Статья:

Правовые основы профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шевченко К.В., Сидоров Ю.В. Правовые основы профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 8(101). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/101/67444 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях

Шевченко Кристина Владимировна
магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва
Сидоров Юрий Вадимович
канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой правового обеспечения государственного управления и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Рассмотрены проблемы нормативного правового регулирования в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях на федеральном и региональном уровнях, способы повышения эффективности мер по мониторингу и оповещению при ЧС.

Abstract. The problems of normative legal regulation in the field of GOCHS and ways to improve the effectiveness of measures for monitoring and notification in emergencies are considered.

 

Ключевые слова: МЧС, оповещение, методика, проблемы.

Keywords: emergencies Ministry, notification, methodology, problems.

 

Сложившаяся геополитическая обстановка и повышенный уровень опасности, в том числе возрастающие угрозы возникновения террористических актов, все это поводы для оптимизации выполняемых мероприятий по охране труда, промышленной безопасности, антитеррористической защищенности, защите персонала и населения от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне. Данным видом деятельности занимаются органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое оснащено необходимыми для ликвидации в чрезвычайных ситуациях силами и средствами (МЧС РФ).

Нормативно-правовая база МЧС РФ разработана в соответствие с Конституцией Российской Федерации и   большим количеством различных федеральных законов и иных подзаконных актами.

Если на федеральном уровне законодательство соответствует современным требованиям и учитывает специфику деятельности МЧС РФ, то нормативные акты регионов России в этой области имеют существенные недостатки. Правовые документы субъектов слишком лаконичны либо дублируют основные положения федеральных законов,  в них  недостаточно полно определены полномочия субъектов Российской Федерации в данной сфере [4].

Для совершенствования правовой основы на региональном уровне разработаны и утверждены  в МЧС РФ  в 2015 году «Рекомендации территориальным органам МЧС России по использованию модельных актов в рамках совершенствования нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций» [4]

Также на сегодняшний день отсутствует полноценная федеральная методика для муниципальных образований, описывающая порядок их действий для проведения организационно-технического объединения органов управления и сил, в том числе добровольных, обладающих схожим профилем деятельности (компетенции), способных к совместному проведению системных профилактических мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по аналогии со службами гражданской обороны. [6]

В качестве положительного опыта в данном направлении, и в развитии систем комплексной безопасности населения в целом, в особенности на муниципальном уровне, стоит обратить внимание на деятельность, подходы и результаты работы Сибирского регионального центра МЧС России под руководством генерал-лейтенанта С.Л. Диденко в период с 2015 по 2018 годы. [5]

В этот период Сибирским региональным центром МЧС России были разработаны и внедрены ряд уникальных методик, содержащих алгоритмы организации системных практических предупредительных мероприятий, ярко отличающихся массовым привлечением нештатных формирований, добровольцев и общественных организаций. [5]

После положительного рассмотрения и одобрения аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации эти методические рекомендации активно реализуются в субъектах Российской Федерации, в которых определён порядок создания нештатных служб гражданской обороны или служб единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данные органы МЧС должны включать в себя: службу организации информирования и оповещения населения, службу организации функционирования ПВР, служба оценки материального ущерба и оказания социальной помощи населению, служба психологического обеспечения.

Создание систем оповещения населения предусмотрено рядом основных нормативных актов, в которых определены порядок создания систем оповещения, источники и порядок финансирования из бюджетов соответствующих уровней, даны рекомендации и приведены типовые организационно-технические решения по их созданию, развитию и поддержанию в состоянии готовности.

Однако в этом многообразии наблюдается недостаточность. Так, требования федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ [1] обязывают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты (ОПО), оповещать персонал и население при аварийной ситуации, как и требования законов федерального уровня: федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (последняя редакция) [2] и федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ (последняя редакция) [3]. На основании данных федеральных законов приняты подзаконные акты, которые определяют конкретные требования к системам оповещения, и те, которые ограничивают перечень объектов, подпадающих под эти требования. За гранью остаются ОПО 3 и 4 класса опасности.

Соответствующих подзаконных актов в рамках федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ [1] нет, что приводит к свободному толкованию обязанностей. Понимая значимость вопроса безопасности, руководители предприятий системно применяют формализованные нормативные - правовые требования ко всем подчиненным объектам независимо от уровня опасности. Часто имеют место дополнение и уточнение. [6]

Сложившаяся практика показывает, что по мере реконструкции региональных систем оповещения населения и/или создания комплексной системы экстренного оповещения населения в субъекте РФ готовые сегменты этих систем в пределах границ соответствующего муниципального образования передаются на баланс органов местного самоуправления.

После передачи необходимо опубликовать нормативный акт о вводе местной системы оповещения в действие. Вместе с тем должно быть разработано и опубликовано положение о местной системе оповещения. [5]

Таким образом, совершенствование региональной законодательной базы и модернизация местной системы оповещения населения должна предусматривать поэтапное наращивание степени охвата сигналами оповещения населения в пределах границ муниципального образования путем размещения технических средств оповещения (массовой информации) населения в местах массового пребывания людей, размещения технических средств, позволяющих использовать в автоматическом режиме действующие телерадиовещательные станции для оповещения и информирования населения.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс]: федеральный закон от  21.07.1997 № 116-ФЗ (последняя редакция) // «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 24.01.2020).
2. Федеральный закон «О гражданской обороне» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (последняя редакция) // «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 24.01.2020).
3. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (последняя редакция) // «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 24.01.2020).
4. «Рекомендации территориальным органам МЧС России по использованию модельных актов в рамках совершенствования нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций»(утв. МЧС России 28.01.2015) [Электронный ресурс]: - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 24.01.2020).
5. Лежнин, А.В. «Мы помогаем муниципалитетам создать эффективную систему управления рисками», или Цепочка реагирования на ЧС, муниципальный уровень/ А.В.Лежнин, С.Л. Диденко // Сибирский региональный центр МЧС России (раздел «Интервью») - URL: http://siberian.mchs.ru/pressroom/Intervju/item/1297637/ (Дата обращения: 24.01.2020).
6. Костров, А.В., Интеграция понятия гражданская оборона с понятием «гражданская защита» // Технологии гражданской безопасности –  2017. - №1 - С. 84-89.