Статья:

Право оперативного управления учреждений

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Двоеглазов А.И. Право оперативного управления учреждений // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 47-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Право оперативного управления учреждений

Двоеглазов Александр Иванович
магистрант Пермского государственного национально-исследовательского университета, РФ, г. Пермь

 

THE RIGHT OF OPERATIONAL MANAGEMENT INSTITUTIONS

 

Alexander Dvoeglazov

graduate student, Perm state national research University, Russia, Perm

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность права оперативного управления, а так же юридическая природа данного права. Выделяются особенности распоряжения имуществом бюджетным, автономным, частным учреждением.

Abstract. The article reveals the essence of the right of operational management, as well as the legal nature of this right. Specifics disposition of property financed, Autonomous, private institution.

 

Ключевые слова: учреждение; имущество; право оперативного управления; гражданское законодательство; распоряжение имуществом.

Keywords: Agency; property; the right of operational management; the civil law; the disposition of the property.

 

Под оперативным управлением в российском гражданском праве подразумевается имущественное право, в соответствии с которым учреждение владеет и пользуется переданным ему имуществом в пределах, определяемых собственником имущества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника.

Для того, чтобы в полной мере раскрыть сущность права оперативного управления, считаю необходим выделить его основные отличия от права собственности, а также дать характеристику основным его элементам.

В отличие от права собственности праву оперативного управления присущи следующие особенности:

- право оперативного управления находится в прямой зависимости от господства над вещью собственником имущества;

- основывается на праве собственности;

- создание и существование субъекта права оперативного управления возможно постольку, поскольку собственник признает такое его существование необходимым и целесообразным;

- допускает, что собственник имущества может обязать субъекта права оперативного управления исполнить задание собственника и использовать имущество строго по его назначению.

- обладает правом следования. Это значит, что данное право следует за судьбой вещи, на которое оно установлено.

Собственником имущества учреждения является учредитель. Учреждение приобретает на это имущество ограниченное вещное право именуемое правом оперативного управления.

Объектом права оперативного управления выступает имущество, которое переходит учреждению во владение, пользование и распоряжение от собственника такого имущества. Это имущество может быть как движимым, так и недвижимым, за исключением земельных участков и участков недр. Как следует из анализа ГК РФ и Земельного кодекса РФ, земельные участки не могут предоставляться на праве оперативного управления. Так в главе 17 ГК РФ среди вещных прав на землю это право не названо. Кроме того, в ст. 268 ГК РФ указано, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются на праве постоянного бессрочного пользования лицам, перечисленным в Земельном кодексе РФ. В их числе названы государственные и муниципальные учреждения, а также казенные предприятия. Похожее положение содержится в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», согласно которому земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Право оперативного управления на имущество, переедаемое учреждению, возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. В связи с тем, что право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества, то право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Субъектом права оперативного управления являются учреждения. В соответствии с п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждения могут быть частными, бюджетными, автономными и казенными. Частное учреждение может быть создано физическим или юридическим лицом. Бюджетные, автономные и казенные учреждения создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, а так же муниципальным образованием.

Содержание права оперативного управления имуществом включает в себя три правомочия - владения, пользования, распоряжения. Содержание таких прав различно и зависит от правового статуса держателя данного субъективного права.

Рассмотрим различия в части распоряжения имуществом, закрепленным за учреждением, собственником такого имущества. Всех сильнее в полномочие распоряжения ограничено частотное учреждение. Оно не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Автономное и бюджетное обладают равными правами в отношении распоряжения имуществом. Они не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным, или бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Иным имуществом данные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Казенное учреждение вправе отчуждать либо совершать иные распорядительные действия в отношении закрепленного за ним имущества только с согласия собственника. В случае если казенное учреждение с согласия собственника осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли, то денежные средства, полученные от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Перейдем к основаниям прекращения права оперативного управления имуществом. Как и право собственности, право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности, Действующим законодательством предусмотрено дополнительное основание для прекращения права оперативного управления. Таким основанием является отказ от права оперативного управления с согласия собственника имущества. Помимо изложенного, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Обобщая вышесказанное, постараюсь сформулировать собственное определение права оперативного управления. Так под правом оперативного управления понимается право, на котором собственник закрепляет принадлежащие ему на праве собственности имущество за учреждением, и при этом не теряет данного титула. Считаю, что отражение права оперативного управления в законодательстве, является действительно необходимым, оно предоставляет собственнику возможность распорядиться своим имуществом в общественно полезных целях, сохраняя при этом на него право собственности.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
3. Федеральный закон от 3.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 3.07.2016) // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.