Статья:

Состав административного правонарушения, как основание возложения административной ответственности

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Павленко А.В. Состав административного правонарушения, как основание возложения административной ответственности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 41-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Состав административного правонарушения, как основание возложения административной ответственности

Павленко Анна Викторовна
студент Крымского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», РФ, г. Симферополь

 

An administrative offense as a basis for the administrative liability

 

Anna Pavlenko

student of the Crimean branch of GBOWO "Russian state University of justice", Russia, Simferopol

 

Аннотация. В ходе написания данной работы, а также в результате изучения литературы в области административного права, мы пришли выводу о значимости понимания состава административного правонарушения, как основания применения административной ответственности, а также причин, по которым необходимо уделять должное внимание изучению данного вопроса. Дана характеристика основным элементам состава административного правонарушения и его признакам, благодаря которым, административное правонарушение можно отграничить от других видов правонарушений.

Abstract. While writing this thesis by means of studying the administrative law sources we found the importance of understanding the relation between the administrative offence case and its administrative liability. Also we found the reasons why it is important to study this subject. We gave the main characteristics to the basic elements of an administrative offence and its signs due to which an administrative offence can be defined among other offences

 

Ключевые слова: объект; субъект; объективная сторона; субъективная сторона; состав; признаки; элементы.

Keywords: object; subject; objective side; subjective side; composition; trappings; elements.

 

В соответствии с частью 1 статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность [1].

Категория административного правонарушения может быть раскрыта лишь через определенные характеристики, коими являются событие, признаки и состав.

При этом событие административного правонарушения является фактом объективной действительности, который должен быть наделен конкретными временными и территориальными рамками.

В свою очередь, признаками являются те обязательные характе­ристики административного правонарушения, благодаря которым возможно отделить административное правонарушение от иных правонарушений и соответственно применить правильную меру ответственности (наказания).

Благодаря изучению литературы в области административного права мы пришли к выводу о наличии следующих признаков, определяющих административное правонарушение:

Во-первых, это деяние, выраженное как в форме действия, так и бездействия. При этом не выраженные вовне мысли, чувства не являются правонарушением;

Во-вторых, это деяние, которое могло быть совершенно как физическим, так и юридическим лицом;

В-третьих, деяние, являющееся по своей сущности противоправным действующему законодательству (нарушает нормы права);

В-четвертых, деяние, являющееся виновным, сопровожденным психическим отношением физического лица к данному деянию, либо связанным с непринятием всех зависящих от юридического лица мер по недопущению данного деяния;

И, в-пятых, деяние наказуемое. Иными словами, за совершения данного деяния предусмотрено административное наказание, что регламентировано Кодексом Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях [3, с. 175].

Стоит учитывать, что административным правонарушением может быть признанно не каждое содержащее в себе признаки административного правонарушения, деяние, даже, например, такое, как противоправное виновное и наказуемое, все потому, что в конкретно взятом деянии, возможно, не имеется состава административного правонарушения, а, следовательно, привлечение лица, которое совершило данное деяние к административной ответственности исключено. Этим обуславливается важность понимания состава административного правонарушения, которое фактически является основанием для адми­нистративной ответственности. Четкое определение состава важно также для отделения административных проступков от иных видов преступных деяний и правонарушений, которые имеет некую схожесть между собой, что доставляет трудности их отличия друг от друга.

В юридической литературе бытует мнение, что именно поэтому следует отличать признаки административного правонарушения как понятия, как некой теоретической конструкции от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения [4, с. 90].

По мнению некоторых ученых в области административного права состав административного правонарушения определяется, как совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков правонарушения, которых достаточно для применения административной ответственности.

Более детально изучив теорию административного права, мы выявили, что состав административного правонарушения - единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, которые в свою очередь могут характеризовать определенно взятое общественно опасное деяние как административное [4, с. 43].

При этом к объективным элементам состава административного правонарушения можно отнести:

· объект, на которое было совершенно посягательство. Обществен­ные отношения, которые регламентируются нормами административного права;

· объективная сторона, дающая конкретную характеристику определенному деянию. Место, где оно было совершенно, время совершения, орудие или иные средства и способы совершения административного правонарушения. Именно объективная сторона устанавливает между деянием и наступившими в результате данного деяния последствиями причинную связь.

Признаки состава административного правоотношения, которые характеризуют вменяемость, возраст, особенности административно-правового статуса (данное лицо - гражданин странны, или иностран­ный гражданин, физическое или юридическое данное лицо, либо же должностное) - субъективные признаками состава преступления. К субъективным признакам также относится признаки, определяющие, как было совершенно противоправное деяние (умышленно или по неосторожности), какова цель данного деяния и каков мотив [5, с. 44].

Таким образом, можно сделать вывод, что элементами состава административного правонарушения являются объект, субъект, объек­тивная сторона, субъективная сторона [3, с. 175].

В качестве примера объекта административного правонарушения, могут выступать права граждан, которые были нарушены в связи с посягательством на его свободу вероисповедания, на право рели­гиозные объединения, что регламентировано нормами КоАП РФ.

Стоит отметить, что объектом административного правонарушения могут выступать не только лишь посягательства на права граждан, но и многие другие, например:

· правонарушения, которые были зафиксированы, как приносящие вред окружающей среде, вред в области природопользования;

· правонарушения, которые связаны с нарушением дорожное движение и тому подобные нарушения, повлекшие за собой последствия;

· правонарушения, в результате которых был нарушен общест­венный порядок, в том числе безопасность общественности [5, с. 46].

Стоит отметить, что данные отношения, являющиеся объектом административного правоотношения, охраняются лишь нормами КоАП РФ, а регламентируются нормами различных отраслей права.

Отсюда следует, в случае, когда определенное противоправное деяние, повлекло посягательство на общественные отношения, однако данные отношения не находятся под охраной норм данного Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то, соответственно, объекта административного правонарушения нет, а значит и нет его состава.

Что касается объективной стороны административного право­нарушения, она проявляется в качестве системы признаков, регламентированных нормами права, при этом данные признаки характеризуют внешнее проявление данного правонарушения [2, с. 30].

Проступок является актом внешнего поведения правонарушителя, имеет такие признаки состава административного правонарушения как противоправное действие, в том числе бездействия, а также наступившие в результате данных действий или бездействий вредные последствия.

Пример может выступить нарушение правил дорожного движения водителем, когда последствия его действий могут создать аварийную обстановку на дороге, и могут пострадать иные участники дорожного движение или даже пешеходы.

Объективная сторона имеет еще одну весомую составляющую – это причинно-следственная связь между деянием, которое было осуществлено, а также вредные последствия, наступившие в связи осуществлением данного противоправного деяния.

Для установления данной связи необходимо выявить множество обстоятельств. В первую очередь, каким образом появились данные вредные последствия. Результатом чего они являются, то есть в результате совершения противоправного деяния или уже причина их наступления совсем иная, а также как деяние отразилось на объеме, размере последствий.

Зачастую, нужны в установлении причинно-следственной связи нет, так как чаще всего даны вредные последствия являются нематериальными, либо же они проявляются в виде общественной опасности, вреда и причинно-следственная связь и так очевидна.

Состав административного правонарушения, не предусматри­вающий наступление в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия - формальный состав.

Важным моментом, касающимся субъекта административного правонарушения, что касаемо физического лица, им может быть лишь вменяемое физическое лицо, достигшее 16 летнего возраста. Стоит также отметить, что для определенных категорий субъектов уста­новлены дополнительные основания административной ответственности, что регламентировано действующим Кодексом.

Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны — вина субъекта административного правонарушения. Вина бывает в двух формах: в форме умысла ив форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности [4, с. 98].

Таким образом, лишь при наличии всех признаков состава административного правонарушения, которые предусмотрены действующим законодательством, совершившее его лицо, может быть привлечено к административной ответственности.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательств Российской Федерации от 07 января 2002 года № 1 (часть I) ст. 1.
2. Административная ответственность: учебное пособие. Редактор: Килясханов И.Ш., Стахов А.И. Москва: Юнити-Дана, 2015. - 144 с.
3. Административное право: учебник. Москва: Проспект, 2016. - 312 с.
4. Братановский С.Н., Деменчук Д.В. Административная ответственность в Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 177 с.
5. Давыдова Н.Ю., Чепрасов М.Г., Черепова И.С. Административное право: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2017. - 224 с.