Статья:

Планирование рационального использования земель сельскохозяйственного назначения Советского района Саратовской области

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(9)

Рубрика: Сельскохозяйственные науки

Выходные данные
Потапова А.А. Планирование рационального использования земель сельскохозяйственного назначения Советского района Саратовской области // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/10/23994 (дата обращения: 22.08.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Планирование рационального использования земель сельскохозяйственного назначения Советского района Саратовской области

Потапова Алёна Александровна
студент магистрант «Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова», РФ, г. Саратов

 

В рамках представленной статьи проанализированы ключевые аспекты, касаемо проблематики планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения Советского района Саратовской области.

Ключевые слова: сельскохозяйственное назначение, использование, земля, рациональность, планирование.

Сельское хозяйство Советского района Саратовской области специализируется на выращивании зерновых и скотоводстве. Это обусловлено климатической спецификой местности. Советский район принадлежит Центральной микрозоне Северной зоны, которая отличается наличием темно-каштановых и каштановых почв, имеющих среднюю мощность. Они являются хорошей основой для выращивания пшеницы твердых сортов и ячменя. Из технических культур здесь преобладают горчица и лен-кудряш. В животноводстве основной отраслью выступает овцеводство. За ним следуют свиноводство и птицеводство.

Таким образом, планирование рационального использования земель должно опираться на данные о специфике сельскохозяйственной сферы этой территории.

Для осуществления эффективного планирования рационального использования сельскохозяйственных угодий необходимо выполнение определенного ряда условий:

●политика по использованию земель сельскохозяйственного назначения должна быть разработана на всех уровнях государственного управления: муниципальном, региональном, федеральном;

●при решении вопросов использования сельскохозяйственных вопросов должны учитываться все факторы, влияющие на эффективность их использования (природно-климатические, социально-экономические, экологические, хозяйственные);

●с государственной стороны необходимо создание нормативно-правовой базы, регламентирующей условия использования земель;

● оказание помощи в технико-экономическом обеспечении сельскохозяйственной деятельности;

● разработка системы средств и методов, стимулирующих эффективное использование земельных ресурсов.

Участие государства в системе планирования должно обеспечить возможности предприятиям, работающим в сфере АПК, развиваться и совершенствовать технологии своей деятельности. Особенно это актуально в период действия санкций, ограничивающих ввоз иностранной продукции на территорию РФ. При таких условиях организации, занятые в сельском хозяйстве, получили возможности для расширения своей деятельности. Но без государственной поддержки реализовать их довольно проблематично. Влияние государства на отрасль может быть осуществлено посредством налоговой, ценовой и инвестиционной политики.

Основой для планирования в сельском хозяйстве на уровне регионов выступают планово-прогнозные показатели, которые определены на высшем уровне. Они же отражают уровень развития отрасли. Помимо этого, следует учитывать, что земля является одним из основных факторов экономического развития страны в целом. В связи с этим планирование вопросов рационального использования такого фактора производства, как земля, должно обеспечивать определенные условия для:

1. субъектов хозяйствования и землепользования, которые позволят использовать земельные территории для осуществления эффективной сельскохозяйственной деятельности с учетом требований по ее охране;

2. органов власти с целью возможности реализовывать свои полномочия, которые будут способствовать рациональному использованию земельных ресурсов и ее охране.

В список субъектов планирования в области использования земельных ресурсов в сфере сельского хозяйства входят органы власти, юридические лица, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, а также физические лица, занимающиеся фермерством. Между субъектами планирования должна быть налажена обратная связь для осуществления эффективной деятельности.

Планирование является обязательным процессом. Оно должно иметь информативный характер и вовремя доводиться до всех субъектов хозяйствования.

При проведении подготовительного этапа планирования необходимо учесть, что сельскохозяйственные территории являются специфическими природными ресурсами.

Комплекс мероприятий по охране сельскохозяйственных угодий включает:

●осуществление преимущественного права использования земли исключительно с целью ведения сельскохозяйственной деятельности;

● из вышесказанного вытекает требование, согласно которому земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, не могут быть использованы для реализации других целей;

● изъятые территории должны быть компенсированы для отрасли.

Соблюдая эти условия можно обеспечить сохранность и восстановление хозяйственных угодий. Сюда же входит снижение риска фрагментации земель в процессе сельхозпроизводства, которые могут возникнуть в результате строительства дорог различного направления (железнодорожных, автомобильных), сооружений гидротехнического назначения, линий электропередачи и др.

Также изъятие земельных территорий ограничивается со стороны законодательства.

Процесс планирования должен учитывать особенности экономики района. Он должен сохранить условие прозрачности и публичности земельного оборота.

План деятельности должен включать следующие пункты.

Государственная поддержка. Она обеспечивается за счет использования экономических методов, а также принятия нормативно-правовых актов. В первую очередь во внимание берутся приоритетные отрасли сельскохозяйственного производства. Для Советского района Саратовской области это выращивание пшеницы и ячменя, а также горчицы и льна-кудряша. Из животноводческого комплекса – овцеводство. Сюда входит разработка законодательных актов по развитию отрасли, логистике, расходование средств на восстановление земельных угодий и др. Также в эту подгруппу входит разработка и реализация мер по охране земельных территорий.

Должен быть разработан прогноз будущей деятельности на основании анализа существующего положения вещей, а также оценки социально-экономических показателей района. Это даст возможность определить перспективы развития отрасли.

Разработка комплекса мер по вводу в эксплуатацию мелиоративных систем.

Весь процесс планирования должен учитывать интересы всех пользователей земельными территориями, пригодными для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Т.е. все формы хозяйствования должны быть обеспечены равными правами и возможностями. Сюда входят и сельскохозяйственные товарищества, и большие комплексы, и граждане, занимающиеся фермерством и выращиванием сельскохозяйственной продукции.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2011 г. № 78-ФЗ.
2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ.
3. Концепция целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2016 г. № 2071-Р.
4. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2015 и 2016 г. / Росреестр. – М., 2016.