Статья:

Принципы проведения муниципальных выборов

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Бахтиярова И.И. Принципы проведения муниципальных выборов // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 64-67.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Принципы проведения муниципальных выборов

Бахтиярова Инара Ильшатовна
студент Института права Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа

 

The principles of the municipal elections

 

Inara Bakhtiyarova

Student of the Institute of law of Bashkir state University, Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье рассмотрены основополагающие демократи­ческие принципы проведения муниципальных выборов. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие проведение выбор.

Abstract. The article considers the fundamental democratic principles of the municipal elections. Main normative legal acts regulating the holding of elections, problems and solutions.ов, выявлены проблемы и пути решения.

 

Ключевые слова: муниципальные выборы; избирательное право; выборы; демократические принципы; гарантии избирательных прав граждан; местное самоуправление; депутат.

Keywords: municipal elections; election law; elections; democratic principles; the guarantees of electoral rights of citizens; local government; deputy.

 

Муниципальные выборы – это прямое волеизъявление граждан, проживающие на территории муниципального образования, осущест­вляемого в соответствии с нормативно-правовыми актами, в целях образования и наделения полномочиями должностных лиц местного самоуправления и выборных органов местного самоуправления.

Муниципальные выборы являются высшим выражением воли населения и занимают одно из главенствующих мест в системе местного самоуправления. Жители муниципального образования путем выборов выбирают представителей для осуществления полномочий местного самоуправления. Они также дают возможность гражданам выражать мнение о работоспособности органов местного самоуправ­ления, определять направление их деятельности в процессе избирательной кампании.

Граждане имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государство устанавливает порядок проведения выборов, а также правила привле­чения граждан к выборам [1, ст. 32].

Определенный в законодательстве порядок образования органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, долж­ностных лиц и органов местного самоуправления выборным путем называется избирательной системой. Она отражает политический режим, политический строй и форму правления государства, куда относятся и муниципальные выборы, как выражение принадлежащей народу власти.

Законами субъектов определяется порядок проведения муници­пальных выборов [3, ст. 23].

Избирательное право – это правовые нормы, регулирующие общественные отношения в процессе участия граждан в выборах. Различают такие понятия как «активное» и «пассивное» избирательное право.

Активным избирательным правом принято считать право избирать, а также участвовать в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пассивным же избирательным правом считается право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право в Российской Федерации опирается на определенные принципы, которые закрепляются в законе, где говорится, что «гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» [2, ст. 3].

Первым принципом является принцип всеобщего избирательного права. Это означает, что граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а по достижении определенного возраста, - быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Законом определены категории граждан, которые не могут участвовать в выборах. К такой категории относятся:

·      недееспособные лица;

·      граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Во время выборов все избиратели обладают равными правами. Никто не обладает какими-либо преимуществами. Каждый может голосовать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, положения в обществе, места жительства, религии и других обстоятельств.

Избирательный округ образуется примерно с одинаковым количеством избирателей, а допустимые отклонения от средней нормы – устанавливаются законом. Член местного сообщества, гражданин Российской Федерации - включен в список избирателей на одном избирательном участке и может голосовать только один раз. «Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается» [2, ст. 30].

Прямое избирательное право предусматривает, что граждане РФ голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), а в предусмотренных законом случаях, — за или против кандидата непосредственно.

Тайное голосование означает, что исключается возможность контроля за изъявлением воли гражданина. Каждый самостоятельно заполняет избирательный бюллетень.

Выборы проводятся избирательными комиссиями. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления система избирательных комиссий включает в себя:

·      территориальные (района, города, района в городе, поселка, сельсовета);

·      окружные;

·      участковые избирательные комиссии.

Открытость и гласность при подготовке и проведении выборов, означает информирование граждан о проведении выборов на всех стадиях избирательного процесса; прозрачность работы избирательных комиссий. Этот принципа важен для средств массовой информации, так как они всегда следят за ходом подготовки и проведения выборов.

Таким образом, мы сделаем вывод о том, что избирательная система Российской Федерации основывается на демократических принципах, которые являются гарантом настоящего независимого волеизъявления народа и позволяющие гражданам выразить свою власть на уровне местного самоуправления.

К сожалению, прошлые муниципальные выборы выявили ряд проблем, такие как: низкая явка избирателей из-за недоверия к власти, но согласно законодательству, выборы являются добровольными, поэтому государство не может принудить общество к участию в выборах. Народ устал от пустых обещаний, коррупции, беспредела, бездействия власти. Интерес к выборам появится, если люди, стоящие у власти будут прислушиваться к мнению избирателей, если откажутся от политики разрушения страны, если перестанут помогать другим странам, и окажут помощь собственным городам и селам и, если будут проявлять реальную заботу о людях.

Основной причиной неучастия граждан в выборах является то, что многие избиратели не знакомы с теми, кто избирается во власть.

Все больше оттесняются от власти люди рабочих профессий, занятых на производстве. «Во власть» пошли артисты, телеведущие, бизнесмены и т. д.

В новых условиях было бы полезно заслушивать отчеты депутатов перед избирателями, вести прием граждан, придерживаться своей предвыборной программы, упростить процедуру права отзыва избранных представителей, наказы избирателей, подконтрольность и подотчетность органов местного самоуправления, депутат должен иметь интерес к решению проблем граждан и др.

Было бы лучше, если бы государство могло воспользоваться наилучшими идеями советских лет и использовать опыт зарубежных стран, возможно, это могло бы дать наиболее наилучшую, прозрачную, антикоррупционную и демократическую систему местного самоуправления и управления.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. №22. Ст. 1767.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.