Статья:

Принципы государственного и муниципального управления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Артемьева С.А., Романова Н.А., Степанова Н.Ф. Принципы государственного и муниципального управления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 12(105). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/105/68462 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Принципы государственного и муниципального управления

Артемьева Сардаана Александровна
магистрант, финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Романова Наталья Александровна
магистрант, финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Степанова Ноксана Федоровна
магистрант, финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

PRINCIPLES OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNANCE

 

Sardaana Artemyeva

Undergraduate, Institute of Finance and Economics, Northeast Federal University. M.K. Ammosov, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk

Natalya Romanova

Undergraduate, Institute of Finance and Economics, Northeast Federal University. M.K. Ammosov, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk

Noksana Stepanova

Undergraduate Institute of Finance and Economics Northeast Federal University. M.K. Ammosov, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk

 

Аннотация. В статье рассмотрены принципы государственного и муниципального управления. Отмечено, что одним из основных критериев для классификации органов государственного управления выступает уровень управленческой деятельности, а уже на его основе выделяются органы управления в зависимости от их функционального назначения.

Abstract. The article discusses the principles of state and municipal government. It is noted that one of the main criteria for classifying government bodies is the level of managerial activity, and on its basis management bodies are allocated depending on their functional purpose.

 

Ключевые слова: государственная служба, государственное и муниципальное управление, принципы, государство.

Keywords: public service, professional training, state and municipal government, principles, state

 

Формируя органы государственного и муниципального управления, граждане ждут от них обеспечение услугами и товарами в соответствии со своими потребностями. Люди, живущие в определенной стране, должны почувствовать, что качество их жизни улучшается, а также эффективно работают государственные и муниципальные структуры.

Определение государственного и муниципального управления на сегодняшний день в той или иной мере представлено в работах большинства современных авторов.

Например, одним из самых распространенных является определение Я.Ю. Старцева. Система государственного и муниципального управления есть «совокупность специализированных субъектов и процедур управленческих воздействий, обеспечивающих существование социума в рамках определенной территории, организованная вокруг институционального центра, который осуществляет большую часть координирующей деятельности, распределяя управленческие функции и гарантируя их выполнение» [3].

Так же следует отметить, что данное управление должно быть направлено на обеспечение нормального функционирования и последовательного развития системы на ее слаженность.

Государственное управление осуществляется через государственные органы как единую систему осуществления государственной власти. Данная система включает в себя следующие органы: федеральные, региональные, местные.

Местные органы (органы местного самоуправления) имеют свою особенность, т.к. не относятся к органам государственной власти. При этом обладают властными полномочиями, которые не имеют государственного характера.

Система органов государственного и муниципального управления может быть представлена с помощью классификации, предложенной Г.С. Гончаренко. По характеру компетенции органов он выделяет:

 – органы общей компетенции (Правительство РФ, правительства в субъектах РФ);

– органы отраслевой компетенции (министерства, иные отраслевые исполнительные органы);

– органы межотраслевой компетенции (министерства и службы);

– органы специальной компетенции, осуществляющие различные разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности (федеральные службы).

Чепунов О.И. выделяет основные критерии классификации государственных органов, используемых в государственной практике. Он отмечает, что органы государства классифицируются по территории, на которую распространяется полномочия или территориальный масштаб компетенции [4].

Также он классифицирует органы государственной власти по их соподчиненности между собой, по порядку образования органов, по характеру и содержанию компетенции, по формам и методам осуществления функций государственного управления, по особенностям исполнения возложенных полномочий и др.

В целом можно отметить, что одним из основных критериев для классификации органов государственного управления выступает уровень управленческой деятельности, а уже на его основе выделяются органы управления в зависимости от их функционального назначения.

Органы государственного управления осуществляют деятельность, направленную на решение основных социально-экономических задач, стоящих перед государством. Осуществление этой деятельности подразумевает выполнение органами государственного и муниципального управления ряда специфических функций.

Положения законности необходимы, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе этого принципа и в рамках закона. Тем самым государство признает и гарантирует обеспечение и соблюдение законности в системе муниципального управления, речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве решений, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни.

Содержание единоначалия заключается в том, что главы звена системы управления муниципальных образований обладают правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муниципальных образований невозможна без строгого подчинения воли всех участников процесса системы муниципального управления воле одного лица — руководителя данного процесса муниципального управления.

Принцип гласности, т.е. деятельность органов государственного муниципального управления должна быть открытой, людям должна быть доступна информация о деятельности органов власти. Гласность способствует демократии управленческой деятельности, ее управляемости обществом, а также позволяет гражданам воздействовать на принятие решений, кусающихся их интересов, прав и свобод.

Требования к системе правовых гарантий защиты прав муниципальных органов управления означают, что государство устанавливает правовые нормы организации деятельности муниципальных органов управления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной деятельности органов управления муниципальных образований, создает механизм взаимоотношений муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция РФ обеспечивает судебную защиту прав муниципальных органов управления и устанавливает табу на их ограничение.

Этот принцип позволяет улучшать систему органов управления муниципальным образованием при участии граждан, поднимать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятельностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу государственной и общественной жизни, раскрывать гласность. Население участвует в обсуждении, принятии и решении государственных и общественных дел, в строении социально-экономического развития муниципальных образований. Принцип обеспечивает условия отличного изучения муниципального образования и разработки рекомендаций по управлению. Он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Для этого используются исследования не только данной, но и других разных наук, изучающих эти же явления.

Сложившаяся практика показывает, что для эффективного функционирования государства в целом и всех уровней государственного управления требуется наделение каждого уровня достаточно широкими полномочиями, что позволило бы обеспечивать выполнение всех функций государства, реализуемых через функции государственного управления.

Отметим, что важным при разграничении управленческих функций по уровням государственного и муниципального управления является конституционно закрепленный принцип единства системы органов государственной власти.

Его реализация предполагает, что самостоятельные органы государственной власти Федерации и ее субъектов выступают в качестве единой системы.

Гончаренко Г.С. выделяет также следующие принципы: принцип федерализма, законности, экономичности, принцип сочетаемости централизации и децентрализации, принцип учета особенностей управляемых объектов [3].

Представляется необходимым дополнить данный перечень принципом открытости и ясности, поскольку именно эти принципы и их соблюдение позволят повысить эффективность реализации соответствующих функций всеми органами государственного и муниципального управления.

Так же целесообразно, по мнению автора, следовать принципам стабильности, преемственности, управляемости в пределах полномочий соответствующего органа управления.

С учетом указанных принципов в процессе управления и должен происходить отбор различных механизмов управленческого воздействия по уровням управленческой деятельности.

Государственное и муниципальное управление базируется на объективных основах и принципах. Участие общественности в принятии управленческих решений, должно стать одним из принципов системы государственного и муниципального управления, относящихся к принципам, обеспечивающим развитие и совершенствование управляемой системы. За счет такой социальной технологии станет возможным переход к новому качественному уровню взаимоотношений в системе власть-общество, что будет способствовать многостороннему многоплановому и эффективному диалогу, направленному на максимально комфортные условия работы в данной сфере для всех субъектов управления. Однако, важно подчеркнуть, что такой диалог будет требовать и максимально активного поведения со стороны групп общественности.

 

Список литературы:
1. Гончаренко, Г.С. Правовые акты органов государственного управления. Учебнометодический комплекс. — Ростов-на-Дону: РЮИ РПА Минюста России, 2012.
2. Симонова, Е.В. Инновации как основа экономического развития России / Е.В. Симонова // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. — 2014. — №7. — С. 7-12.
3. Старцев, Я.Ю. Система государственного управления: политический анализ. Екатеринбург: УрАГС, 2010. — С. 31-59.
4. Чепунов, О.И. Вопросы классификации органов власти [Текст] / О.И. Чепунов //Известия Томского политехнического университета. T. 326. — 2014. — №10.