Статья:

АНАЛИЗ РЫНКА ЗАРУБЕЖНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ И ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Машиностроение и машиноведение

Выходные данные
Сладкова Л.А., Фокин В.В. АНАЛИЗ РЫНКА ЗАРУБЕЖНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ И ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(77). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Обсуждение статей состоится 13.09.2024
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ РЫНКА ЗАРУБЕЖНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ И ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Сладкова Любовь Александровна
д-р техн. наук, проф. кафедры «Наземные транспортно-технологические средства», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», РФ, г. Москва
Фокин Валерий Владимирович
аспирант кафедры «Наземные транспортно-технологические средства», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», РФ, г. Москва

 

ANALYSIS OF THE MARKET OF FOREIGN CONSTRUCTION AND ROAD MACHINERY IN MODERN PRODUCTION

 

Lyubov Sladkova

Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Land Transport and Technological Means of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport", Russia, Moscow

Valery Fokin

Postgraduate student of the Department of Land Transport and Technological Means of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport", Russia, Moscow

 

Аннотация. Доля занятости импортной техники на производстве в России на настоящий момент достигает колоссальных цифр и превышает по отдельным видам (аэродромная, грузоподъемная, машины для строительства дорог) 90…92%. При этом установлено, что последние ее закупки датируются 2021-2022 годами, следовательно, избавляться от нее в ближайшие 8…10 лет нецелесообразно. Однако уже сегодня практика эксплуатации показывает, что организации, имеющие на балансе зарубежную технику, испытывают потребность в приобретении запасных частей и механизмов, которые по причине выдвинутых недружественными странами санкций приобретать становится невозможно. Цель. Таким образом введение импортозамещения, на наш взгляд, в первую очередь должно быть направлено на обеспечение работоспособности имеющейся в наличии на предприятиях импортной техники до окончания регламентированного срока службы. Метод. Необходимо проведение анализа наличия зарубежной строительной и дорожной техники в современном Российском производстве с целью эффективного обеспечения при дальнейшей ее эксплуатации.

Abstract. The share of employment of imported equipment in production in Russia at the moment reaches colossal figures and exceeds 90 ... 92%. At the same time, it was established that its last purchases date back to 2021-2022, therefore, to get rid of it in the next 8... 10 years is impractical. However, even today, the practice of operation shows that organizations that have foreign equipment on their balance sheets feel the need to purchase spare parts and mechanisms, which, due to the sanctions imposed by unfriendly countries, become impossible to purchase. Thus, the introduction of import substitution, in our opinion, should primarily be aimed at ensuring the operability of imported equipment available at enterprises until the end of the regulated service life. It is necessary to analyze the availability of foreign construction and road equipment in modern Russian production in order to effectively ensure its further operation.

 

Ключевые слова: зарубежная строительная и дорожная техника, стреловые самоходные краны, жизненный цикл машин.

Keywords: foreign construction and road equipment, self-propelled jib cranes, life cycle of machines.

 

Введение

Анализируя рынки спецтехники (строительной и дорожной) ряда стран – Бразилии, США, Франции, Германии и России, эксперты пришли к следующему выводу – ни в одной стране нет такой высокой доли импорта, как в России. Российский рынок строительной, дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники на сегодняшний день является наиболее открытым для зарубежных производителей машин и оборудования.

Наложение санкций со стороны недружественных стран поставило под угрозу существование многих организаций, эксплуатирующих строительную и дорожную технику. Причиной этого является то, что на их балансе на сегодняшний день более 90% находится техники зарубежного производства, закупки которой проводились до февраля 2022 года. Особенно это имеет отношение к грузоподъемным средствам, основную часть которых составляют краны производства Liebherr которые, как и любая другая техника подвержены поломкам.

Анализ работы стреловых самоходных кранов производства Liebherr

В частности, это относится к опорно-поворотным устройствам (ОПУ), которые являются одним из самых дорогостоящих элементом машины. Приобретение ОПУ через третьи страны сопряжено с определенными логистическими трудностями. Закупка этого элемента конструкции из дружественных для России стран (Китая) также связано с логистическими трудностями (время поставки превышает три месяца).

По своей сути срок службы опорно-поворотного устройства указанных выше кранов рассчитан на срок службы крана при 1,5 сменной работе в паспортном режиме (15 лет), до первого капитального ремонта 20 000 моточасов, но как показывает практика их эксплуатации на предприятиях, они выходят из строя через 5…7 лет или при наработке  6500-9500 моточасов, то есть всего два…три раза.

Причины несоответствия выхода из строя ОПУ раньше срока службы самого крана частично описаны в трудах многих отечественных ученых [1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12] и других, которые связывают их с действием факторов техногенного, эксплуатационного и климатического характеров, а также человеческого факторов.

На наш взгляд здесь присутствует другой неучтенный ранее фактор: различие климатических условий эксплуатации кранов производства Liehberr.

Соотношение цены ОПУ к стоимости крана составляет седьмую часть. Исходя из рынка продаж на октябрь 2023 года, стоимость стреловых самоходных кранов зарубежного производства выросла в 3…4 раза [2], независимо от года их выпуска (см. табл. 1).

Таблица 1.

Ценовая политика стреловых самоходных кранов зарубежного производства по состоянию на 22.10.2023 г.

№ п/п

Марка

Год начала эксплуатации в России

Цена крана, тыс.р

Грузоподъемность, т

  1.  

Liebherr LTM 1230-5.1

2008

Звонить

 

  1.  

Liebherr LTM 1200-5.1

2008

68000

 

  1.  

Liebherr LTM 1230-5.1

2020

Звонить

230

  1.  

Liebherr LTM 1130-5.1

2018

82000

 

  1.  

Liebherr LTM 1500-8.1

2016

290000

 

  1.  

Liebherr LTM 1060-3.1

2018

46000

 

  1.  

Liebherr LTM 1090-4.2

2020

78000

90

  1.  

Liebherr LTF 1060-4.1

2018

55000

 

  1.  

Liebherr LTM 1045-3.1

2005

18500

45

  1.  

Liebherr LTM 1500-8.1

2018

310000

 

  1.  

Liebherr LTM 1030

1998

6800

35

  1.  

Liebherr LTM 1750-9.1

2013

Звонить

 

  1.  

Liebherr LTM 1055-3.2

2010

32000

55

  1.  

Liebherr LTM 1060-3.1

 

Звонить

 

  1.  

Liebherr LTM 1070-4.1

2007

 

 

  1.  

Liebherr LTM 1500-8.1

2016

 

 

  1.  

Liebherr LTM 1400-7.1

 

129000

 

  1.  

Liebherr LTM 1055-3.1

2005

28000

55

  1.  

Liebherr LTM 1150-6.1

2009

50000

150

  1.  

Liebherr LTM 1500-8.1

2009

150000

500

  1.  

Liebherr LTM 1150

2003

32000

160

  1.  

Liebherr LTM 1350-6.1

2013

148000

 

  1.  

Liebherr LTM 1055-3.1

2005

29000

55

  1.  

Liebherr LTM 1060-5.1

2014

76000

160

  1.  

Liebherr LTM 1050/1

1998

8700

50

  1.  

Liebherr LTM 1750-9.1

2014

360000

160

  1.  

Liebherr LTM 1100-5.1

2007

38500

59

  1.  

Liebherr LTM 1070-4.2

2007

48000

100

  1.  

Liebherr LTM 1060-5.1

2013

65000

70

  1.  

Liebherr LTM 1130-5.1

2007

39500

130

  1.  

Liebherr LTM 1200-5.1

2015

87000

 

  1.  

Liebherr LTM 1150-5.1

2009

46000

 

  1.  

Liebherr LTM 1200-5.1

2018

100000

200

  1.  

Liebherr LTM 1350-6.1

2018

165000

350

  1.  

Liebherr LTM 1300-6.2

2020

165000

300

 

Из табл. 1 видно, что стоимость крана зависит от года его изготовления, ввода его в эксплуатацию и его грузоподъемности.

Полученная зависимость (рис. 1) не поддается аппроксимации, так как ее величина R2 для различных функций имеет значения, не удовлетворяющие уровню обработки статистических данных:

- степенная, экспоненциальная – 0,6

- полиноминальная, логарифмическая и линейная – 0,29.

 

Рисунок 1. Характер изменения цены на краны производства Liebherr в зависимости от года выпуска

 

Проблема импортозамещения была обозначена в программных документах Правительства РФ еще в 2008 г. [3], а именно в четвертой среднесрочной стратегической цели «Разработка отечественных образцов компонентной базы машиностроения специализированных производств, а также материалов для их производств» в плане обеспечения развития производства компонентной базы в России, при поддержке и расширении локализации производств узлов и агрегатов».

По данным исследований [4] на 2020 год все производство строительной и дорожной техники в России, представляемое предприятиями крупного и среднего бизнеса (акционерные общества), было сосредоточено в 6 ключевых сегментах, в которых отечественные компании сохранили существенные компетенции:

- автокраны;

- автобетоносмесители;

- экскаваторы;

- бульдозеры;

- автогрейдеры;

- катки.

В частности, производство Liebherr имело свое представительство в России в Нижнем Новгороде (ООО «Liebherr-Нижний Новгород» со средней численностью 600 человек без проведения НИОКР. Все комплектующие (узлы и агрегаты) были импортными. Концерн имел 36 региональных представительства и более 30 дилеров.

Основные отечественные производители кранов представлены Ивановской маркой (КС-3571, КС-4571, КС-5571, КС-6574, КС-6577, КС-8973), ОАО «Галичский автокрановый завод» и Клинцовским крановым заводом (КС-3571, КС-5571, КС-5572, КС-6571).

Численность выпускаемой продукции другими предприятиями (ОАО «Газпром-кран» г. Камышин, ЗАО «БАКМ» г. Балашиха, ООО «ДОНЕКС» составляет 30% от общего объема выпускаемой продукции. Причем последние два предприятия свернули свое производство в 2018 г. До 2022 года доля импорта кранов достигла 82%, хотя в 2012 г. она составляла 16% [4].

Динамика наполнения рынка России строительной и дорожной техникой

Динамика импорта дорожной и строительной техники по видам в процентном соотношении за 2007-2012 гг., показана на рис. 2. Следует отметить, что эта тенденция к 2022 г изменилась, хотя и незначительно, но в сторону увеличения.

 

Рисунок 2. Динамика импорта дорожной и строительной техники по видам за 2007-2012 гг., % [13]

 

Для создания импортозамещающей продукции, либо усовершенствования имеющейся продукции зарубежного производства для любого предприятия с целью получения оптимального уровня прибыли и обеспечения эффективной работы, требуется формирование на предприятии специальных служб, которые должны:

- эффективно заниматься мониторингом за работой техники.

- будут разрабатывать свои ноу-хау и адаптировать ноу-хау конкурентов для своей продукции.

Одним словом, любому предприятию, нацеленному на производство конкурентоспособной продукции, необходимо создавать эффективные подразделения, которые будут качественно выполнять работы на всех, перечисленных ниже этапах жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции включает в себя производственные и постпроизводственные этапы, в том числе:

1) маркетинг и изучение рынка;

2) проектирование и разработка технических требований, разработка машины (НИОКР);

3) материально-техническое снабжение (МТС);

4) технологическая подготовка производства (ТПП) – подготовка и разработка производственных процессов (технологий производства, эксплуатации, ремонта и утилизации);

5) производство машины;

6) контроль, проведение испытаний;

7) упаковка и хранение;

8) реализация машин (сбыт);

9) монтаж и эксплуатация;

10) техническая помощь и обслуживание;

11) переработка (утилизация) в конце полезного срока службы.

Этим предприятиям особенно сложно обеспечивать свои внутренние потребности, которые порой в разы превышают затраты на производство.

Например, в области строительно-дорожной и прочей мобильной техники, гарантийное обслуживание требует от производителя развития сложной инфраструктуры, обеспечивающей грамотное проведение технической эксплуатации. Если затраты на производство условной машины принять за единицу, то затраты производителя на остальных этапах жизненного цикла составят примерно 4-6 единиц стоимости производства.

К сожалению, большинство российских предприятий, выпускающих сложную технику, не смогло при переходе на рыночные отношения наладить качественное выполнение работ на всех этапах ЖЦП. И не в состоянии этого сделать до настоящего времени.

Несоответствие уровня выполнения работ (на любом из этапов ЖЦП) требованиям и нормативам (государственным, международным) приводит к снижению уровня конкурентоспособности продукции до критического.

Большинство промышленных предприятий не в состоянии пока сформировать полноценную систему жизнеобеспечения по причинам:

- технической отсталости;

- технологической отсталости;

- интеллектуальной отсталости;

- отсутствия собственных средств на устранение этих причин.

Результаты

Ниже приведем рекомендуемые требования, приемлемые для импортозамещенных стреловых самоходных кранов.

Технические требования.

- повышение многофункциональности (проходимость, управляемость, допустимые нагрузки на дорожное полотно, компактность, приспособленность к работе в стесненных условиях);

- применение новых конструкционных материалов в рабочем оборудовании и новых технических решений, в частности механизм телескопирования стрелы одним гидроцилиндром, изготовление кранов на специальном шасси.;

- повышение средней производительности и грузоподъемности до 50-100%;

- контроль и диагностика грузовысотных характеристик и параметров автокранов в целом, компьютерная их обработка и визуализация;

- повышение (в среднем) коэффициента надежности технологического процесса до 0,99, коэффициента использования рабочего времени до 0,8-0,85 и выше, коэффициента готовности до 0,99;

- расширение применения оборудования, использующего системы GPS и Glonass, в том числе произведенного в России;

- соответствие конструктивных параметров лучшим мировым образцам однотипной техники.

- показатели надежности.

- повышение наработки на отказ до 200% и более;

- использование в конструкциях машин новых высокопрочных материалов и др.;

- повышение долговечности (в среднем) срока службы до 10-12 и более лет;

- снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта до 3 и более раз;

- увеличение гарантийного срока до 2-3 лет без ограничения использования ресурса двигателя и основных агрегатов как трансмиссия, гидравлика, редукторы.

Технологические требования.

- внедрение современных технологий, обеспечивающих выполнение всего комплекса работ в кратчайшие сроки, с обеспечением безопасности работы для техники и оборудования, обслуживающего персонала;

- контроль и диагностика параметров, компьютерная их обработка и визуализация;

- повышение (в среднем) коэффициента надежности технологического процесса до 0,99, коэффициента использования рабочего времени до 0,8-0,85 и выше, коэффициента готовности до 0,99;

- расширение применения оборудования, использующего системы автоматического управления типа Trimble Blade Pro 3D;

- проведение сертификационных испытаний и обязательной сертификации как самой техники, так и комплектующих изделий, агрегатов и запасных частей к ней на территории Российской Федерации;

- расширение применения технологий дистанционного управления и контроля за работой техники и её основных узлов, и агрегатов.

Экологические требования.

- исключение утечек и подтеканий топлива и других эксплуатационных материалов;

- снижение влияния машин на окружающую среду;

- обеспечение вредных выбросов в пределах, не превышающих предусмотренных норм действующих экологических стандартов и внешнего шума техники и оборудования;

- требования стандартов Tier 3 к используемым двигателям (начало использования дизельных двигателей, соответствующих нормам Tier 4);

- общий процент истирания металла рабочего оборудования за срок амортизации не должен превышать 10% от первоначальной массы;

- запыленность и вредные выбросы при работе техники должны соответствовать нормам среды на рабочем месте оператора техники, действующие на настоящий день в Европе и Северной Америке.

Эксперты отмечают устойчивый рост объемов производства тяжелых автокранов на спецшасси, а также рост грузоподъемности кранов, устанавливаемых на шасси грузовых автомобилей.

Половину отечественного современного производства составляют модели грузоподъемностью 20-25 т, тогда как 10 лет назад основу парка составляли автокраны грузоподъемностью 14-16 т.

Обсуждение/Заключение

Основными тенденциями развития подъемно-транспортного машиностроения являются:

- создание качественно новых видов подъемно-транспортных машин и механизмов, а также широкая модернизация существующих машин и установок для обеспечения механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ во всех областях транспортного строительства;

- повышение грузоподъемности и надежности машин при одновременном значительном снижении их металлоемкости благодаря применению новых кинематических схем, более совершенных методов расчета, использованию рациональных облегченных профилей проката, новых материалов (легированные стали, легкие сплавы и пластмассы), а также прогрессивной технологии машиностроения (новые методы термообработки, нанесение упрочняющих покрытий и др.);

- увеличение производительности оборудования вследствие применения широкого регулирования скоростей механизмов, автоматического, полуавтоматического и дистанционного управления с использованием микропроцессорной и электронно-вычислительной техники, как для управления работой машин, так и для расчетов и проектирования; создание специальных захватных и других подъемных агрегатов, а также обеспечение комфортные условия труда крановщика.

 

Список литературы:
1. Вершинский, А.В. Технологичность и несущая способность крановых металлоконструкций / А.В. Вершинский. – М.: Машиностроение, 1984. – 167 с.
2. Автокраны Liebherr в продаже. Режим доступа: https://technokran.ru/1_ autocranes _3_1.html, свободный – (дата обращения: 22.10.2023).
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
4. Оценка СРО НП «Производители строительно-дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники» ФТС, International Trade Centre
5. Григорьев, П.А. Анализ работы и способов обеспечения устойчивости стреловых самоходных кранов на слабонесущих грунтах / П.А. Григорьев, В.В. Крылов, М.В. Горелова, Л.А. Сладкова // Наземные транспортно- технологические комплексы и средства. Материалы международной научной-технической конференции. – 2019. – С.55-60.
6. Ежегодные отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору [Электронный ресурс]// РОСТЕХНАДЗОР 2013-2021. – Режим доступа:  http://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/index.php?sphrase_id=1656336, свободный – (дата обращения: 01.02.2021).
7. Катаев, В.А. Аварии грузоподъёмных механизмов: причины и последствия / В.А. Катаев, А.П. Манаков, А.А. Глухов // Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда. – № 7 (104). – 2015. – С.96-97.
8. Милованова, И.М. Основные причины и нарушения, которые привели к авариям и инцидентам при эксплуатации кранов // Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда. – № 8 (105). – 2015. – С.22-25.
9. Причины возникновения аварий на подъемных устройствах [Электронный ресурс] // Единый Стандарт, 2020. – Режим доступа: https://1cert.ru/stati/prichiny-vozniknoveniya-avariy-na-podemnykh-ustroystvakh, свободный – (10.11.2020). 
10. Скупов, Б. «Кранопад» на стройках страны усиливается. Кто виноват и что делать? // ТехНАДЗОР. – № 1 (110). – 2016. – С.34-37. 
11. Тюрин, Ю.Н. Причины возникновений аварий при эксплуатации подъемных сооружений / Ю.Н. Тюрин, Д.Е. Васильев, В.Д. Чугаев, С.Л. Масякин // Химическая техника. – №11. – 2015. – С. 28 
12. Сладкова, Л. А. Анализ научно-технической литературы о влиянии ветровой нагрузки на стреловые конструкции / Л. А. Сладкова, В. В. Крылов, М. В. Горелова // Строительные и дорожные машины. – 2020. – № 12. – С. 9-13.