Статья:

Правовые основы функционирования Федеральной службы судебных приставов

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Иноземцева Е.В. Правовые основы функционирования Федеральной службы судебных приставов // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 28-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы функционирования Федеральной службы судебных приставов

Иноземцева Елена Владимировна
магистрант, Воронежского филиала Российского государственного университета правосудия, РФ, г. Воронеж

 

Elena Inozemtseva

Undergraduate, Voronezh branch of the Russian State University of Justice, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В статье рассматривается правовое регулирование Федеральный службы судебных приставов, в соответствии с которым происходит ее непосредственное функционирование, а также предлагаются положения по совершенствованию законодательства в части понятийного аппарата в связи с произошедшими изменениями законодательства в данной сфере.

Abstract. The article examines the legal regulation of the Federal Bailiff Service, in accordance with which it operates directly, and also proposes provisions for improving the legislation, in terms of the conceptual framework in connection with the changes in the legislation in this area.

 

Ключевые слова: правовое регулирование; ФССП; реформа; государственная гражданская служба; органы принудительного исполнения; пристав; исполнение решений суда; административное судопроизводство.

Keywords: legal regulation; FBS; reform; state civil service; enforcement bodies; bailiff; enforcement of court decisions; administrative proceedings.

 

Правовые основы функционирования любой деятельности берут свое начало с положений Конституции Российской Федерации [4], поскольку именно Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а также прямое действие на всей территории Российской Федерации, устанавливая определенное правовое поле, в рамках которого и осуществляется деятельность судебных приставов.

Несмотря на то что положения Конституции Российской Федерации не содержат в себе каких-либо норм, которые посвящены судебным приставам, они закрепляют основные права и свободы человека и гражданина, соблюдение которых производится и судебными приставами.

Анализ положений Конституции Российской Федерации дает основания сделать вывод, что правовое регулирование тех отношений, где одним из субъектов является Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП), в целом находится в ведении Российской Федерации, поскольку судебные приставы являются государственными гражданскими служащими, а федеральная служба определена в п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации, что относится к ведению Российской Федерации. К тому же ФССП является федеральным органом исполнительной власти, а организация, формирование данных органов в соответствии с положениями п. «г» ст. 71 Конституции Российской Федерации также относится к ведению Российской Федерации.

В числе основных федеральных законов, которыми осуществляется правовое регулирование деятельности ФССП, можно выделить следующие.

  1. Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» [13].
  2. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» [12].
  3. Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11].

Относительно первого Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует отметить, что до 1 января 2020 года его наименование было «О судебных приставах». Произошедшие изменения являются своеобразной реформой ФССП, поскольку являются очень значимыми и долгожданными для сотрудников ФССП. Законодатель в рамках данного Федерального закона определил и то, что служба в ФССП теперь является государственной гражданской службой, а соответственно, на нее распространяются положения и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [14].

Относительно Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует отметить, что это именно тот нормативный правовой акт, который определяет условия, а также порядок принудительного исполнения судебных актов, а также иных актов.

Новеллой является и принятие Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с положениями данного нормативного правового акта определены не только общие положения, но и положения о званиях, о статусе сотрудника органов принудительного исполнения, о возникновении и прекращении правоотношений между сотрудником и его работодателем и пр.

Большое значение в части ФССП имеют и кодифицированные нормативные правовые акты. В частности, следует выделить Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [1], который до 2015 года содержал в себе положения о возможности оспаривания действий или бездействия судебных приставов, однако все изменилось с принятием в 2015 году Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [2], и все действия теперь могут быть оспорены только посредством административного судопроизводства.

Немаловажное значение в определении функционирования ФСПП имеют и подзаконные нормативные правовые акты, к которым относятся Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, различные приказы, распоряжения, инструкции, положения Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказы, распоряжения, инструкции и положения ФССП Российской Федерации.

Указом Президента утверждено и Положение о Федеральной службе судебных приставов [10] от 2004 года, которое определяет понятие ФССП, которое, в свою очередь, является достаточно сложным для своего понимания и не совсем совершенным, основные задачи, полномочия и организацию деятельности. На сегодняшний день действующим является приказ ФССП «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» [8], в соответствии с которым установлен порядок планирования и организации работы ФССП, а также взаимодействий с различными органами государственной власти и реализации непосредственной деятельности.

Правовую основу деятельности сотрудников органов принудительного исполнения составляют также и международные договоры. На сегодняшний день имеют место быть и Методические рекомендации по исполнению международных обязательств Российской Федерации [5], которые были созданы в целях систематизации документации, которая регламентирует вопросы в части исполнения международных обязательств в рамках исполнительного производства.

Косвенное значение на функционирование ФССП оказывают и решения, а также практика судов. Так, принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определило принятие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» [7]. При реализации своей деятельности пристав стремится не допустить каких-либо нарушений и старается принимать во внимание все требования и положения, установленные законодательством, с целью избежания рассмотрения дела о его неправомерных действиях или бездействии в суде.

Примечательно то, что дела о неправомерных действиях, бездействии приставов рассматриваются и в Европейском суде по правам человека со ссылкой на длительность неисполнения решения суда, в соответствии с чем нарушаются положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод [3]. Примером изложенного является постановление Европейского суда по правам человека от 15 января 2015 года по делу № 16086/04 «Калинин против Российской Федерации» [6], где заявитель указывал на то, что длительное время не исполнялось решение суда, которое было в его пользу, о восстановлении его на службе в Вооруженных силах.

Таким образом, обобщив изложенное в части правовых основ функционирования Федеральной службы судебных приставов, следует отметить, что правовое регулирование в данной сфере является весьма обширным, однако же в основе правового регулирования, несмотря на отсутствие конкретных норм о ФССП, лежат Конституция Российской Федерации и обновленное федеральное законодательство в сфере органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Несмотря на совершенное состояние законодательства Российской Федерации в данной сфере, на наш взгляд, целесообразным является внесение некоторых изменений.

1. В Положении о Федеральной службе судебных приставов понятие Федеральной службы судебных приставов изложить следующим образом:

«1. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) – федеральный орган исполнительной власти, федеральный орган принудительного исполнения, который осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных и иных актов, правоприменительные функции, функции по контролю и надзору, а также имеет собственные подразделения».

Установление данного понятия является логичным и отвечает положениям Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в особенности в части указания на то, что это орган принудительного исполнения, чего не указано в имеющемся на сегодняшний день понятии.

2. Достаточно долгое время не теряет своей актуальности вопрос о принятии Исполнительного кодекса Российской Федерации, принятие которого, на наш взгляд, положительным образом повлияет на деятельность ФССП в целом. В соответствии с чем ч. 1 ст. 6 проекта Федерального закона «Исполнительный кодекс Российской Федерации» [9] представляется целесообразным дополнить следующим понятием:

«1. Орган принудительного исполнения – орган (ФССП России), который осуществляет функции по исполнению судебных и иных актов, имеет собственные подразделения».

 

Список литературы:
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
5. Письмо ФССП России от 29.07.2016 № 00071/16/69976-АП «О направлении Методических рекомендаций» / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
6. Постановление ЕСПЧ от 15.01.2015 «Дело «Калинин против Российской Федерации» (жалоба № 16086/04) / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
8. Приказ ФССП России от 29.05.2012 № 256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
9. Проект Федерального закона «Исполнительный кодекс Российской Федерации» (не внесен в ГД ФС РФ) / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
10. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
11. Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
12. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
13. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).
14. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2020).