Статья:

Осуществление санитарно-карантинных, ветеринарных, фитосанитарных видов контроля при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ондар У.А., Биче-оол А.М. Осуществление санитарно-карантинных, ветеринарных, фитосанитарных видов контроля при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 12(105). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/105/68556 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Осуществление санитарно-карантинных, ветеринарных, фитосанитарных видов контроля при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза

Ондар Угулза Аясовна
студент, Тувинский государственный университет, РФ, г. Тыва
Биче-оол Айдыс Маадыр-ооловна
преподаватель, Тувинский государственный университет, РФ, г. Тыва

 

OPERATIONAL PLAN OF ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES

 

Ondar Ugulza Aiasovna

Student, Tuvan State University, Russian Federation, Tuva

Biche-ool Aidys Maadyr-oolovna

Teacher, Tuvan State University, Russian Federation, Tuva

 

Аннотация. В статье раскрывается необходимость осуществления санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Особое внимание уделено основным положениям  по обеспечению санитарно-карантинных, ветеринарных и фитосанитарных требований, а также особенностям осуществления данных видов контроля.

Abstract. the article analyzes the problems of operational planning of performance indicators of the customs authorities of the Russian Federation. Special attention is paid to the planning of the activities of the customs authorities and their final result and planned achievements of the performance indicators of the customs authorities.

 

Ключевые слова: санитарно-карантинные, ветеринарные и фитосанитарные требования; нормативно-правовые акты; санитарно-карантинный контроль, ветеринарный и фитосанитарный контроль

Keywords: planning, operational plan, control indicators of efficiency of activity of customs authorities, system of plans of activity, the analysis and control

 

В настоящее время интеграция России в мировую экономику с ее присоединением к Всемирной торговой организации предопределяет рост импорта продукции растительного происхождения или распространения карантинных товаров и объектов, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному и фитосанитарному контролю.

Данным фактом возрастает необходимость применения санитарно-карантинных, ветеринарных и фитосанитарных требований, что являются составной частью запретов и ограничений, применяемых в Евразийском экономическом союзе, и действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и (или) в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС. Нормативно-правовые акты в области обеспечения санитарно-карантинных, ветеринарных и фитосанитарных требований при  перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза отражены на рисунке 1 [7].

 

Рисунок 1. Правовые акты в области обеспечения санитарно-карантинных, ветеринарных и фитосанитарных требований (разработка автора)

 

Соблюдение санитарно-карантинных, ветеринарных и фитосанитарных мер подтверждается результатами санитарно-эпидемиологического, карантинного фитосанитарного, ветеринарно-санитарного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе, принятыми в соответствии с ним актами ЕЭК и (или) законодательством РФ (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 08.10.2019) «О мерах нетарифного регулирования») [9].

Совершение таможенных операций, связанных с проведением санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, осуществляется в таможенном органе, расположенном на границе ЕАЭС.

Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, ветеринарный и фитосанитарный контроль,  подвергают:

- санитарно-карантинному контролю транспортные средства, а также лиц по прибытии (убытии) на таможенную территорию (с территории) Союза при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- ветеринарному  контролю товары, указанные в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному (контролю) надзору, в целях обеспечения охраны таможенной территории Евразийского экономического союза от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных (в том числе общих для человека и животных), продуктов животноводства, кормов и другой подкарантинной продукции;

- фитосанитарному контролю продукцию (подкарантинные грузы, материалы и товары) с высоким фитосанитарным риском (продукция, которая в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции отнесена к продукции с высоким фитосанитарным риском) согласно  Решением Таможенного Союза от 18 июня 2010 года № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (ред. от 17.03.2017).

В соответствии с главой 45 «Формы таможенного контроля и их применение» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза  при осуществлении санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного  контроля применяются следующие формы таможенного контроля [9]:

1) документарная проверка:

- получение объяснений (ст. 323); проверка таможенных, иных документов и сведений (ст. 324); проверка таможенных, иных документов и  сведений, начатая до выпуска товаров (ст. 325);

2) осмотр товаров и транспортных средств (ст. 327);

3) таможенный досмотр (ст. 328);

4) при необходимости - другие формы таможенного контроля.

Следует подчеркнуть, что одним из основных критериев эффективности документарного контроля таможенными органами является выявление недействительных разрешительных документов, представляемых при таможенном декларировании.

 

Рисунок 2. Общий порядок документарного контроля (проверки) таможенными органами товаров, подлежащих к санитарно-карантинному, ветеринарному и фитосанитарному контролю (разработка автора)

 

Как видно из рисунка 2, на товары, подлежащие к санитарно-карантинному, ветеринарному и фитосанитарному контролю,  выдаются уполномоченными органами (Россельхознадзор, Роспотребнадзор) соответствующие разрешительные документы.

Акцентируем внимание на то, что должностные лица таможенных органов при проведении иных видов контроля руководствуются Методическими рекомендациями по осуществлению соответствующего вида контроля, доведенными письмами ФТС России, в соответствии с которыми должностные лица таможенных органов проводят документарный контроль.

Отметим, что в 2019 году доля сведений из разрешительных документов, полученных таможенными органами России в ходе совершения таможенных операций через систему межведомственного электронного взаимодействия  из баз данных федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, составила 96,4% [11].

Преобладающее количество разрешительных документов, заявленных при импорте, приходится на документы (сертификаты/декларации) о соответствии (89%), к числу которых относятся:

- товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному  и фитосанитарному контролю.

Фактический или физический контроль товаров при их перемещении через государственную границу Российской Федерации, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному и фитосанитарному контролю, осуществляется должностными лицами Россельхознадзора, в специально оборудованных и оснащенных местах: 

- в контрольных пунктах, которые определены на таможенной территории и расположены как в пределах, так и за пределами пунктов пропуска, при этом контроль в отношении товаров завершается и принимается решение о его выпуске (или запрете выпуска) в реализацию.

Примечательно, что Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2018 г. № 1491 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых различные виды государственного контроля (надзора) осуществляются должностными лицами таможенных органов»  на территории РФ проводится эксперимент по осуществлению санитарно-карантинного, фитосанитарного и ветеринарного контроля таможенными органами в полном объеме.  Нормативным актом определен перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, в которых проводится данный эксперимент. Эксперимент будет проводиться до 1 января 2022 года [8]. Успешность эксперимента свидетельствует тот факт, что реализован механизм «единого окна» для проведения соответствующего вида государственного контроля и проставления необходимых штампов, исключив при этом необходимость передачи документов контролирующим органам Россельхознадзора и Роспотребнадзора России. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что все товары, которые ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза, должны соответствовать требованиям безопасности в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу и окружающей среде.

В этой связи, осуществление санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля в системе запретов и ограничений является неотъемлемым условием для реализации результативной таможенной политики и выполнения таможенными органами России целей по обеспечению экономической безопасности страны.

 

Список литературы:
1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 08.10.2019) «О мерах нетарифного регулирования» 
2. Решение Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (с изм. от  21 мая 2019 г.).  
3. Решение Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 года № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (с изм. на 17 марта 2017 г.) 
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» (с изм. от  24.12.2019 г.) 
5. Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 501 «Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (с изм. от 31.05.2019 г.)
6. Постановление Правительства РФ от 13.08.2016 № 792 (ред. от 17.07.2019) «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» 
7. Глушак О.В. Давыдова М.В., Качанова А.С. К вопросу о сущности экономической безопасности при реализации государственной политики / Научный журнал «Экономика.Социология.Право».-2019.- №3. – С. 15-24.
8. Мейсер У.Н. Соотношение практики применения мер нетарифного регулирования // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2019. - № 10. - С. 21-23.
9. Самолаев  Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации / учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2019. - 304 с.
10. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: www.customs.ru.
11. Итоговый доклад за 2019 г. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: www.customs.ru