Статья:

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ В РОССИИ

Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Халчанская А.С. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ В РОССИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(93). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ В РОССИИ

Халчанская Александра Станиславовна
студент Российской Государственной Академии Интеллектуальной Собственности - РГАИС, РФ, г. Москва

 

HISTORY OF THE FORMATION OF THE INDUSTRIAL DESIGNS INSTITUTION IN RUSSIA

 

Alexandra Khalchanskaya

Student of Russian State Academy of Intellectual Property - RGAIS, Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена раскрытию процесса становления правового института промышленных образцов в России. В работе подробно изложены предпосылки, этапы формирования, а также, возникающие трудности на пути стабилизации института.

Abstract. The article is devoted to the disclosure of the formalisation process of the industrial designs legal institution in Russia. The work describes in detail the prerequisites, stages of formation, as well as the difficulties that arise on the way to its stabilization.

 

Ключевые слова: промышленный дизайн, охрана интеллектуальной собственности в Российской Империи, история промышленных образцов, промышленные рисунки и модели, авторское свидетельство, патент.

Keywords: industrial design, intellectual property protection in the Russian Empire, history of industrial samples, industrial drawings and models, author's certificate, patent.

 

Проблематика данной статьи обуславливается разрозненным мнением относительно того, когда именно зародился правовой институт промышленных образцов. Логично было бы предположить, что возникновение правовой охраны данного объекта интеллектуальных прав соответствует появлению мануфактур, впрочем это совсем не так.

История промышленного дизайна в Россий берет свое начало в первой четверти XIX века, когда успехи в области промышленности стали значительно ощутимы, однако эти достижения были в основном связаны с технологической частью производственного процесса, в отношении же эстетической составляющей имело место систематическое заимствование иностранных идей. Задержка развития промышленного дизайна в России обуславливалась прежде всего отсутствием учебных заведений, обеспечивающих подготовку в сфере художественно-промышленного образования.

Впервые, на эту проблему обратил внимание Строганов С.Г.[18] в 1822 г. , находясь во Франции, изучая предметы художественного искусства, он особенно проявлял интерес к их деталям и техническому исполнению. Сергей Григорьевич также посещал художественные учебные заведения «Écoles gratuites de dessin» [19], уникальность которых заключалась в обучении художественному ремеслу всех слоев населения. Так, Строганову в голову пришла идея создать в Российской Империи школу рисования по подобию французской «Ecole du dessin», которая способствовала бы «доставлению ремесленникам и торговым людям возможности улучшать свои изделия при содействии науки и искусства» [17, c. 17]. В 1825 году граф при поддержке Александра I и Голицына А.Н. [20], реализовал замысел и основал «Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам».

В условиях активного распространения промышленно- художественного образования, в 1833 году при Московском Дворцовом архитектурном училище было создано Мещанское рисовальное отделение, задачей которого было «в среднем сословии граждан развить способности рисования, необходимые для промышленности по мануфактурной части и тем приготовить их к слушанию курса в Технологическом институте» [8, c.21].

В 1843 году Мещанское рисовальное отделение было передано в ведение Министерства финансов, в это же время школа Графа Строганова перешла на государственное обеспечение. Вследствие этого, Канкрин Е.Ф.[21] предложил председателю Мануфактурного и Коммерческого советов барону А. К. Мейендорфу [22] разработать план, направленный на максимальное использование потенциала существующих в Москве Мещанской и Строгановской школ, а также трех Воскресных классов. В марте этого же года Мейендорф представил проект создания школ технического рисования, который был утверждён указом от 30 апреля 1843 года. В соответствии с этим указом учебные заведения, подготавливавшие «рисовальщиков» для мануфактурной промышленности были реорганизованы, а Мейендорф назначен их попечителем. Мещанское рисовальное отделение было преобразовано в первую рисовальную школу, а «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам» во вторую. Целью первой было “образование рисовальщиков особенно для ткацких и набивных изделий», второй – «образование всякого рода рисовальщиков», при ней учреждались Женское и Гальванопластическое отделения, Воскресные рисовальные классы оставались прежними [5, c.23].

Первая весомая предпосылка к созданию института правовой охраны фабричных рисунков и моделей возникла также в 1843 году, когда А. К. Мейендорф в рамках деятельности Московского отделения Мануфактурного совета, обратившись к министру финансов с рядом предложений, поднял вопрос об определении прав собственности на новые рисунки и модели, а также об установлении порядка их охраны. Так, в феврале 1844 года был разработан проект, сопровождавшийся особым мнением барона, которое однако заключалось в том, что осуществление данного проекта несвоевременно: «права, представляемые во всех государствах изобретателям на поприще ремесел и искусств, составляют предмет законоведения весьма любопытный, но вместе с тем весьма трудный к обсуждению. Вопросы, относящиеся к этому предмету и долженствовавшие предшествовать точному определению свойств промышленной собственности, нигде еще не были исследованы с точностью, а между тем изданы всюду законы о праве этой собственности. Теория не овладела еще этими вопросами с тою аналитическою разборчивостью, с тем добросовестным розысканием, которые необходимы для разрешения проблематических задач законодательства. По этой причине законоположения о привилегиях, поощрительных в началах своих встречали всюду большие затруднения и неудобства в исполнении, служат изобретателю опорою слабою, а иногда даже обманчивою» [8, c.2]. В результате, процесс реализации проекта был временно приостановлен в том числе по той причине, что правительство было занято обсуждением и разработкой “Положения о художественной собственности», изданного в январе 1846 года, в котором хотя и не были закреплены нормы об охране исключительных прав на промышленные рисунки и модели, и даже наоборот, на основании примечания к пункту 14 ст. 19569: «Заимствование из художественных произведений фигур и орнаментов, на модели для мануфактурных и ремесленных изделий, контрафакцией не почитается» [10, c. 3]. Тем не менее законодатель сформировал и закрепил термин «исключительное право». Так, согласно параграфу 1 статьи 19569 Полного собрания законов Российской империи от 1846 года: «Живописец, Скульптор, Архитектор, Гравер, Медальер, и другими отраслями изящных искусств занимающийся художник, кроме обыкновенного, общими законами ограждаемого, права собственности на каждое свое произведение, как вещи, пользуется в течении всей своей жизни так называемою собственностью художественной. Она состоит в исключительном праве, ему лишь принадлежащему, повторять, издавать и размножать оригинальное свое произведение всеми возможными способами, тому или другому искусству свойственными» [10, c.1].

И лишь в конце 1862 года, когда Министерство финансов получило обращение от представителей фабрикантов, в котором они подробно описали встретившиеся на их пути трудности, связанные с отсутствием законодательства, обеспечивавшего бы охрану прав на фабричные рисунки и модели, вопрос был поднят вновь.

Обращение содержало следующее: «по многим отраслям мануфактурной промышленности, в особенности по литейному, бронзовому и серебряному производствам, а равно по обойному и вообще по набивному делу встречаются весьма ощутительные затруднения к усовершенствованию изделий в том, что новые модели и рисунки, не составляя по нашим законам исключительной собственности изобретателей или хозяев, их купивших, немедленно вслед за появлением их в продаже становятся общим достоянием и могут быть усваиваемы всеми другими производителями.

Таким образом, для хозяев фабрик нет никакого расчета, а напротив того, есть убыток, вводить новые модели и рисунки, которые заказываются обыкновенно у художников и обходятся иногда весьма дорого, между тем как если бы существовал закон, на основании которого каждый фабрикант имел бы исключительное право на употребление приобретаемых им новых моделей и рисунков, то очевидно, что всякий из них прилагал бы особое старание усвоению себе новых оригинальных образцов и не щадил бы издержек, зная, что этими образцами никто, кроме его, воспользоваться не может. Поэтому фабриканты признают необходимым установление правил, которые, утверждая за желающими исключительное право собственности на вводимые ими новые модели и рисунки, давали бы им возможность преследовать воспроизведение таковых моделей другими фабрикантами» [5, c.179].

После тщательного пересмотра проекта с учетом поправок, предложенных Московским отделением Мануфактурного совета, Департаментом мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов, 11 июля 1864 года император Александр II утвердил Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели, которое гласило: «Изобретатель рисунка или модели, предназначенных для воспроизведения в заводских, фабричных или ремесленных изделиях, может обеспечить себе, на определенный срок, право исключительного пользования означенным изобретением. Таковое же право предоставляется и лицам, приобретшим законным путем фабричные рисунки и модели у изобретателя» [9, с. 579].

В соответствии с параграфом 7 вышеуказанного Положения был установлен специальный знак, удостоверяющий фабричный рисунок или модель. Он представлял из себя оттиск круглой печати или штемпеля с выгравированной надписью «от МФ» (от Министерства финансов), с указанием года подачи заявки и срока действия исключительного права на пользование рисунком или моделью. Цвет и размер знака заявитель выбирал сам. 24 сентября 1864 года указом Сената «О знаке для удостоверения заявки фабричного рисунка или модели» данный знак был официально утверждён [16, c.912].

В 1917 г., как известно, произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, ознаменовавшая собой коренной перелом в истории нашей страны. Она привела к упразднению всех законодательных актов, действовавших в Российской Империи, включая нормы, регулировавшие охрану прав на промышленные рисунки и модели.

В 1918 году началась работа над созданием проекта первого законодательного акта в социалистической России, регулирующего область правовой охраны промышленной собственности. Уже 30 июня 1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет «Об изобретениях (Положение)», отменявший все ранее существовавшие нормативные акты в сфере патентного права и вводивший новую форму охраны изобретений — авторское свидетельство, закреплявшее за изобретателем право авторства и право на вознаграждение. Изобретения, признанные полезными объявлялись общественным достоянием, в связи с чем все граждане и организации могли пользоваться ими при определенных условиях [2, c.341].

Таким образом, в условиях набиравшего обороты процесса централизации экономики Декрет от 1919 г. ликвидировал предоставленную правительством Российской Империй легальную монополию исключительного пользования результатами интеллектуальной деятельности. Несмотря на то, что Декрет не предусматривал правовую охрану промышленных образцов (рисунков и моделей), уже в 1920 году Положение о Комитете по делам изобретений (далее по тексту - Комподиз), утвержденное Высшим советом народного хозяйства (далее по тексту - ВСНХ) РСФСР, признавало промышленные рисунки и модели охраняемыми объектами наряду с изобретениями [12, c.523].

В формировании нового патентного законодательства также сыграл значительную роль Декрет № 284 от 13 июня 1921 г. «О Патентной комиссии при ВСНХ по вопросам об ограждении прав иностранных изобретателей в РСФСР и русских изобретателей за границей (Положение)», на основании которого Патентная комиссия должна была осуществить «пересмотр действующих в РСФСР законоположений не только об изобретениях, но и о моделях, товарных знаках, фабричных марках и проч. на предмет согласования этих законов с условиями, которые требуются для привлечения заявок иностранцев в Россию, в связи с импортной и концессионной политикой РСФСР»[11, c.284].

22 мая 1922 г. Постановлением 3-й сессии ВЦИК был принят важный по значению, Декрет № 423 «Об основных частных имущественных правах признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых ее судами», признающий вещными права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и рисунки [1, c.423].

Произведения художественной промышленности фактически получили правовую охрану лишь в 1924 г., когда ЦИК и СНК СССР было принято Постановление «О промышленных образцах (рисунках и моделях)». Так, статья 1 Постановления закрепляет «право на образцы: а) новые по виду или форме художественно-промышленные рисунки, предназначенные для воспроизведения в соответствующих изданиях, и б) новые по виду, по форме, по устройству или расположению частей модели, предназначенные для промышленности, кустарного производства, торговли, ремесла, домашнего обихода и вообще для всякой работы» [15, c.98].

Для защиты своих прав, заявителю было необходимо подать заявление в Комподиз, затем ему выдавалось свидетельство, наделяющее его исключительным правом использования, срок действия которого достигал максимум 10 лет.

С 1925 г. в Вестнике Комподиза началась публикация сведений о зарегистрированных промышленных образцах. Свидетельство на промышленный образец № 1 было выдано М.В. Высоцкому на «Ящик с портативной центрифугой» по заявке от 12 декабря 1924 г. и зарегистрировано 30 июня 1925 г. [6, c. 36].

Между тем, в 1936 году Постановлением № 60/946 ЦИК и СНК СССР от 27 мая 1936 г. институт правовой защиты промышленных образцов упразднялся, а регистрация новых прекращалась. Все свидетельства выданные в период с 1924 по 1936 гг. были признаны утратившими силу. Подобное решение обуславливалось отказом от принципов НЭПа [23], вследствие чего возникала коллизия между исключительными правами и характером промышленного производства того периода времени [14,c. 269].

Внешний вид продукции начал приобретать всё большее значение. В связи с этим возникла необходимость в стимулировании творческой активности художников, работающих в производственной сфере. К тому времени объёмы выпускаемой продукции в стране значительно выросли, а также начался процесс интеграции.

В связи с присоединением СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности Постановлением от 9 июля 1965 года Совета Министров СССР № 535 «О промышленных образцах», институт был восстановлен, но с ощутимыми изменениями. Так, заявителю выдавалось либо свидетельство на промышленный образец (аналог авторского свидетельства на изобретение), либо патент. Свидетельство давало право автору на получение вознаграждения. Исключительное право на использование промышленного образца, охраняемого патентом, действовало максимум 10 лет [13, c.119].

Причиной этого можно считать значительное увеличение объема выпускаемой продукции, а также начало процесса интеграции СССР в мировую экономику, в связи с чем внешний вид продукции начал приобретать ценность, а значит необходимо было стимулировать деятельность российских промышленных дизайнеров.

Последним законодательным актом советского периода стал Закон СССР от 10 июля 1991 года № 2328-1 «О промышленных образцах», который должен был вступить в силу с 1 января 1992 года, однако к этому моменту СССР уже прекратил своё существование.

Таким образом, промышленные рисунки и модели являются прототипом современного института промышленных образцов, правовая охрана которого возникла и была закреплена Положением «О праве собственности на фабричные рисунки и модели» 11 июля 1864 года. Формирование института непосредственно в той форме, в какой мы его привыкли видеть, произошло в 1924 году, когда ЦИК и СНК СССР было принято Постановление «О промышленных образцах (рисунках и моделях)», который в 1936 году пропал и стабилизация его произошла лишь к 1965 году.

 

Список литературы:
1. Декрет ВЦИК от 22.05.1922 «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР»// СУ РСФСР. - 1922. - N 36. С. 423
2. Декрет СНК РСФСР «Об изобретениях (Положение)» от 30.06.1919// СУ РСФСР. - 1919. - N 34. С. 341
3. Закон СССР N 2328-1 «О промышленных образцах» от 10.07.1991 // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - N 32. С. 908
4. История отечественного изобретательства и патентного дела: прошлое и настоящее. Т. 1. Книга 2: Развитие изобретательства и охраны интеллектуальной собственности с 1917 г. по 1991 г. / С. А. Горленко, В. Е. Китайский, А. П. Колесников [и др.]; отв. ред. В. И. Амелькова. - М.: Роспатент, 2010. – С.189.
5. Колесников А. П. История отечественного изобретательства и патентного дела: прошлое и настоящее. Т. 1. Книга 1: Летопись развития изобретательства и охраны интеллектуальной собственности в Российской Империи - М.: Роспатент, 2010. - С. 228
6. Колесников А.П. Законодательные и нормативные акты по изобретательству в первые годы Советской власти: к 100-летию Декрета «Об изобретениях. (Положение)» от 30.06.1919// М.: ФИПС.-2019.- С. 52.
7. Орлов В.В. Возникновение и развитие дизайна в Российской мануфактурной промышленности//Изобретательство. - 2007. - Т.7. - №8 - С.20-29.
8. Орлов В.В. Из истории разработки законодательства в области охраны фабричных рисунков и моделей в Российской империи//Изобретательство. - 2007. -Т. 7. - № 9. - С. 1-8.
9. Полное собрание законов Российской империи, Собрание 2-е (далее - ПСЗ-2), т. XXXIX, № 41044 от 11 июля 1864 г. Высочайше утвержденное Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели.
10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е (далее - ПСЗ-2), т. XXI, № 19569, 1 января 1846. - Высочайше утвержденное Положение о собственности художественной.
11. Положение СНК о Патентной комиссии при ВСНХ по вопросам об ограждении прав иностранных изобретателей в РСФСР и российских изобретателей за границей// СУ РСФСР.- 1921.- № 51.- С. 284. 
12. Постановление ВСНХ РСФСР О Комитете по делам изобретений от 09.12.1920// Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1920 г. –М.- 1943.С. 523
13. Постановление Совмина СССР N 535 «О промышленных образцах» от 09.07.1965 // СП СССР. - 1965. - N 15. С. 119
14. Постановление ЦИК СССР N 60, СНК СССР N 946 «Об отмене Положения о Народном Комиссариате Финансов Союза ССР от 12 ноября 1923 года» от 27.05.1936 //СЗ СССР.- 1936.- N 29. С. 269
15. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР «О промышленных образцах (рисунках и моделях)» от 12.09.1924 г. // СЗ СССР. - 1924. - N 9. С. 98
16. ПСЗ-2, т. XXXIX, № 41301 от 24 сентября 1864 г. Сенатский указ «О знаке для удостоверения заявки фабричного рисунка или модели».
17. Федунов С.Н. Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв.: предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы: дис. … канд. искуствовед. наук.- Москва, 2008. - С. 17
18. Строганов Сергей Григорьевич (1794–1882), русский государственный деятель, граф, попечитель Московского учебного округа, с 1856 г. – член Государственного Совета, в 1859–1860 гг. – Московский генерал-губернатор, основал на свои деньги в Москве в 1825 г. рисовальную школу.
19. Écoles gratuites de dessin (по-французски — бесплатные школы рисования) — художественные школы, основанные во Франции в XVIII веке, предоставляющие уроки широкому слою населения, в том числе подмастерьям, чье ремесло требовало умения рисовать.
20. Голицын Александр Николаевич - князь, русский государственный деятель. С 1803 г. оберпрокурор Синода, с 1813 г. председатель Российского библейского общества, в 1817–1824 гг. министр народного просвещения и духовных дел.
21. Канкрин Евгений Францевич - русский государственный деятель, министр финансов России в 1823–1844 годах
22. Мейендорф, барон Александр Казимирович - писатель, член Совета министра финансов, председатель Московского отделения Мануфактурного и Коммерческого советов, попечитель 1-й и 2-й рисовальных школ (1843 - 1851)
23. Новая Экономическая Политика (НЭП) - это комплекс социально-экономических преобразований в РСФСР и СССР, проводившихся в 1921–1929 годах.