Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: CCXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Семенова М.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(214). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(214).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Семенова Маргарита Андреевна
студент, Сургутский педагогический университет РФ, г. Сургут

 

Аннотация. Статья посвящена характеристике компонентов материально-технической базы образовательных учреждений. Автор отмечает важное государственное и общественное значение материально-технической базы каждой отдельной школы для общероссийской системы образования. Детально разобраны составляющие материально-технической базы (элементы, компоненты, модули).

Сформулированы выводы о необходимости приведения материально-технической базы образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями.

 

Ключевые слова: материально-техническая база, модернизация, образовательное учреждение, образование, учебно-воспитательный процесс, учебно-наглядные средства.

 

Статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) закрепляет легальную дефиницию «образования», в соответствии с которым образование является учебно-воспитательным процессом, построенным на принципах единства и целенаправленности данного процесса, а также имеющим общественно и государственно важное значение для человека, семьи, общества и государства. [1]

В рамках данного определения образования характеризуется как совокупность знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров, опыта деятельности и различных компетенций, приобретаемых для развития человека в интеллектуальном, творческом, физическом, духовно-нравственном аспектах и удовлетворения им образовательных потребностей и интересов. [5]

На современном этапе не теряет своей актуальности вопрос о качестве начального, основного общего и среднего общего образования, предполагается необходимость повышения качества образования путем модернизации материально-технической базы образовательных учреждения. То есть необходимо материально-техническую базы каждой конкретной школы или дошкольного образовательного учреждения «осовременить», привести в соответствие с актуальными требованиями, тем самым закрепить значение образования как важнейшего условия формирования новой качественной экономики и нового современного общества.

Отправление образовательного процесса осуществляется в различных образовательных учреждениях. Следует понимать, что для функционирования образовательного учреждения и реализации целевой программы развития должна быть построена эффективная материально-техническая база. Материально-техническая база предоставляет возможность проведения мероприятий в различных сферах, к примеру культурных или спортивный мероприятий, а также выступает фундаментом для организации учебно-воспитательной деятельности в целом.

Для надлежащего функционирования образовательных учреждений неотъемлемым условием является постоянное поддержание и совершенствование как материально-технической базы, так учебно-методического обеспечения. В этих целях применяется современный инструментарий, включающий в себя различные учебные и информационно-технические средства.

Материально-техническая база должна быть качественной.

О качестве материально-технической базы свидетельствует уровень выполнения задач и достижения целей учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

Материально-техническая база состоит из различных компонентов, каждый из которых обладает теми свойствами, которые позволяют успешно выполнять заданные функции.

Структуру материально-технической базы школы на современном этапе можно представить в виде четырех масштабных составляющих:

  1. Учебно-наглядные средства;
  2. Учебная техника;
  3. Технические средства управления учебным процессом (административно-хозяйственный аспект);
  4. Специализированная мебель и другой организационный инструментарий. [2]

Учебно-наглядные средства, выделенные в качестве первой крупной составляющей материально-технической базы, представляют собой те носители информации, которые помогают учителям транслировать информацию, а обучающимся приобретать знания, умения, навыки.

К ним можно отнести как классические учебники, практикумы, привычные для образовательного процесса печатные плакаты, таблицы, так и современные электронные издания, аудиотексты и видеофильмы, учебные модели и натуральные объекты.

Второй составляющей являются оборудование и технические средства.  Учебное оборудование классифицируется по видам учебного эксперимента: демонстрационное и лабораторное.

В свою очередь, лабораторное оборудование условно разбивается на оборудование для фронтальных лабораторных работ и оборудование для проведения практикумов.

К учебному оборудованию относится так называемое дополнительное и вспомогательное оборудование, помогающее в проведении учебного эксперимента: различные струбцины, экраны фона, штативы, подъемные столики, микроскопы, интерфейсные компьютерные сопрягающие блоки, электронные датчики и устройства обработки информации о физико-химических величинах, видеотехнические устройства и приспособления применяемые входе учебного эксперимента.

Дополнительное оборудование условно делится на индикаторы, фиксирующие данные о физико-химических величинах, и управляющие объекты, обеспечивающие сборку, юстировку, автоматизацию учебного эксперимента. [2]

Третий модуль материально-технической базы – технические средства обучения – можно разбить на традиционные технические средства обучения и технические средства новых информационных технологий обучения.

К традиционным относятся: диапроекционная аппаратура, эпипроекционные и графопроекционные средства.

Средства новых информационных технологий обучения составляют современные компьютерные аппаратные средства и видеотехнические системы.

Технические средства административно-хозяйственного управления учебным процессом включают: средства образовательных телекоммуникационных сетей: локальных – внутри учебного заведения; региональных и межрегиональных – между учебными заведениями и образовательными центрами; средства образовательных систем внутреннего и внешнего теле- и радиовещания; технические средства для проведения культурно-массовых воспитательных мероприятий; средства систем видеоконтроля учебных зданий; средства экстренного оповещения, пожарной и охранной сигнализации. [4]

Четвертый модуль (четвертая составляющая материально-технической базы) – специализированная учебная мебель и оргсредства – включает: учебно-лабораторные столы и стулья, шкафы для хранения средств обучения, аудиторные доски, множительную полиграфическую технику и т.п.

Таким образом, материально-техническая база образовательного учреждения представляет собой совокупность взаимосвязанных составных частей.

Этот комплекс включает: помещения, в которых проходят учебные занятия с оборудованными рабочими местами учителя и учащихся; учебно-наглядные пособия и учебное оборудование; специальная аппаратура для подачи информации, оформление школы и кабинетов. [3]

Уровень обеспечения образовательного учреждения материальной базой оказывает существенное влияние не только на качество обучения, но и на здоровье учащихся.

Поэтому он должен соответствовать строгим современным требованиям, разработанным санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также другими органами, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность в сфере образования.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Болотов, В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования / В. А. Болотов // Вопросы образования. — 2020. — № 1. С. 5-10.
3. Назаров В. Л. Модернизация муниципальной системы образования: Монография. — М.: 2019. 120 с.
4. Панасюк В. П., Головичер Г. В. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне. СПб, 2019. С.81-89.
5. Янсон, М. М. Модернизация материально-технической базы государственных бюджетных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / М. М. Янсон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77412/ (дата обращения: 06.06.2023).