Статья:

Политический ландшафт: теоретические аспекты.

Конференция: XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические институты, процессы и технологии

Выходные данные
Глушенко Л.А. Политический ландшафт: теоретические аспекты. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 21-26.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Политический ландшафт: теоретические аспекты.

Глушенко Людмила Александровна
преподаватель истории и обществознания, КГА ПОУ «Приморский политехнический колледж», РФ, г. Владивосток

The political landscape: theoretical aspects

 

Lyudmila Glushenko

Teacher of history and social science, KGA POU "seaside Polytechnical College", Russia, Vladivostok

 

Аннотация. Цель моего исследования заключается в том, чтобы определить понятие и сущность политического ландшафта, а также рассмотреть значение его формирования для мира политики и прежде всего для властвующих и подвластных.

Abstract. The purpose of my research is to define the concept and essence of the political landscape, and consider its meaning for policy-making of the world and especially for the ruling and subservient.

 

Ключевые слова: политический ландшафт; типы политического ландшафта;  место действия власти; политическая система; политический интерес; территория распространения власти; политическая жизненная среда; политическая культура; объекты политического ландшафта.

Keywords: political landscape; the types of the political landscape; a place of actions of the government; political system; political interest; the area of distribution of power; political environment; political culture; political landscape.

                                     

Политическая власть, изначально формируясь на определенной территории, захваченной ею легитимными или не легитимными способами, подчиняла себе эту территорию.  В  результате   шло оформление места действия власти и создавался особый идентичный ландшафт для удобного и выгодного ее функционирования.

Политический ландшафт – это территория распространения власти, фундаментом для которой становится определенная политическая система, соответствующая этой территории.

История политического ландшафта начинается именно  с захвата политической системой территории естественного происхождения, которая с течением времени подвергалась либо политической узурпации, либо формированию, так называемого, «добровольного согласия» на ее воздействие. В результате,  этот политический ландшафт  складывался как антропогенная зона власти  или антропогенный политический ландшафт.

Однако,  необходимо учитывать и тот факт, что власть, приводящаяся в движение талантливыми и способными деятельными лицами  от политики, иногда оказывается изумительно естественной для территории или определенного места ее закрепления. 

В свою очередь привязка к этому ландшафту конкретной политической системы должна была соответствовать запросам и политическим интересам властвующих,   и должна была создавать ощущение соблюдения политических прав для подвластных [2,с.13].  При условии того, что политическая система использовалась в чистом виде, например, чисто тоталитарная, то можно было говорить о формировании элементарного политического ландшафта.  При смешанной политической системе, например авторитарной, элементарная политическая система, привитая на элементарном же политическом ландшафте, не исчезает полностью, значит  рудиментарными становятся только некоторые ее признаки.

На территории власть часто использует свой своеобразный ресурс, так же привязанный к данной территории, такой как  наследование, исторический опыт, память о социальных и исторических событиях, политические ценности, уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и итоги этой деятельности, общественно – политические институты и отношения, в результате чего формируется культурно- политический ландшафт, который, в узком смысле, представлен территорией или местом национальной или социально – политической общности, миром политики [3, с.37]. Интересная особенность при таком типе политического ландшафта примечательна тем, что одинаковые по форме  институты политической власти  в разных странах имеют различные функциональные назначения, а например, демократические по форме институты власти и конституционные нормы, в отдельных странах, могут соседствовать с тоталитарными режимами власти.

Традиционным политическим ландшафтом следует называть такой политический ландшафт, на территории которого осуществляется воспроизводство традиционных форм политического устройства. Как правило,  демократические реформы в патриархальном обществе заканчиваются провалом [3,с.36].   

Вообще политический ландшафт – это особый мир политики, такой, какой он известен и представляется его обитателям; это политическая активность, трансформировавшаяся в пространственное расположение элементов политики, а также в формы моделей  человеческой политической деятельности.

Одним из архи важных  двигателей  политической активности выступает политический интерес. Различные политические аспекты рассматриваются сегодня в поиске новых акцентов в политических отношениях с целью разведывания новых путей, для следования по которым необходим специально соответствующий инструментарий, в том числе, и даже особенно, при создании необходимого для маневрирования власти политического ландшафта .  Интересы социальных групп и индивидов на конкретно взятой территории, вовлечённых в политику, основываются на реализации этих самых социально значимых интересов [5,  с.61]. Они опосредуются определёнными,  иногда видимыми, а иногда не до конца осознанными значениями. Значение внедрения того или иного интереса всецело зависит от господствующей в обществе политической культуры и тех ценностей, которых придерживается большинство граждан. Все институты общества и их социальное предназначение определяются тем социальным интересом, который формирует политическая культура, поэтому  интерес и определяет акценты наиболее типичных образцов политического поведения, сосуществование и деятельные приоритеты власти, индивида, группы и общества. Именно интерес способен быть стимулом для формирования идеалов, установок, убеждений в обществе. Он как факт политической целеустремлённости универсален. Это своеобразный и оригинальный двигатель заинтересованности масс, от которого  зависит успех вовлечения их в активную политическую деятельность [1,с.105]. Качественные характеристики политического интереса могут выступать своеобразными критериями зрелости политического ландшафта  в определённой политической системе. Интерес закономерно приводит к конструктивному или деструктивному, созидательному или разрушительному политическому участию, с соответствующим данной территории  политическим поведением. Именно в интересе кроется объяснение того, что способствует формированию совокупности политических позиций и ориентирует на политические действия. Интерес способствует формированию субъективной ориентации на политику, он окрашивает отличительными свойствами политические позиции каждого и всех, соответственно окрашивает и политический ландшафт.  Политическая система старается определить рамки  функционирующего в обществе интереса через политические позиции и поведение. Наращивание суммарной массы интереса происходит при участии таких элементов как когнитивность и аффектность. Преобладание в политическом интересе того или иного элемента, а также анализ этого факта ведет к возможности более глубокого понимания оценки политического настроения общества. Дисбаланс общественного политического интереса и требований политической системы приводят к нестабильному политическому настроению в пределах конкретно взятого ландшафта, трудно управляемому политическому поведению в нем, что влияет негативно на формирование гражданского мира и единой политической общности.  Политический интерес приобретает конфронтационный характер между его носителями, а  низкий уровень политической жизненной среды может привести к жестокой политической борьбе. Интерес актора политики, не являющегося свободным, и  отсутствие зрелого гражданского общества концентрирует политическую жизнь  в руках властвующих.  Культурная отсталость общества, ни в какой мере не способствует формированию демократического политинтереса,  который бы лёг в основу необходимого для прогресса политической системы политического сознания. Именно политическое сознание должно способствовать пониманию и приятию гражданами политических предпочтений, явно способствующих претворению в действительность их ценностных политических интересов в зоне политического ландшафта. Тотальность интереса властвующих всегда поглощает индивидуальные политические интересы подвластных [3,с.38], а демократизация индивида, как политического актора, должна способствовать формированию политической системы, которая бы воспитывала осознанный политический интерес каждого, который бы влился, не диссонируя во властные интересы, как составной элемент, сформулированный ясной политической позицией с новым целеустремлённым началом.

Объектами политического ландшафта  выступают основные элементы политики, которые определяются в соответствии с политическими данными и от объектов зависит, какое в конечном счете выстроится политическое пространство. Разработка политического ландшафта, при конкретном  его типе, должна вестись строго поэтапно. В результате такого планирования можно оценить перспективу будущего политического ландшафта. С этой целью определяется целостный комплекс  политических мероприятий гармонично связанных и взаимодополняющих друг друга на обозначенной территории или заданном месте, которые необходимы для возникновения предпосылок активного, то есть заинтересованного участия акторов в  политическом процессе. При планировании не должно быть мелочей, а в идеале выработка единого политического стиля, способствующего прогрессивной деятельности легитимных властвующих и гражданскому согласию подвластных акторов. При этом малые формы политики не являются исключением, т. к. с их помощью политический ландшафт станет выглядеть как целостная объемная картина.  В то же время он не является чем-то застывшим, завершенным окончательно и постоянным.  Политический ландшафт занимает определенную поверхность, значимую для властных притязаний, политическая система располагает здесь свойственные ей институты, политические силы. Складывается четкий образ  политической жизни и иерархический порядок, свойственный определенному типу политического ландшафта. Развивается интеграция власти, политических и общественных организаций, акторов и территории. Зарождается специфический политический симбиоз, утверждающий такой политический ландшафт, который обеспечивает многофункциональность правящей системы. Таким образом, политический ландшафт в совокупности становится опорой политики, помогая ей в воспитании  заинтересованного  деятеля.

 

Список литературы:
1. Перегудов С. Монография. Политическая система России в мировом контексте. Институты и механизмы взаимодействия - Российская политическая энциклопедия, 432 с.,2011 г.
2. Балыхин А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 1. – С. 12 - 16.
3. Мажирина А.А. Идеология тоталитарного общества: методология научного анализа // История государства и права. – 2013. – № 1. – С. 36 - 38.
4. Пугачев, В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс; Издание 4-е, перераб. и доп., 2016. - 477 c.
5. Кричинский, П.Е. Основы социального государства: учебное пособие / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 124 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
6. Алексеева Т.А.Современные политические теории. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2014. — 479 с.