Статья:

Сравнение критериев определения необоснованно высокой цены финансовой услуги и критериев определения монопольно высокой цены товара

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Молодцова Ю.С. Сравнение критериев определения необоснованно высокой цены финансовой услуги и критериев определения монопольно высокой цены товара // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 94-100.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнение критериев определения необоснованно высокой цены финансовой услуги и критериев определения монопольно высокой цены товара

Молодцова Юлия Сергеевна
студент, СПбГУ, РФ, Санкт-Петербург

 

Comparison of criteria for determining an unreasonably high price of a financial service and criteria for determining the monopoly high price of a product and

 

Yulia Molodtsova

student, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. Целью исследования является составление характеристики необоснованно высокой цены финансовой услуги путем сравнения с монопольно высокой ценой товара. Методологической основой исследования является совокупность таких методов как: системный, диалектический, сравнительно-правовой и формально-логический. В результате исследования выявляются отличительные и схожие характеристики регулирования института злоупотребления доминирующим положением путем установления необоснованно высокой цены финансовой услуги и института злоупотребления доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены товара.

Abstract. The purpose of the study is to compile a description of the unreasonably high price of a financial service by comparing it with a monopoly high price of a product. The methodological basis of the study is a combination of such methods as: systemic, dialectical, comparative legal, and formal-logical. The study identifies the distinctive and similar characteristics of the regulation of the institution of abuse of dominant position by establishing an unreasonably high price of a financial service and the institution of abuse of dominant position by establishing a monopoly high price of a product.

 

Ключевые слова: монопольно высокая цена, необоснованно высокая цена, злоупотребление доминирующим положением, защита конкуренции.

Keywords: monopolistically high price, unreasonably high price, abuse of dominant position, protection of competition.

 

Доминирующее положение является основополагающим понятием в антимонопольном праве в связи с тем, что «антимонопольное регулирование построено вокруг регламентации деятельности субъектов, занимающих доминирующее положение на том или ином товарном рынке» [1, с. 18]. Без установления доминирующего положения «невозможно юридически обоснованно осуществлять защиту свободы конкуренции» [2, c. 148].

Доминирующее положение само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства. Для привлечения хозяйствующего субъекта к ответственности необходимо доказать наличие злоупотребления таким положением, которое, согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» [3], может выражаться в недопущении, ограничении, устранении конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Статья 10 Закона «О защите конкуренции» выделяет одиннадцать форм злоупотребления доминирующим положением. В данном перечне содержатся две схожие формы: установление финансовой организацией необоснованно высокой цены финансовой услуги и установление, и поддержание монопольно высокой цены товара. Возникает вопрос о сходстве и различиях данных форм.

Нарушение антимонопольного законодательства путем установления необоснованно высокой цены финансовой услуги, в отличии от установления высокой монопольной цены товара, предполагает наличие специального субъекта – финансовой организации. В то же время возможность финансовой организации нарушать требования антимонопольного законодательства на товарном рынке не исключается, так как в силу пункта 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» в понятие «товар» включено понятие «финансовая услуга» [3, п. 1 ст. 4]. Монопольно высокая цена товара определяется путем установления наличия двух признаков (ст. 6 Закона «О защите конкуренции» [3, ст. 6]): 1) цена превышает суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли; 2) цена превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рыке.

Первый признак устанавливается с помощью затратного метода, второй – с помощью метода сопоставимых рынков. Монопольно высокая цена товара может быть определена с использованием одного затратного метода при условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции. На сегодняшний день указания об использовании данных двух методов содержатся в Разъяснении № 1 Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2.

Законодатель в статье 6 Закона «О защите конкуренции» [3, ст. 6] указывает, что монопольно высокой ценой товара является, в том числе, цена, установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Таким образом, установление монопольно высокой цены товара подробно регламентировано на законодательном и подзаконном уровне.

Необоснованно высокая цена финансовой услуги определяется путем установления наличия хотя бы одного из трех признаков (п. 12 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» [3, п. 12 ст. 4]): существенное отличие от конкурентной цены финансовой услуги; затруднение доступа на товарный рынок другим финансовым организациям; оказание негативного влияния на конкуренцию.

Стоит согласиться с мнением Е. Леоновой, что в результате буквального прочтения пункта 12 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» «возникает риск фактически немотивированного вменения финансовой организации нарушения п. 7 ч. 1 ст. 10 Закона исключительно потому, что цены на ее услуги оказывают негативное влияние на конкуренцию или затрудняют доступ на рынок иным финансовым организациям» [4, c. 9].

Понятие, данное в пункте 12 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» – это все, что на сегодняшний день установлено на уровне закона об определении и установлении необоснованно высокой цены финансовой услуги.

Далее будет приведено сравнение признаков определения монопольно высокой цены товара с признаками определения необоснованно высокой цены финансовой услуги.

Первый признак монопольно высокой цены товара – цена превышает суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. В отношении финансовой услуги законодатель ничего не говорит про расходы на оказание финансовой услуги и затратный метод установления необоснованно высокой цены. Вопрос о применении данной нормы по аналогии упирается в недопустимость применения аналогии закона в публичном праве.

Второй признак монопольно высокой центы товара - цена превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Данный признак схож с первым признаком определения необоснованно высокой цены финансовой услуги – существенное отличие от конкурентной цены. В обоих случаях речь идет о конкурентной цене, однако в первом случае необходимо сравнение с ценой, сформировавшейся на сопоставимом рынке. В обоих случаях речь идет о превышении конкурентной цены, однако в первом случае достаточно факта такого превышения, в то время как во втором случае необходимо доказать существенность. Необходимо отметить, что вопрос, какое превышение является существенным, так и не урегулирован в законе.

Второй и третий признак определения необоснованно высокой цены финансовой услуги – цена затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям и оказывает негативное влияние на конкуренцию. Данные признаки характеризуют злоупотребление доминирующим положением и указаны в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» [3, ч. 1 ст. 10]: запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Следовательно, установление монопольно высокой цены товара может в качестве последствий затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам и оказывать негативное влияние на конкуренцию.

Помимо регулирования вопроса установления необоснованно высокой цены финансовой услуги на законодательном уровне существует регулирование на подзаконном - Методика определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации, утвержденная Приказом ФАС России от 24.08.2012 № 548 (далее – Методика) [5]. Данная Методика рассчитана только на определение необоснованно высокой и необоснованно низкой цены банковской услуги кредитной организации.

Методика вводит понятие сопоставимого рынка для определения необоснованно высокой цены банковской услуги, указывая, что в качестве конкурентной цены банковской услуги антимонопольный орган вправе рассматривать цену услуги на сопоставимом товарном рынке либо цену на услуги, установленную хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке, но не занимающими доминирующее положение. Методика устанавливает, что для признания товарного рынка сопоставимым антимонопольному органу необходимо учитывать: объем реализуемых услуг за год; состав покупателей и поставщиков услуг; условия доступа на товарный рынок; государственное регулирование, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При сравнении с признаками сопоставимого рынка для установления монопольно высокой цены товара можно увидеть одно отличие: вместо условий обращения товара Методика использует для сопоставления объем реализуемых услуг за год. Более того, Методика устанавливает, что в качестве дополнительных условий признания товарного рынка сопоставимым, антимонопольный орган может учитывать условия платежей, применяемые гарантии и санкции, и иные существенные условия.

Таким образом, Методика не только устанавливает, что в качестве конкурентной цены банковской услуги может рассматриваться конкурентная цена на сопоставимом рынке, но и регламентирует условия признания рынка сопоставимым. Более того, критерии определения сопоставимого рынка для определения необоснованно высокой цены банковской услуги отличаются от критериев для определения сопоставимого рынка для признания монопольно высокой цены товара. Помимо параллели с методом сопоставимых рынков при установлении монопольно высокой цены товара, Методика устанавливает отсылку к затратному методу: существенное отличие исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги не влечет признание исследуемой цены банковской услуги необоснованно высокой, если эта цена не превышает сумму необходимых для ее оказания расходов кредитной организации. Однако Методика не устанавливает данный метод в качестве метода для установления необоснованно высокой цены банковской услуги. Данное положение лишь уравнивает кредитную организацию в правах с другими хозяйствующими субъектами и дает возможность таким образом доказать отсутствие правонарушения. Наконец, Методика раскрывает словосочетание «существенно отличается»: отличие исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги признается существенным, если отклонение в большую или меньшую сторону составляет не менее 20%.

Таким образом, Методика устраняет правовую неопределенность в вопросе установления необоснованно высокой банковской услуги, но не решает вопрос регулирования установления необоснованно высоких цен иных финансовых услуг. В связи с этим возникает вопрос о возможности применения положений Методики по аналогии к неурегулированным вопросам установления необоснованно высокой цены иных финансовых услуг. Положительный ответ является логичным, так как такое применение частично устранит правовую неопределенность. Однако компетенция антимонопольных органов по выявлению нарушений антимонопольного законодательства определяется принципом «разрешено только то, что установлено законом», так как данная сфера относиться к публичному праву, в связи с чем применение права по аналогии в данной ситуации является спорным.

Подводя итоги:

  1. Критерии определения монопольно высокой цены товара и необоснованно высокой цены финансовой услуги схожи.

Первым критерием определения монопольно высокой цены товара является превышение суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Данный признак устанавливается с помощью затратного метода. В отношении необоснованно высокой цены финансовой услуги содержится схожее положение - существенное отличие исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги не влечет признание исследуемой цены банковской услуги необоснованно высокой, если эта цена не превышает сумму необходимых для ее оказания расходов кредитной организации. Однако затратный метод не установлен в качестве метода для установления необоснованно высокой цены банковской услуги. Данное положение лишь уравнивает кредитную организацию в правах с другими хозяйствующими субъектами и дает возможность таким образом доказать отсутствие правонарушения.

Второй признак монопольно высокой центы товара - цена превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Данный признак схож с первым признаком определения необоснованно высокой цены финансовой услуги – существенное отличие от конкурентной цены. В обоих случаях речь идет о конкурентной цене, однако в первом случае необходимо сравнение с ценой, сформировавшейся на сопоставимом рынке. Согласно Методике, в качестве конкурентной цены банковской услуги может рассматриваться конкурентная цена на сопоставимом рынке. Критерии определения сопоставимого рынка для определения необоснованно высокой цены банковской услуги немного отличаются от критериев для определения сопоставимого рынка для признания монопольно высокой цены товара.

  1. Критерии установления необоснованно высокой цены финансовой услуги регламентируются лишь несколькими положениями в законе и узко ориентированной Методикой определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации на подзаконном уровне, в то время как критерии установления монопольно высокой цены товара подробно регламентированы как на уровне закона, так и на уровне подзаконных актов.

 

Список литературы:
1. Боченков, Ю. М. Понятие «доминирующее положение» и его соотношение с другими категориями российского законодательства // Законы России. -2007. - № 6. - С. 18 – 25.
2. Тотьев, К. Ю. Критерии доминирующего положения : отечественная практика применения на фоне зарубежного опыта // Закон . - 2008. - № 2. - С. 147 – 154.
3. О защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ // Собр. законодательства Росс. Федерации. – 2006. -  № 31. - Ст. 3434. – (в ред. от 08 янв. 2019). – СПС «Консультант Плюс».
4. Леоненкова, Е. Определение необоснованной цены финансовой услуги // Корпоративный юрист. - 2012. - Октябрь. – С. 8 – 11.
5. Об утверждении Методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации [Электронный ресурс] : приказ федер. антимонпол. служб. Росс. Федерации от 24 авг. 2012 №548 // Рос. газета. – 2012. - №239. – СПС «Консультант Плюс».