Статья:

Религиозные нонконформисты в работах А. С. Пругавина (некоторые аспекты взглядов исследователя)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(102)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Дроздюк А.А. Религиозные нонконформисты в работах А. С. Пругавина (некоторые аспекты взглядов исследователя) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 9(102). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/102/67757 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Религиозные нонконформисты в работах А. С. Пругавина (некоторые аспекты взглядов исследователя)

Дроздюк Александр Александрович
студент, Петрозаводский государственный университет, РФ, г. Петрозаводск

 

Для общества Российской империи всегда было характерно многообразие религиозных течений. В свою очередь, различными представителями тех или иных религиозных течений, отличных от официального православия — религиозными нонконформистами — интересовались исследователей разных направлений: историки, религиоведы, этнографы, краеведы, и даже государственные чиновники.

Старообрядчество всегда привлекало к себе внимание, а на рубеже XIX - XX вв. в среде интеллигенции происходило переосмыслению значимости данного явления народной жизни. Согласно данным религиоведа Александра Степановича Пругавина, количество людей среди всего населения Российской Империи, обратившихся в раскольнические и сектантские объединения, стремительно возрастало в этот период, т.к. церковный раскол и стремление выйти из-под контроля официальной церкви отразили в себе религиозный, политический и социальный протест народной массы, а также их тяготение к духовному просвещению [1]. Попытки государственной власти ликвидировать раскол путем гонений на старообрядцев, создания единоверческих общин, успехом не увенчались, а наоборот стимулировали развитие данного религиозно-социального народного движения [1].

Данный доклад посвящен рассмотрению некоторых аспектов взглядов исследователя А. С. Пругавина на крупнейшую группу религиозных нонконформистов Российской империи – старообрядчество.

А.С. Пругавин активно публикуется, начиная с конца 80-х гг. XIX в. и вплоть до начала 1920-х гг. В указанный период крупнейшими издательствами были выпущены циклы его известнейших [3], [4] и [5]. Автор, рассматривая духовную жизнь народа, не допускал её отрыва от социальной, политической и экономической сфер жизни, так как религиозность являлась по его мнению союзом религии и быта. Пругавин утверждал, что «раскол в умах и душах народа» [2, с. 7], но призывал не забывать, что у русского народа были «другие потребности, неудовлетворение которых отзывается на нем также крайне болезненно и печально» [2, с. 7].

Понятие «Раскол» для Пругавина было очень обширным и включало такие понятия, как «сектантство», «старообрядчество» и «ересь». При этом негативного значения эти термины для исследователя не несли. По итогам собственных многолетних наблюдений и исследований автор выделял в народе несколько крупных религиозных групп: староверы, духовные христиане, мистики/мистические секты и религиозные секты. Пругавиным также была представлена классификация религиозных групп в Российской империи, в которой обозначены три направления религиозного инакомыслия: «секты староверческие, рационалистические и мистические» [2, с. 77]. Однако, каждая из указанных групп разветвлялась по мнению автора на множество течений и подгрупп. При этом религиозные группы в России, как отмечал Пругавин, переплетались между собой, составляя «до известной степени <…> одно целое», из-за того, что в основу всех движений религиозных нонконформистов закладывалась единая идея —  стремление народа добиться истины [1, с. 347].

Таким образом, можно заключить, что А.С. Пругавин в своих работах проводил параллели между религиозными учениями, бытовавшими в русском народе, отмечая, что религиозные группы в России имеют много схожего. Позднее, эти мысли трансформировались у него в идею о взаимосвязи множества религиозных групп (различных сект и старообрядчества), наличия между ними неких переходных этапов — определенных течений и толков религиозного характера. Исследования и взгляды А.С. Пругавина во многом носили новаторский характер, что позволило религиоведу стать одним из тех деятелей, которые считал необходимым пересмотреть подход к изучению Раскола церкви в XVII веке, сложившиеся с течением времени взгляды и стереотипы, приписываемые старообрядчеству. Данными принципами и взглядами Пругавин руководствовался в своей исследовательской деятельности на протяжение всей жизни.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-39-00058 мол_а.

 

Список литературы:
1. Пругавин А. С. Значение сектантства в русской народной жизни. ].- Электрон.ст.-URL: http://az.lib.ru/p/prugawin_a_s/text_0090.shtml . – свободный. – яз.рус. – (Дата обращения: 30.08.2018).
2. Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М.: Типография И. Д. Сытина, 1905. С. 7.
3. Пругавин А. С. Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1909. 267 с.
4. Пругавин А. С. Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. М.: Типо-литогр. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1906. 266 с. 
5. Пругавин А. С. Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола. М.: Отд. тип. т-ва И. Д. Сытина,, 1904. 282 с.