Политическое и идеологическое влияние государства на процесс становления кинематографа в начале XX века в России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)
Политическое и идеологическое влияние государства на процесс становления кинематографа в начале XX века в России
Кино, сейчас в повседневной жизни мы легкость можем включить любой канал и увидеть прекрасные кинофильмы разных стран, разных жанров и годов выпуска. Но так ли легко фильм может попасть на экран? Какой путь ему надо пройти прежде чем его увидят тысячи зрителей? Какую мысль он несет?
Зарождался и делал свои первые шаги кинематограф в конце XIX в. в Европе. В России кино тоже появилось на закате 19 столетия. Первые кинопоказы были иностранного происхождения. С годами кино в Российской Империи начинает проявлять интерес, как у зрителей, так и у его деятелей.
В конце XIX начале XX вв. в искусстве появляется новое направление получившее название кинематография. Первые фильмы, оказавшиеся на экранах России, были иностранными. Кинопоказы быстро стали модным развлечением, и это стало началом к быстрому развитию киноиндустрии в Российской Империи. Первые кинохроники и фильмы были исторического и литературного содержания. Русское кино начинает быстро наверстывать десятилетнее отставание от Европы.
За десять лет до Великой Российской революции Владимир Ильич Ленин высказал мысль о том, что «кино, до тех пор, пока оно находиться в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес. Но что, конечно, когда массы овладеют кино и когда оно будет в руках настоящих деятелей социалистической культуры, то оно явится одним из могущественнейших средств просвещения масс» [1, с. 8]. Революция в стране не принесла колоссальных изменений в кино, она слегка облагородила репертуар, вымела крепкой метлой всю пошлость, внесла побольше морали, и умных, светлых мыслей. Именно таких изменений требовало кино на начальном этапе его развития. Жесткой, сильной и властной руки.
Великая Российская революция, положившая начало новой эры в истории человечества, совершившая переворот во всех сферах общественной жизни, впервые открыла возможность и для планового, разумного, всестороннего использования кинематографа на благо народа [5, с. 93].
Уже, в первые годы революции, партия большевиков ставит задачи значительного расширения социальных функций кинематографа. Она рассматривает его не только как средство отдыха и развлечения, но и как орудие просвещения и коммунистического воспитания масс [5, с. 96].
Ленин стоял у колыбели советского кино. На VIII съезде РКП(б) в важнейшем партийном документе – новая программа партии, - кино было упомянуто в числе главных средств внешкольного образования [3, с.96]. Таким образом, кино в первые за всю её недолгую историю становиться объектом попечения со стороны государства.
Ленинские письменные директивы и устные указания деятелям партийной пропаганды, агитации и народного просвещения постоянно направляли развитие самого молодого из искусств [1, с. 8].
Владимир Ильич в разговоре с Луначарским говорил: «я постараюсь сделать что-нибудь для увеличения средств фотокиноотдела». Он еще раз подчеркивал необходимость установления определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными. Производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающихся советскую действительность надо начинать с хроники [3, с. 99]
Помощь партии и правительства позволила советским киноорганизациям создать на первых парах небольшую производственно-техническую базу, положившую начало развитию советской кинематографии [1, с. 19].
Первая мировая и Гражданская войны не могли не сказаться на экономической стороне Российского государства. В таких тяжелых условиях развитие нового вида искусства не могло пройти гладко. К осени 1919 года кинодело совершенно «остановилось» без пользы для государства. Многие декреты принимались наобум и не исполнялись. В начале 1920-х годов Ленин в докладе на XI съезде РКП(б) отметил: «У нас была полоса, когда декреты служили формой пропаганды. Над нами смеялись, говорили, что большевики не понимают, что их декретов не исполняют…» [4, с. 132].
На протяжении первых лет после Революции Большевики пытались создать кинематограф отвечающий требованиям партии. Не всегда их действия были правильными и эффективными. Но с помощью проб и ошибок Советской власти в конечном итоге удалось создать мощное орудие для реализации своих идей в массы.
Видный деятель советской культуры П.М. Керженцев в статье «Социальная борьба и экран» писал, что кино должно быть использовано в целях коммунистического воспитания масс, а для это, необходимо наладить выпуск разнообразных картин – художественно-игровых и хроникальных. Он так же рекомендует расширить круг фиксируемых явлений жизни и помимо традиционных съемок торжественных собраний, съездов, демонстраций показывать средствами хроники «будничную жизнь гражданин Советской республики во всех её проявлениях» [5, с. 102-103].
Использование в фильмах кинохроники на данном историческом этапе было просто необходимо. Во-первых, хроника является самым подвижным, самым оперативным методом фиксации общественных явлений. Во-вторых, кинохроника – один из наиболее действительных видов агитации – агитация фактами [5, с. 112].
Выпускались картины о революционных народных праздниках, коммунистических субботниках, о новых трудовых коммунах, домах отдыха для рабочих, открытых по инициативе Ленина, о памятниках революции и многих других явлениях советской действительности. Словом, кинохроника стремилась отразить рождение в России нового, советского быта, нового отношения к труду [2, с. 53].
Лев Троцкий говорил, что стремление развлечься, поглазеть и посмеяться есть законнейшее стремление человеческой природы. Мы можем и должны давать этой потребности удовлетворение все более высокого художественного качества и в то же время – сделать развлечение орудием коллективного воспитания, без педагогического опекунства, без назойливого направления на путь истины. Важнейшим, далеко превосходящим все другие оружием в этой области может явиться в настоящее время кинематограф [6. с, 102].
Кинематограф это лучший инструмент пропаганды. Культурной, производственной, технической, политической, санитарной и антиалкогольной – какой угодно пропагандой. Она доступна, запоминающиеся и привлекательна.
Привлекая и развлекая кино уже тем самым конкурирует с пивом и кабаком. Кинематограф соперничает не только с кабаком, но также и с церковью. И это соперничество может стать для церкви роковым, если отделение церкви от социалистического государства мы дополним соединением социалистического государства с кинематографом [6. с, 102].
У рабочего, - мы говорим о массовом беспартийном рабочем – связь с церковью держится, в большинстве случаев, на нитке привычки, преимущественно женской привычки. Веры нет или почти нет. Во всяком случае, нет никакого уважения к церковной иерархии, никакого доверия к магической силе обрядности. Церковь действует театральными приемами на зрение и слух, обоняние (ладан!), а через них на воображение. Чтобы освободить широкие массы от обрядности, от бытовой церковности, недостаточно одной лишь антирелигиозной пропаганды. И здесь опять-таки мысль естественно направляется к самому могущественному – ибо самому демократичному – орудию театральности: кинематографу. Кино развлечет, просветит, поразит воображение образом, и освободить от потребности переступать церковный порог. Кинематограф – великий конкурент не только кабака, но и церкви [6, с. 103].
Таким образом, Троцкий показал, что кино – орудие, которым стоит овладеть государству, во чтобы, то ни стало. Ведь оно поможет не только отвлечь людей от церкви и кабаков, но так же предоставит им возможность узнать, что, то новое, чего они еще не видели или не знали.
С изменением форм и методов агитации и пропаганды менялся и характер хроникальных киноагиток. После окончания гражданской войны Коммунистическая партия в своей агитационной работе переходит от старых методов – призывов и убеждений с помощью политических лозунгов – к обучению народных масс [2, с. 59].
Одним из первых просветительских фильмов был фильм режиссера и оператора Ю. Желябужского «Дети – цветы жизни» (1919). В нем затрагивался жизненно важный материал, поднималась гражданская тема забота о детях, любви к ним [7, с. 87].
Просветительная идея его основывалась на непосредственном воздействии зрительного материала, на уроках конкретных человеческих судеб. Помимо этого воспитательную роль призваны были играть кадры, показывающие по ходу действий детский и родильные дома, процедуры врачебного осмотра и кормления детей [7, с. 88].
Фильмы на медицинские темы, трактующие главным образом вопросы социальной гигиены, составили первое важное направление нового просветительского кино [3, с. 88].
Ко второму и едва ли не самому распространенному типу просветительных фильмов 1918 – 1921 годов относятся картины о внедрение новой техники и производственной пропаганды [2, с. 88 – 89].
Владимир Ильич Ленин, в показе таких фильмов, видел важное условия для подъема производительности труда и укрепления социалистической дисциплины.
Создание научно-просветительных картин, рассказывающих о новых условиях жизни, об организации социалистического производства, партия рассматривала в прямой зависимости от задачи «вовлечения широких масс трудящихся в круг производственных интересов, как данного предприятия, так и всего производства в целом» (из резолюции X съезда РКП(б), март 1921 г.) [7, с. 89].
Использование кино как оружия агитации на начальном этапе его развития было еще не до конца реализовано. Этому способствовало ряд причин. Во – первых, на экранах коммерческих кинотеатров по-прежнему присутствовали фильмы зарубежного производства. Во – вторых, кинопрокатчики ориентировались на интересы зрителя, т.е. на получение прибыли. В – третьих, создание своих киностудий требовало времени и средств, которых в начале 20-х годов XX в. у правительства просто не было. Поэтому кино оставалось еще в стадии перехода от коммерческого, к тому, что мы сегодня называем Советское кино. Но и для этого должно пройти не мало времени, и только с приходом к власти Сталина можно сказать, что кинематография получает строгий контроль и идеологическую направленность.