Статья:

Обучение общим приемам работы над составными задачами младших школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шарабырова А.Б. Обучение общим приемам работы над составными задачами младших школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 10(103). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/103/68137 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучение общим приемам работы над составными задачами младших школьников

Шарабырова Алена Бахтияровна
студент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, РФ, г. Стерлитамак

 

Значительна функция задачи в логическом развитии учащихся. Решая их, школьники постигают логику рассуждений, доказательность в рассуждениях, лаконичности в изложении и полной аргументации своих мыслей. Правильно организованное решение задач воспитывает сосредоточенность, внимательность, усидчивость, настойчивость к преодолению трудностей, формирует умение самостоятельного освоению новых познаний и навыков.

Составная задача внедряется тогда, когда учитель убежден, что младшие школьники изучили приемы решения ряда простых задач. Этими способностями решения простых задач и в то же время способом подготовки решать составные задачи являются умения обучающихся применять последующие задания:

- подобрать вопрос к готовому условию (без указания того, каким действием должна решаться задача и с указанием такового); 

- способность из ряда предложенных текстов выбрать те, что являются задачей, и далее решить ее;

- формирование простой задачи по заданному вопросу;

- умение подбора недостающих данных к задаче;

- составление задачи по заданному выражению;

- умение аргументировать выбор действия;

- составление задачи по заданным числам [3; с. 251].

Первый раз младшим школьникам предлагаются такие составные задачи, которые состоят из известных видов простых задач.

Освоение обучающихся умению решения простых задач считается обязательным условием для эффективного усвоения решения составных задач. Речь идет не о запоминании и распознавании конкретных типов простых задач, т.е. умении решения простых задач, а о становлении либо освоении конкретных навыков, которыми являются: прочтение задачи, выделение условия и вопроса (данные и искомое), объединение взаимосвязи между данным и искомым, а именно, проведение исследования текста составной задачи, итогом которого считается выбор арифметического действия, запись решения и ответа задачи.

Освоение решения составных задач младшими школьниками заключается в умении распознавать систему связей, иными словами, следует разбить составную задачу на ряд простых, последовательное решение которых и будет решением составной задачи.

В младших классах изучаются составные задачи обычно в 2 – 4 действия. Для их решения применяются последующие формы записи: по действиям, по действиям с пояснением, с вопросами, выражением, уравнением, посредством графической или схематической модели. Для наиболее большего понимания обучающимися составной задачи учителем возможно использование комбинированной формы записи решения.

Рассмотрим этапы обучения решения составных задач:

- подготовительный (решение простых задач с недостающими данными; решение двух простых задач; постановка вопроса к данному условию; формирование способностей решать простые задачи, что входят в составную),

- ознакомительный (решение задач в два действия, включающих простые задачи на нахождение суммы и остатка или на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы и т.д.),

- закрепление (задания на решение и преобразование задач) [2].

При решении составных задач учащихся начальных классов следует обучить общим приемам работы над задачей: способности исследовать содержание задачи, одновременно выделяя известные данные, искомое (а именно определять, что нужно узнать в задаче); устанавливать, каких данных недостает для ответа на основной вопрос задачи (т. е. определять промежуточные искомые). Такому анализу содержания задачи в значительной степени помогает умение обучающихся конкретизировать его посредством предметов, краткой записи, иллюстраций, схем и чертежей. Учитель обязан обучить учащихся приемам решения составных задач, показать, что решение заданной задачи формируется из ряда этапов: знакомство с содержанием задачи; исследование условия задачи; поиск и составление плана решения задачи; запись решения и ответа; работа над задачей после ее решения [1].

Исходя из вышеизложенного возможно сделать вывод, что решение составных задач содействует становлению мышления младших школьников и становлению у них учебных умений таких, как понимание ситуации, что описана в задаче, выделение условия и требования, называть известные и искомые объекты, определять все отношения между ними, правильно намечать последовательность действий, фиксировать взаимосвязь между данными и искомыми объектами, находить ответ на требование задачи, выполняя все действия в сопоставлении с планом, устанавливать правильность или ошибочность выполненного решения.

 

Список литературы:
1. Лекция. Методика обучения решению составных задач [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megalektsii.ru/s53834t1.html (дата обращения: 12.03.2020).
2. Методика ознакомления школьников с понятием «Составная задача» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsia.com/8x1454.html   (дата обращения: 12.03.2020).
3. Ручкина В.П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах: учеб. пособие / В. П. Ручкина. – Екатеринбург: ФГБОУ «Урал. гос. пед. ун-т», 2016. – 313 с.