ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»: ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ
Конференция: CLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»: ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация. Инициатива «Один пояс, один путь» является актуальным и важным вопросом для многих стран. Проект подразумевает под собой политическое, экономическое сотрудничество, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами. При реализации такого важного и крупного проекта, необходимо изучить восприятие самого населения к данному проекту. На сегодняшний день отношение населения к Китаю проявляется как положительно, так и отрицательно. В связи чем, в данной статье дает краткий обзорный анализ какие факторы оказывают, положительны влияние, а какие отрицательное на восприятие инициативы «Один пояс, один путь».
Ключевые слова: инициатива «один пояс, один путь», шелковый путь, Центральная Азия, Китай.
Введение
Концепция "Один пояс, один путь" (ОПОП) является международной инициативой Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров, связывающих более чем 160 стран Центральной Азии, Европы и Африки, которая будет способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем. В рамках BRI Казахстан играет важную стратегическую и оперативную роль как в железнодорожной, так и в автомобильной логистике. Шлюз Хоргос на казахско-китайской границе – это самый большой сухой док в мире, ежемесячно выгружающий на рельсы тысячи контейнеров. Также Казахстан центрально азиатская страна, которая имеет множество совместных проектов с Китаем, которые реализуются на территории Казахстана. В 2019 году АО "Казахстан Инвест" представил населению список 55 казахско-китайских проектов на сумму 27,6 млрд долларов США, которые реализуются в стране с 2015 года. Из них 18 проектов завершены, 15 находятся в стадии реализации и 19 находятся на рассмотрении (Kazakh invest JSC, «Construction of Kazakh-Chinese investment projects will be carried out in accordance with the legislation of Kazakhstan», 10.09.2019). Данные проекты закреплены за разными министерствами. 27 проектов относятся к Министерству индустрии и инфраструктурного развития, Министерству сельского хозяйства относится 7 проектов, Министерству энергетики 20 проектов, а также 1 проект относится к Международному финансовому центру. В целом инициатива BRI предлагает пять основные модели сотрудничества, а именно политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, либерализация торговли, свободное передвижение капитала и укрепление взаимопонимания между народами. Многие эксперты отмечают, что для Казахстана инициатива BRI дает возможность не только расширить экспортный потенциал, а также способствует развитию социально-экономического положения страны. Реализация совместных 56 проектов между Китаем и Казахстаном является неотъемлемой частью реализации инициатива BRI. В связи с этим целью исследования является анализ 56 казахстанско-китайских индустриально-инвестиционных проектов. Однако важно отметить, что будет проводится анализ тех проектов, которые уже реализованы и являются активными.
Метод исследования заключается в обзорном анализе научных статьей, а также в анализе социально - экономических показателей. Исследование носит описательный характер и основано на анализе научной литературы. Исследование в основном сосредоточено на контексте восприятия инициативы «Один пояс, один путь».
Результаты и обсуждение
Инициатива ОПОП - это своего рода зонтичный бренд, который включает в себя различные проекты, которые кредитует или инвестирует Китай. Время показало, что основная цель инициативы - развитие экономики Китая. Что касается Центральной Азии, то основной целью BRI является развитие Западного Китая, что является одним из приоритетов внутренней политики Си Цзиньпина (Takeuchi, 2019). Аналогичного мнения придерживается и А. Бугаренко. Согалсно автору BRI превратился в зонтичный проект, включающий все проекты, связанные с Китаем. BRI является китайскоцентричным проектом, по сути, направлен на развитие китайской экономики, что предполагает на новом этапе оптимальное использование внешних ресурсов, сил и стимулов экономического развития. Что касается Центральной Азии, это связано с развитием регионов Западного Китая. BRI также на целен на создание дружественной среды вокруг КНР. Узбекистан и Казахстан, сконцентрировали китайские инвестиции на развитии неэнергетического сектора. К примеру, 46 проектов на сумму 6,8 миллиарда долларов в Узбекистане ориентированы на обрабатывающую промышленность. Ситуация в Кыргызстане несколько отличается. Китайские инвестиции в Кыргызстане не имеют централизованного подхода, что значительно снижает эффективность таких инвестиции. В результате различные элитарные группы использовали инвестиционные потоки в своих целях, в то время как неконтролируемые китайские инвестиции вызывали возмущение общественности (Бугаренко, 2020).
Для стран Центральной Азии китайские проекты инфраструктурного развития дает возможность выхода к мировой торговле. Инвестиции в рамках BRI развивает сети железных и автомобильных дорог повышает конкурентоспособность как трансграничного, так и внутреннего транспорта в Центральной Азии. Два из шести коридоров BRI проходят через этот регион, соединяя Китай, соответственно, с Европой и Ираном и Западной Азией. Выделяя существенные средства на BRI при отсутствии подлинных конкурентов в инвестиционной и финансовой сфере в регионе, Китай формулирует условия проектов таким образом, который обеспечивает ведущую роль китайских компаний в их реализации. К примеру, строительство тех же заводов в рамках инициативы BRI осуществляется полностью китайскими компаниями и китайскими рабочими (Jaborov, 2017; Taliga, 2021). Это способствует росту антикитайских настроении среди общественности в странах Центральной Азии, в особенности в Кыргызстане и в Казахстане. Однако Китай активно применяет политику «мягкой силы» для улучшения своего имиджа. Одним из таких примеров является создание институтов Конфуция, где обучают не только китайскому языку, но и знакомят с китайской культурой. У института Конфуции тридцать семь филиалов в Центральной Азии. В Казахстане 14000 студентов обучаются в пяти институтах Конфуция, а в Узбекистане 1500 студентов в год обучаются в Институте Конфуция при Ташкентском государственном институте - старейшем филиале в регионе. Также Китай ежегодно увеличивает количество образовательных грантов для студентов из стран Центральной Азии. В 2010–2018 годах абитуриентам из Центральной Азии было предоставлено более 5000 стипендий, а по состоянию на 2017 год в Китае обучались около 30 000 студентов из Центральной Азии (Umarov, 2020; Вакульчук, 2020; Vinokurov, 2020).
Большинство экспертов отмечают, что как бы Китай не старался улучшить совой имиджи, существующие риски оказывают более существенное влияние на восприятие Китая и китайских проектов. Отмечается следующие риски китайских инвестиции. Во-первых, информация о крупных китайских проектах либо полностью закрыта, либо не содержит деталей о кредитовании проекта, участии сторон проекта в его реализации и дальнейшей эксплуатации объекта, погашении кредита и экономическом и политическом значении проекта. Именно это является одной из главных причин антикитайских митингов в Казахстане и в Кыргызстане. Более того, отсутствие доступа к проектам вызывает сомнение и тревогу среди экспертного сообщества. Во-вторых, поддержка устоявшейся «сырьевой» экономики в странах региона ставит под угрозу возможность развития более устойчивого производства в Центральной Азии. Многие эксперты в Казахстане отмечают тот факт, что экономика страны является вывозной в том числе и для Китая. В-третьих, в регионе существует высокая вероятность финансирования проектов, наносящих ущерб его экономике и экологии. В особенности тема экологии активно поднимается в Казахстане, когда речь идет о строительстве 55 китайских заводов. Также рассматривая ситуацию в Кыргызстане важно отметить, что растущий долг страны перед Китаем также является риском. Ведь существует не мало прецедентов, когда Китай забирал стратегический важные объекты у стран должников. К примеру, Шри-Ланка передала свой порт «Хамбантота» китайской стороне, Таджикистан ратифицировал протокол о демаркации своей границы или Замбия потеряла контроль над столичным международным аэропортом. Все эти риски и быстрое расширение присутствия Китая в Центральной Азии вызывает тревогу и способствует росту антикитайских настроений среди населения (Horn, Reinhart, Trebesch, 2019).
Другой причиной для негативного восприятие китайцев является вопросы трудовых взаимоотношений. Нанятые китайскими компаниями рабочие в Центральной Азии испытывают плохие условия труда, получают более низкую заработную плату чем китайские рабочие. Существует двойное восприятие участия Китая со стороны. С точки зрения межгосударственных отношений, политическое и экономическое сотрудничество между Китаем и Центральной Азией развивается хорошо и активно поддерживается правящими элитами. Однако любое расширение участия Китая в экономике страны вызывает откат и усиливает негативное восприятие Китая в общественном дискурсе (Burkhanov, Chen, 2016).
В начале 2020 года негативное восприятие Китая и китайской инициативы BRI выросло в связи с пандемией коронавируса. Многие страны на мировом уровне обвиняли Китай в распространении вируса и в спаде мировой экономики. Также мировой кризис, вызванный пандемией, оказал влияние на реализацию инициативы BRI. Были нарушены поставки, логистика перетерпела кризис из-за того, что страны уходили на локдауны в разные даты. Многие проекты в рамках инициативы ОПОП были приостановлены или задерживаются от ранее указанных сроков. Однако Китай быстро отреагировал на возникший кризис и уже принял меры по адаптации проектов инициативы под новые реалии для восстановления экономики и поддержки местного производства. Китай стал активно поддерживать страны Центральной Азии в период пандемии. Они не однократно отправляли гуманитарную помощь и высококвалифицированных специалистов для борьбы с пандемией в странах Центральной Азии. Также Китай в период активизировал проект «Шелковый путь здоровья» в рамках инициативы BRI и это дало положительный эффект. Также уже к концу 2020 года Китай быстро восстановил свою экономику и смог адоптировать многие проекты под новые реалии и сейчас продолжают активно развивать инициативу BRI поскольку для Китая данная инициатива очень важна в долгосрочной перспективе (Corneliussen, 2020; Mouritz, 2020; Olive, 2020).
Заключение
На сегодняшний день BRI для Казахстана стала одним из важных элементов для развития экономики страны. Реализация инициативы в этих странах все еще находится в активной стадии и не пришла к своему завершению. В целом китайская инициатива BRI тока набрала обороты за последние несколько лет, однако пандемия коронавируса замедлила инициативу. Но как отмечают эксперты Китай быстро восстановил свою экономику 2020 году и сейчас активно продолжает развивать инициативу BRI. В связи с этим, данная тема еще долгое время будет оставаться актуальной для Центральной Азии. В целом подводя итоги можно сказать, что на сегодняшний день в научной литературе содержатся разнообразное восприятие инициативы в зависимости с какого аспекта его рассматривать.