow
Аннотация. Статья посвящена развитию российского сектора возобновляемой энергетики, который становится важным направлением энергетической политики страны. В работе рассматриваются ключевые тенденции и перспективы развития альтернативной энергетики в России. Особое внимание уделено мерам государственной поддержки и инвестиционным проектам, направленным на увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны. Анализируются вызовы и возможности, стоящие перед отраслью, а также потенциал России в глобальном контексте перехода к низкоуглеродной экономике.
Abstract. The article is devoted to the development of the Russian renewable energy sector, which is becoming an important area of the country's energy policy. The paper examines the key trends and prospects for the development of alternative energy in Russia. Special attention is paid to government support measures and investment projects aimed at increasing the share of renewable energy sources in the country's energy mix. The article analyzes the challenges and opportunities facing the industry, as well as Russia's potential in the global context of the transition to a low-carbon economy.
Ключевые слова: Возобновляемая энергетика, возобновляемые источники энергии, Россия, государственная поддержка, инвестиции, энергетическая политика, низкоуглеродная экономика.
Keywords: Renewable energy, renewable energy sources, Russia, government support, investments, energy policy, low-carbon economy.
Россия на протяжении десятилетий ориентировалась на добычу и эксплуатацию запасов углеводородов с акцентом на производство электроэнергии из недорогостоящего природного газа. Более широкое использование возобновляемых источников энергии не рассматривалось как важный путь развития до 2013 года, когда были приняты первые нормативные акты, способствующие их развитию [1]. Основными причинами продвижения возобновляемых источников энергии были обязательства по борьбе с изменением климата, необходимость улучшения экологической ситуации в определенных регионах и необходимость обеспечения доступной энергией автономных районов. После внедрения системы государственной поддержки новый энергетический сегмент стал привлекательным для многих крупных игроков, включая международных лидеров (например, Fortum, Vestas) и российские государственные корпорации «Роснано», «Росатом» и «Ростех».
В России правительство намерено увеличить долю возобновляемых источников энергии в 10 раз за 20 лет, доведя их долю в общей установленной мощности до 10% к 2040 году [2]. Инвестиции в возобновляемые источники энергии составят один триллион российских рублей к 2035 году. Только в 2020 году было установлено около 1 ГВт объектов солнечной и ветровой энергетики, что составило 60% от новых установленных мощностей [3]. В то время как на солнечных и ветряных электростанциях наблюдается экспоненциальный рост, на другие электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии, приходится незначительная доля. Целевая доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии в стране, установленная ранее российским правительством на уровне 4,5% к 2024 году, не была достигнута из-за задержек, вызванных экономическими проблемами в стране, и времени, необходимого для производства местного оборудования [4]. Эти цели амбициозны, но значительно ниже среднемировых показателей. В ходе конкурса на заключение соглашения о закупке электроэнергии на 2021 год цены на солнечную и ветровую энергию значительно снизились, что позволило достичь сетевого паритета в России в течение 5-7 лет. Между тем природный газ остается основным конкурентом возобновляемых источников энергии и считается основным источником энергии в долгосрочной перспективе из-за существующей инфраструктуры и потребности в теплоснабжении.
Несмотря на первоначальные политические рассуждения, оценки свидетельствуют о высоком техническом потенциале использования энергии ветра и солнца во многих регионах России. Проекты в области ветроэнергетики имеют хорошие перспективы в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, арктических территориях Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Солнечный потенциал особенно высок в Алтайском крае, Астраханской, Ставропольской и Волгоградской областях, Республике Бурятия, Приморском крае и в прибрежных районах Северо-Востока (Сахалин и Камчатка).
Недавно принятая Энергетическая стратегия России на период до 2035 года в дополнение к централизованному энергоснабжению предусматривает развитие децентрализованной генерации электроэнергии (Министерство энергетики России, 2020) [5]. В 2019 году Закон об электроэнергетике в части развития микрогенерации предусмотрел дополнительные механизмы поддержки участников розничного рынка возобновляемых источников энергии, таких как домохозяйства и небольшие компании [6]. Они получили возможность подключать к сети свои энергоблоки мощностью до 15 кВт и продавать излишки электроэнергии по оптовой рыночной цене.
Существуют определенные препятствия для более широкого применения возобновляемых источников энергии в России. Оценка устранение этих препятствий может способствовать развитию отрасли возобновляемой энергетики в России. Во-первых, в стране наблюдается избыток установленной мощности. Поэтому простое добавление новых мощностей на возобновляемых источниках энергии не является решением. Некоторые старые электростанции, в первую очередь угольные, должны быть выведены из эксплуатации.
Во-вторых, руководители энергетических компаний часто рассматривают полное резервное оборудование для электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, как единственное решение. В то же время национальная энергосистема России сталкивается с проблемой разгрузки электростанций в ночное и летнее время, а также с низким средним коэффициентом мощности тепловых электростанций (менее половины от календарного времени). Очевидно, что подход к управлению энергосистемой должен быть пересмотрен, чтобы обеспечить эффективную и экономичную интеграцию новой зеленой энергетики, которая не повлечет за собой повышения тарифов на электроэнергию.
В-третьих, это изменчивый характер возобновляемых источников энергии и их низкая предсказуемость, а также низкая плотность энергии [7]. Это ограничивает их интеграцию в сеть, особенно в больших объемах, и требует дополнительных затрат и интеллектуальных решений. Альтернативным решением могло бы стать расширение децентрализованных энергосистем и строительство электростанций вблизи основных потребителей.
В-четвертых, рынок возобновляемых источников энергии является преимущественно монополистическим. Даже при ограниченном числе игроков возобновляемые источники энергии достигли значительных успехов с точки зрения установленной мощности, доли локализованного производства оборудования и экономических характеристик (выравнивание стоимости энергии, капитальных затрат и тарифов на электроэнергию). Несомненно, при более конкурентном рынке эти достижения можно было бы расширить.
В-пятых, в стране мало исследований и разработок и интеллектуальной собственности, связанных с технологиями и оборудованием для использования возобновляемых источников энергии, большинство из которых лицензируются или приобретаются за рубежом. Это означает, что национальная база знаний очень ограничена, а большая часть лицензионных отчислений поступает за рубеж. Сложившаяся ситуация не может быть устойчивой в долгосрочной перспективе. Условием Соглашения о разделе продукции, установленным правительством, является быстрая локализация производства оборудования [8]. Однако быстрого развития национальной научно-исследовательской базы не происходит. Более того, требование быстрой локализации может исказить рынок и усилить другие барьеры.
Как и в случае с нехваткой научно-исследовательских центров, существует нехватка заводов, способных производить оборудование из возобновляемых источников энергии и соответствующих международным стандартам. Решение этих двух проблем требует времени и зависит от подготовки достаточного количества высококлассных специалистов. Кроме того, строительство новых предприятий или перепрофилирование некоторых существующих влечет за собой высокие капитальные затраты, которые могут быть окуплены только с ростом рынка.
И всё же существует несколько возможных путей развития российской отрасли возобновляемой энергетики. Они зависят от широкого спектра внешних (социальных, экономических и т.д.) и внутренних (отраслевых) факторов. Различные стрессовые сценарии могут усугубить проблемы в электроэнергетике. Научно обоснованная система энергетического прогнозирования и мониторинга позволит своевременно выявлять непредвиденные события и стрессовые факторы, а также планировать меры по их смягчению [9].
Необходимые изменения должны планироваться и осуществляться директивными органами совместно с заинтересованными сторонами. Развитие сектора возобновляемых источников энергии — это не искусственное мероприятие в стране, богатой ископаемым топливом, а первый необходимый шаг в соответствии с глобальными тенденциями и меняющимися глобальными экономическими и политическими приоритетами. В стране необходимо создать прочную научно-исследовательскую и производственную базу, чтобы достичь хорошего уровня технологической зрелости и избежать зависимости от импорта. Качественные (структурные) изменения в энергетической отрасли кажутся неизбежными и несколько запоздалыми. К ним относятся полный вывод из эксплуатации старых электростанций, радикальное сокращение добычи угля и угольной генерации, а также запуск масштабной программы модернизации. Необходимо должным образом устранить побочные эффекты (безработицу и т.д.) в тех сегментах, которые придется закрыть или существенно ограничить.
Необходимо усилить рыночную конкуренцию в экономике, энергетике и секторе возобновляемых источников энергии. Это должно привести к повышению эффективности технологий и снижению затрат. Однако планы по локализации производства оборудования могут быть пересмотрены. Это позволит большему числу участников выйти на рынок, включая традиционные энергетические компании (включая компании добывающей промышленности), которые могут диверсифицировать свой бизнес. Сетевым компаниям следует совершенствовать системы релейной защиты, автоматизации и предотвращения аварий, учитывая растущую долю распределенных электростанций.
В будущем технологии чистой энергетики должны полностью обеспечить бытовое потребление электроэнергии и тепла по доступным ценам без ущерба для энергетической безопасности. Это непростая задача, требующая долгосрочного планирования, диверсификации энергетического баланса и массового внедрения новых эффективных решений в области водоснабжения, питания и энергетики, улучшения передачи и распределения энергии, а также удешевления систем хранения энергии. Четкий и научно обоснованный перечень приоритетов в области зеленой энергетики должен определять расходы правительства и частного сектора на НИОКР, направленные на достижение технологической независимости и приобретение необходимых компетенций. Улучшение международного сотрудничества в области НИОКР и передача технологий будут способствовать достижению глобальных экологических и климатических целей.
