Статья:

Оценка потенциала развития Арктических районов Республики Саха (Якутия)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Артемьева С.А. Оценка потенциала развития Арктических районов Республики Саха (Якутия) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 12(105). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/105/68429 (дата обращения: 12.05.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка потенциала развития Арктических районов Республики Саха (Якутия)

Артемьева Сардаана Александровна
магистрант финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE ARCTIC REGIONS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

 

Sardaana Artemyeva

Undergraduate, Institute of Finance and Economics of Northeast Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk

 

Аннотация. В статье рассмотрена оценка потенциала развития Арктических районов РС (Я). Отмечено, что значимость данного региона для всего человечества, неудивительно, что Арктика становится территорией многостороннего межгосударственного сотрудничества.

Abstract. The article considers the assessment of the development potential of the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia). It is noted that the significance of this region for all mankind, it is not surprising that the Arctic is becoming a territory of multilateral interstate cooperation.

 

Ключевые слова: Арктические районы, оценка потенциала развития, устойчивое развитие арктических регионов.

Keywords: Arctic regions, assessment of development potential, sustainable development of the Arctic regions.

 

В последние годы власти уделяют проблемам Арктики повышенное внимание, был принят ряд специальных документов, проделана серьезная работа по созданию законодательного фундамента для устойчивого развития российской Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ).

Необходимость формирования единого арктического экономического и административного пространства путём создания нового административно-территориального образования диктуется тем, что конструкция всех существующих федеральных округов, в границы которых входят арктические территории, несет в себе неустранимое противоречие, вызванное различными климатическим условиями в северной и южной частях округа, и, следовательно, различием экономических эффектов от хозяйственной деятельности. Только при решении организационных вопросов управления можно вести речь о наращивании экономической мощи в Российской Арктике. [4]

Ключевыми особенностями арктических регионов являются низкая устойчивость экологической системы, неразвитость инфраструктуры, удаленность от федерального центра, специфика хозяйственного освоения и перегруженность территории объектами оборонно-промышленного комплекса. Эти факторы в совокупности обуславливают уязвимость региональных компонентов АЗРФ в плане возникновения разнотипных чрезвычайных и кризисных ситуаций природного, техногенного и социально-экономического характера. Для нейтрализации их последствий необходимо принимать быстрые, согласованные и эффективные управленческие решения в очень ограниченное время, как на региональном, так и на федеральном уровне. Это влечет за собой необходимость совершенствования системы обеспечения региональной безопасности в АЗРФ и создание принципиально новых механизмов ситуационного управления развитием АЗРФ в условиях эскалации международных интересов в Арктике и глобальных вызовов мирового, национального и регионального масштаба. [2]

Общая природа и государственного, и муниципального, и корпоративного управления в арктических условиях будет состоять именно в высокой неопределенности, как внешней среды, так и всей траектории будущего развития. Ввиду общих вызовов перед государством стоит задача объединить разные уровни управления в единый системный блок арктического управления, обладающий следующими особенностями:

- необходимостью более быстрого, чем в остальных районах России, внедрения технологий дистанционного управления, способного частично компенсировать издержки управления в условиях арктической удаленности сел и поселков;

- необходимостью нейтрализации издержек неустойчивости широко распространенной монопрофильной специализации арктических поселений 20 одновременно реализуемыми мерами миграционной, структурной, региональной и социальной политики;

- потребностью в межрегиональной экономической, социальной, политической координации деятельности арктических территорий России с целью сглаживания контрастов развития внутри Арктической зоны;

- потребностью внутреннего взаимодействия между властью, бизнесом, структурами национального самоуправления коренных малочисленных народов Севера и некоммерческими организациями с целью подготовки и реализации планов местного развития;

- постоянным поиском компромисса между необходимостью масштабного хозяйственного освоения и сохранением уникальной природной среды в состоянии, максимально близком к естественному;

- необходимостью привлечения талантливых квалифицированных кадров в условиях многочисленных экономических, социальных и природных барьеров к этому.

Учитывая значимость данного региона для всего человечества, неудивительно, что Арктика становится территорией многостороннего межгосударственного сотрудничества. В высших российских политических кругах существует осознание того факта, что только вместе, в постоянном конструктивном диалоге и обмене опытом с другими странами, освоение и использование потенциала Арктики таким образом, чтобы ее красота и богатство остались и будущим поколениям. Особая значимость в налаживании эффективного международного взаимодействия в Арктическом регионе отводится университетам, как крупным образовательным, научно-исследовательским и инновационным центрам. [3]

Высшие учебные заведения играют важную роль в области научных исследований, инноваций и международного сотрудничества в Арктике. Их сотрудничества направлено на решение актуальных вопросов развития данного региона и субарктических территорий, включая рациональное недропользование, охрану окружающей среды, использование альтернативных источников энергии, обеспечение безопасности, повышение качества жизни коренных народов Севера, создание и совершенствование программ подготовки специалистов для работы в Арктике. Сегодня именно вузы становятся площадкой для объединения взаимодействия власти, науки и бизнеса, драйверами развития регионов. [1]

Республика Саха (Якутия) – крупнейший по территории регион России с практически не освоенным Севером. Освоение арктических территорий Якутии ограничивает очень сложная транспортная доступность. При этом потенциал развития данных районов огромен.

Якутия является одним из наиболее богатых природными ресурсами регионов в России и мире. В республике сосредоточены сотни месторождений: кимберлитовые трубки, нефтегазовые, золотоносные, оловянные, каменноугольные, железорудные и другие запасы. Масса ресурсов расположена на арктическом побережье республики.

По многим ресурсам Якутия занимает лидирующие позиции, так именно на ее территории находятся крупнейшие угольное и урановое месторождения. В республике действует очень мощная алмазодобывающая промышленная инфраструктура: подавляющая часть алмазов добывается на территории Якутии. Республика является мировым резерватом первозданной природы: около 30% площади – особо охраняемые природные территории. На долю Якутии приходится почти треть не тронутой хозяйственной деятельностью территории России и около 10% такой территории всего мира.

Якутия занимает выгодное географическое положение по отношению к Азиатско-Тихоокеанскому региону, в том числе играя роль транзитного транспортного узла в составе Северного морского пути. Новое развитие в ближайшее время может получить российский арктический морской порт Тикси, в перспективе рассматривающийся в роли базового пункта управления инфраструктурой в Восточной части Севморпути. Якутия является не только российским, но и мировым драйвером привлечения внимания к проблеме вечной мерзлоты. Именно в данном регионе впервые был принят региональный закон об охране вечной мерзлоты.

Таким образом, освоение северных территорий России должно осуществляться на основе совместной реализации стратегических ресурсных и транспортных проектов при активном участии государства.

 

Список литературы:
1. Кудряшова Е.В, Степанова В.В. «Арктика – территория дружбы и международного сотрудничества» // Интернет-портал РСМД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/common/upload/Arctic%20Anthology%20Vol%202-7.pdf Дата обращения (05.03.2020)
2. Маслобоев А. В., Путилов В. А. Информационное измерение региональной безопасности в Арктике / Кольский науч. центр РАН. — Апатиты, 2016. — 222 с.
3. Матишов Г.Г., Дженюк С.Л. Научные изыскания в Арктике // Вестник Российской Академии наук. 2010.- №1 – с. 77
4. Ямилов Р.М. Позиционирование России в Арктике: проблемные аспекты. Арктика и север. - 2014. - № 17. - С. 91-98.