Магистратура и Бакалавриат на примере IT специальностей
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)
Магистратура и Бакалавриат на примере IT специальностей
Официально до 2009 года в России высшее образование проходило по системе «Специалитет». Данная система включала в себя обучение студента по 5 летней программе, по истечению которой будущий выпускник защищал дипломную работу и становился полноправным специалистом своего направления. Современная система высшего образования в России имеет немного другую структуру. Подготовка бакалавров в России началась с 22 августа 1996 года. После 2007 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами.
Болонская система образованна в 1999 году совместно европейскими странами. В 2003 году, после подписания протокола Берлинской конференции, к ним присоединилась и Россия. [1] Цель этой кампании – приведение стандартов высшего образования разных странах к одной системе с максимально похожей структурой. В России образование стало двухуровневым: бакалавриат, магистратура.
Бакалавр — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки (специальности). Длительность обучения — 4 года. [2]
Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Длительность обучения — 2 года. [2]
Реформа образования была необходима, ведь вузы имея одинаковые специальности, готовили специалистов разного уровня по разным программам. Некоторые институты имели сложную многоуровневую структуру, из-за чего дипломы выпускников не принимались некоторыми работодателями. К плюсам введения Болонская система образованна можно отнести:
- Облегчения интеграции российских студентов в иностранные вузы, ведь единый формат диплома расширил возможности получения новых знаний и квалификаций в любой стране, использующей Болонскую систему образования. [3]
- Привлечение иностранных студентов в Российские вузы. [3]
- Расширение профессорского состава иностранными преподавателями. [3]
- Возможность дальнейшего изучения более конкретной прикладной области по средствам обучения на магистратуре. [3]
Любое нововведение требует какого-то времени для всеобщего принятия, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. До сих пор многие государственные вузы, кроме Болонской системы по-прежнему имеют традиционную систему образования со специалитетом, хотя с каждым годом все больше российских вузов отдает предпочтение двухуровневой системе образования.
Споры о том, чего больше плюсов или минусов от двухуровневой системы образования начались с первых лет ее применения и не заканчиваются до сих пор. Вероятно, у каждого Вуза и каждого факультета имеются свои особенности, поэтому хотелось бы подробнее рассмотреть положительные и отрицательные стороны двухуровневой системы образования на примере обучения на факультете информационных технологий.
Болонская система образования позволяет студенту уже после 4 лет обучения получить диплом и заняться трудоустройством. По окончании обучения и получения степени бакалавра выпускники факультета информационных технологий (ФИТ) могут вполне успешно трудоустроиться по своей специальности в различные организации не только в России, но и за ее пределами. Развитие рынка IT технологий делает выпускников ФИТ востребованными на рынке труда, особенно в частных IT компаниях. Частному работодателю не столько важно какой диплом имеет выпускник, сколько то, что конкретно он умеет делать. Работодателю нужно чтобы специалист мог самостоятельно выполнять определенные технические задания, причем делал это грамотно и в установленный срок.
Соискатель проходит собеседование, в ходе которого определяется его базовый уровень знаний, имеющиеся навыки и желаемое направление деятельности. После чего соискателю предлагается выполнить тестовое задание, по результатам которого и определяется возможность его трудоустройства.
Практика показывает, что те студенты, которые в ходе обучения не только посещали лекции и выполняли лабораторные работы, но занимались саморазвитием, изучали дополнительную литературу, пытались совершенствовать свои практические навыки, вполне успешно трудоустраиваются.
Получив диплом бакалавра помимо возможности трудоустройства выпускники могут принять решение продолжить обучение в магистратуре. Причем у них появилась возможность выбирать для обучения на магистратуре различные вузы. Более того благодаря Болонской системе образования студенты ФИТ не ограничены Российскими вузами. Они могут поступать на магистратуру и в образовательные учреждения за рубежом. Это открывает им дополнительные возможности не только для дальнейшего трудоустройства в крупные мировые IT компании, но и использование полученных знаний для создания собственных стартапов по всему миру.
На магистратуру так же поступают студенты, которые желают расширить свою специализацию. Определенный процент выпускников бакалавров не устраивает полученная ими специальность. Поступая на магистратуру, они могут получить смежное со своей специализацией образование. Так, например, бакалавры направления «информационной безопасности» могут поступить на магистратуру «информатика и вычислительная техника», по окончании которой полноправно заниматься разработкой программного обеспечения. Таким образом за короткий промежуток времени студенты могут не просто сменить свою специализацию, но получить, по сути, две смежные специальности.
Нельзя не отметить одну важную проблему двухступенчатой системы образования. Хотя выпускников ФИТ она касается в меньшей степени, чем выпускников других специальностей, но все же она имеет место быть. К сожалению, при трудоустройстве в государственные учреждения иногда возникают сложности. В данных компания работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Одна из главных причин - психологическая. Руководители государственных учреждений чаще всего люди среднего и старшего возраста, которые получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалитеты, а понятие «бакалавр» в принципе не существовало. По этой причине большое количество таких руководителей, а иногда и сотрудников отделов кадров, по ошибке считают степень бакалавра «незаконченным высшим образованием», что в корне не верно. В защиту статуса бакалавра неоднократно выступало Министерство науки и высшего образования Российской̆ Федерации, а так же различные представители Вузов. В частности, не так давно ректор РУДН Владимир Филиппов, еще раз напомнил, что степень бакалавра по российскому законодательству является полным высшим образованием. [4]
Государственные организации отдают свои предпочтения магистрам, считая только данную степень аналогом специалитета. На самом деле еще в 1988 году Международного бюро просвещения издало официальный документ о том, чтобы признавать пятилетний специалитет СССР на уровне бакалавриата. Магистратура же является дальнейшим продолжением бакалавриата, и предназначена для более углубленного изучения своей специальности. Она ориентирована больше в сторону теоретических, научных знаний. [5]
Проблема недопонимания статуса бакалавра — это не столько проблема самой системы образования, сколько недостаточной информированности общества и стереотипного мышления ряда руководителей госорганизаций.
В заключение хотелось бы добавить, что вне зависимости от академической степени выпускники факультетов информационных технологий должны постоянно заниматься саморазвитием, чтобы не потерять свою квалификацию и оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Ведь сфера IT технологий очень динамично развивающееся направление, изменения в которой происходят ежегодно. Кроме того, будущий специалист должен уметь работать в команде, быть коммуникабельным, ответственным и просто любить свое дело.