Моббинг в российских компаниях.Актуализация методов и инструментов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(102)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(102)
Моббинг в российских компаниях.Актуализация методов и инструментов
Аннотация. Целью данной научной статьи было исследование ситуации психологического террора в рамках российских компаний. Данная проблема способна провоцировать не только негативный климат в коллективе, сказываться на результатах деятельности, вызывая экономический дисбаланс, а также влиять на текучесть кадров, что в свою очередь приносит компании миллионные убытки в год. За основу были приняты труды ученых и ведущих специалистов России, которые раскрывают суть проблематики. На основании изученных материалов были предложены инструменты и методы выхода из моббинга.
Ключевые слова: моббинг; экономический баланс; кадровая политика; текучесть кадров; респонденты; психотипы.
Кадровая политика организации является доктриной внутрифирменного развития корпоративной и организационной культуры. Данная концепция позволяет поддерживать положительный имидж не только компании, но и ее представителя в лице работодателя, создавая высокий рейтинг в конкурентоспособной рабочей среде.
Проблема моббинга была актуальной во все времена: притеснение интересов в рабовладельческой формации, а также современном постиндустриальном обществе. Если в первом случае права человека были упразднены, то в век инновационного прогресса, затрагивающего все сферы жизни социума, предполагают выход на более качественный и гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений между людьми. Однако психологический террор находит место и в наше время.
Для целей в нашей статье мы будем использовать термин «моббинг» персонала (от англ. «to mob» - нападать толпой, окружать, ругаться)- психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение из его служебных действий социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации и т.п.[3]
Изначально понятие «моббинг» было использовано известным австрийским этологом Лоренцо Конрадом для описания стадии агрессивного поведения животных одного вида по отношению к животным другого вида.
Однако более широкую известность данный термин получил после издания книги в 1960 гг. «Моббинг - групповое насилие среди детей и взрослых»[2], автором которой стал Петер-Пауль Хайнеманн. В своей исследовательской работе он сравнивает жестокое поведение детей по отношению к другим детям со злобным поведением животных.
Важно отметить: негативное воздействие моббинга оказывает разрушительную силу не только на коллектив, но и на экономическую стабильность компании. Выполнение сроков по заказам, выстраивание деловых переговоров, подготовка документации,- все эти производственные процессы невозможны без успешного позитивного командного духа в коллективе.
Опираясь на опыт зарубежных стран, если перевести данные риски в денежный эквивалент, то можно с уверенностью предположить, что компании будут терять миллионы долларов в год. Например, по оценкам экспертов моббинг обходится немецкой экономике в среднем в 50 млн. евро в год, а Великобритании - в 30 млрд. евро в год[5,c.7].
В России проблеме моббинга не уделяется должного внимания и в открытой печати данные статистики отсутствуют.
Однако в 2005 и 2015 гг. были проведены индивидуальные исследования ситуации в отечественных компаниях.
В 2005 году выпускница программы MBA Московского технического университета связи и информатики О.Свечникова успешного защитила дипломную работу по теме моббинга. А также в 2015 году компанией экспертов в составе ученых и ведущих специалистов по вопросам населения были проведены тщательное рассмотрение ситуации моббинга в российских компаниях.
На основании данных по нашей проблематике можно сделать следующие выводы:
1. Доля людей, сталкивающаяся с проблемой моббинга, выросла на 18%;
2. Структура респондентов (пол, образование, возраст) практически одинаков. Моббинг чаще встречается в коммерческих компаниях (58% в 2005 году и 55 % в 2015г.)[1,c. 46].
3. Более всего респондентами были отмечены такие виды моббинга как:
-предвзятое отношение;
-негативные высказывания;
-необоснованная критика.
4. К главным причинам моббинга на основании проведенных опросов были выделены независимость и компетентность работника, однако в отличие от исследования в 2005 г., где основной причиной была названа «особенность характера агрессора» (31%), в 2015 году респондентами был отмечен лишь в (7 %).
5. в 2005 году к частым реакциям жертв моббинга относили желание бороться (38%),стресс (36%),желание уйти и хлопнуть дверью (30%), а в 2015 году показатели значительно снизились: состояние стресса составил (19%), чрезмерное употребление алкоголя (18%), ухудшение самочувствия (18%), чувство отстраненности (17%)[1, c.46].
6. И наконец, в 2005 г. большинство респондентов были возмущены моббингом (32%), а в 2015 г. большинство решило оставаться в стороне, и составило (39%)[1,c.46].
Таким образом, на основании вышеизложенных данных исследований можно сделать вывод, что проблема моббинга в российских организациях была снижена в процентном соотношении на период 2015г. по сравнению с 2005 годом, но все еще остается актуальной. Данная проблематика выступает ингибитором деятельности в любой компании, поскольку влияет на снижение работоспособности, нездоровый климат в коллективе, текучесть кадров, принятие взвешенных решений, что влечет за собой экономический дисбаланс.
На наш взгляд, предотвращение моббинга в компаниях следует начинать с корректировки внутренней кадровой политики организации, в которой должна быть отражена информация о преследовании и пресечении подобного поведения в виде предупреждения, штрафных санкций и последующего увольнения. Но следует признать, что данные меры не всегда дают желаемый результат.
Опираясь на западную методику «перевоспитания», следует создать Рабочую группу психосоциального здоровья, которая занимается изучением состояния здоровья среди трудоспособного населения[3], как это было решено в Германии, внести периодические коллективные семинары по управлению самообладанием, тренинги, тимбилдинг. Также со стороны HR-специалистов должен проводиться тщательный подбор персонала с тестированием на психотипы человека, чтобы понимать, как устроено сознание человека, предугадать психические и соматические расстройства. Отдельное внимание стоит уделить подбору людей на руководящие должности, поскольку атмосфера в коллективе на (80%) состоит от начальства. Данный специалист должен обладать качествами сдержанности, одинаковым отношением к подчиненным, а также грамотным подходом мотивации и контроля.
Только принимая во внимание все вышеупомянутые критерии, проводя периодические исследования по ситуации в стране по вопросу моббинга, изобретая, тестируя новые инструменты борьбы с психологическим террором, можно урегулировать данный вопрос и добиться максимально слаженной работы в наших компаниях.