Статья:

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Швед А.В. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119984 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Швед Арсений Владимирович
магистрант, Калининградский филиал АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», РФ, г. Калининград

 

Аннотация. В проведенном исследовании и изучении состояния эффективности результатов налогового контроля в Российской Федерации основой выступили данные о налоговых проверках за 2018, 2019, 2020 и 2021 года. Изучение данных о налоговых проверках играет одну из первостепенных ролей в обозримом будущем, так как Россия переходит в новую стадию по цифровизации бизнеса на своих пройденных этапах развития рыночных отношений. Такие показатели, как темпы роста и прироста, в рассматриваемой динамики показателей позволили сделать оценочный вывод о состоянии эффективности налоговых проверок. По мнению автора, необходимо безостановочное развитие данного и самого важного рычага управления над российской экономикой, как налоговый контроль.

 

Ключевые слова: контроль, налоговый контроль, камеральные проверки, выездные проверки, налоговые органы, налоговая эффективность, анализ.

 

В системе налогового контроля одной из наиболее важных функций является контрольная функция государства. От её эффективности, слаженной работы всех систем и достоверном мониторинге зависит своевременное исчисление налогов в бюджет Российской Федерации.

Налоговый контроль является неотъемлемой частью финансового контроля, который можно соотнести к сформированному государством организационно-правового механизма управления.

Особенностью налогового контроля в современном обществе в эпоху развития цифровых технологий, расширенным возможностям кибер-пространства и рассмотрения применения новых компьютерных программ, в том числе с использованием искусственного интеллекта в аналитической деятельности и проверки компаний в категориях групп риска, будет совершаемый процесс по переходу налогового контроля на совершенно иной уровень, чем это было 20 лет назад. Сократятся выездные налоговые проверки, увеличится обхват теневого рынка экономики до максимального, произойдет неизбежный экономический рост всех сфер экономики, как и придет новая культура на смену старой, по перечислению обязательных налоговых платежей каждым налогоплательщиком с доли полученного дохода, дающей право на спокойную, стабильную и процветающую жизнь гражданина.  В этом и есть актуальность изучения анализа сравнения показателей, динамики ее процессов и темпов роста с внедрением компьютерных технологий.

Основным направлением осуществления налогового контроля в Российской Федерации являются налоговые проверки, которые можно разделить (на основании ст. 87 НК РФ) по двум видам: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка стала для государства наиболее широко применимой, рациональной и оптимальной. И мера ее эффективности в нагрузке всех осуществимых проверок должна быть на первоочередном уровне.

Анализ данных камеральных проверок, приведенных с официального источника ФНС РФ, представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Камеральные налоговые проверки РФ за 2018-2021гг.

Наименование показателя

2018

2019

2020

2021

2021/2018 гг.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Темп прироста, %

Количество камеральных проверок, ед

67 889 196

62 843 660

61 490 686

58 894 309

-8 994 887

86,75

 

-13,25

Дополнительно начислено платежей

(включая налоговые санкции и пени),

тыс. рублей

55 659 611

37 783 799

52 481 228

89 272 846

33 613 235

160,39

 

60,39

из них выявивших нарушения, ед.

3 531 037

2 443 920

2 383 741

2 975 430

-555 607

84,26

-15,74

Результативность проведенных камеральных налоговых проверок, (%)

5,2

3,89

3,88

5,05

 

0,15

97,12

 

-2,88

 

Как мы видим, количество камеральных проверок, проводимых с 2018 года по 2021, стремительно снижается из года в год, и в сравнении итогов 2021 года по отношению к 2018 году сократились на 8 994 887 ед., что на 13,25% ниже от проведенных проверок в 2018 году.

Согласно данным ФНС РФ, был зафиксирован спад по итогам проводимых камеральных проверок в 2019 году в части дополнительных начислений платежей (включая налоговые санкции и пени) больше, чем на треть по отношению к 2018 году. Доначисления в 2019 году сократились на 17 875 812 000 руб., то есть на 32,12% ниже, чем в прошлом году. Эффективность работы камеральных проверок и ее результативность также была снижена в 2019 году с показателя 5,2% до 3,89% за 2019 год. И такая же тенденция происходила вплоть до 2021 года, пока данные результатов проводимых камеральных проверок не вышли на свой прежний уровень к отметке 5,05% в 2021 году.  

При таком относительно невысоком ежегодном снижении количества камеральных проверок, неожиданным для всего мирового сообщества и для России стал 2020 год. В этот период произошел кризис мировой экономики и одними из его источников стали: распространяемая инфекция COVID-19, новости о падении цен на нефть во всем мире, а также ограничения объема по добычи углеводородного сырья. Однако, оценивая резкий спад результатов итогов камеральных проверок за 2019 год, можно предположить, что подобный сдвиг не в пользу ФНС РФ произошел благодаря началу действия с 1 квартала 2019 года новой декларации по НДС (Приказ ФНС России от 28.12.2018 N СА-7-3/853@). Резкий спад доначислений в бюджет в процессе работы ФНС РФ в 2019 году можно также объяснить эффективностью всей проделанной работы в направлении осуществления контрольных мероприятий, а также развитию культуры среди налогоплательщиков.

Однако, нельзя не отметить значительный успех ФНС РФ по результатам 2021 года. Сохраняя ежегодные отрицательные отклонения и спад в количестве проведенных камеральных проверок, результативность и сумма доначислений смогла значительно увеличиться по отношению к прошлым годам. Результативность проведенных камеральных налоговых проверок в 2021 увеличилась на 1,17% по отношению к 2020 году, а именно с 3,88% до 5,05% в проводимых мероприятиях по обнаружению ошибок и нарушений.

В момент, когда камеральная проверка исчерпывает себя, а предпроверочный анализ устанавливает риски в финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и уплате ею налогов, в действие вступают мероприятия с назначением выездной налоговой проверки.

На основании отчетов «2НК» ФНС РФ, публикуемых на официальном сайте, мы проводим анализ деятельности выездных налоговых проверок за 2018-2021 годы по таблице 2.

Таблица 2.

Выездные налоговые проверки РФ за 2018-2021гг.

Наименование показателя

2018

2019

2020

2021

2021/2018 гг.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Темп прироста, %

Количество выездных проверок, ед

13 738

9 077

5 914

7765

-5 973

56,52

-43,48

Дополнительно начислено платежей

(включая налоговые санкции и пени),

тыс. рублей

306 199 093

298 320 289

193 877 286

382 777 711

76 578 618

125,01

 

25,01

из них выявивших нарушения, ед.

13 444

8 705

5 651

7429

-6 015

55,26

 

-44,74

Результативность проведенных выездных налоговых проверок, (%)

97,86

95,9

95,55

95,67

 

-2,19

97,76

-2,24

 

Анализируя данные выездных налоговых проверок, мы видим, что результативность сохранила прежний уровень с прошедшим 2020-м и 2019-м годом и составляет 95,67%. Что на 2,19% меньше результатов проведенных проверок в 2018 году.

Учитывая события 2020-го года, о которых было упомянуто ранее, тенденция снижения количества выездных налоговых проверок продолжается. Однако, минимального количества была достигнута в 2020 году на фоне короновирусной эпидемии и составила 5 914 ед., что практически вдвое меньше проведенных выездных проверок в 2018 году. Именно к 2020 году соотносят значительный спад доначислений в бюджет налогов (включая налоговые санкции и пени) в ходе выездных налоговых проверок, что составило на 104 443 003 000 руб. меньше результатов полученных в 2019 году.

По урегулированию ситуации с распространением короновирусной эпидемии в стране, работа по выездным проверкам в 2021 году была возобновлена. Количество совершенных выездных проверок было на 1 851 ед. больше, чем в 2020 году. Объем доначислений в бюджет в ходе проверок составил 382 777 711 000 руб., что на 76 578 618 000 руб. больше сумм полученных в 2018 году. Связано это также с продолжительной работой предпроверочных мероприятий совершенных в 2020 году и соотнесением анализа проверок организаций в отдельные группы риска для готовящихся выездных проверок в 2021 году. Это позволило уравнять спланированные убытки 2020 года в ходе временной задержки части выездных проверок.

Ссумируя данные результативности совершаемых ежегодно ФНС РФ камеральных и выездных налоговых проверок, мы можем твердо учесть, что результативность их сохраняется на прежнем уровне, что говорит нам о налаженном рабочем процессе, об эффективности внедряемой методологии и инструкций специалистов совершаемых выездные налоговые проверки. Также, снижение количества выездных и камеральных налоговых проверок в стране с увеличением сумм доначислений и сохранившимся показателям результативности, говорит нам об эффективном интегрировании технологий в области компьютерных программ и анализа для осуществления налоговых предпроверок к готовящимся выездным налоговым проверкам и указанию об уязвимых местах в ходе проведения камеральных проверок.   

Что касается камеральных проверок, то их результативность на сегодняшний день до сих пор варьируется у отметки 5%. Эффективность данных проверок и запросов подтверждающей документации в бухгалтериях организаций от налоговых органов для подтверждения достоверности ведения финансово-хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерском учете, до сих пор оставляет желать более высоких оценок у показателя результативности. Достижение этой цели невозможно без усиления и развития такого института в стране, как налоговое администрирование, в сочетании с применением в работе новых компьютерных технологий. Технологии должны позволить совершать и обрабатывать информацию в процессе проведения налоговых проверок в тысячи раз быстрее, чем это возможно совершить налоговому инспектору, проводя выездную и камеральную проверку по тем методикам и инструкциям, которые разработаны сегодня. Этот скачок необходимо совершить в рамках развития цифровой экономики для выхода бизнеса всех отраслей с их недосягаемыми темными и ускользаемыми для достоверности отражения всех финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Усиление налогового контроля, как развитие рычага управления и информирования всех поступлений и расходов населения, должны иметь положительное отражение и в бытовой жизни граждан. Ведь нацеленная на благосостояние граждан внутренняя инфраструктура и политика в стране, также, как и социальные гарантии, смогут вернуть тот необходимый микроклимат у налогоплательщиков, в понимании и значимости налоговых отчислений, который так необходим. Именно он станет хорошим и надежным поводом быть добросовестным и уважать труд каждого человека для поддержания и развития России в целом.

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. // Российская газета.  -  2020г. - 4 июля.-  № 144(8198).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.09.2022) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 11.10.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022)
4. Гончаренко Л.И. Налоги и налогообложение: учебник [под ред.  Л. И. Гончаренко] — М.: КНОРУС, 2018 — 240 с.
5. Данные по формам статистической налоговой отчетности: Форма № 2-НК [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 18.11.2022)
6. Лыкова Л.Н. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России [Электронный ресурс] // Научно-исследовательское объединение РЭУ им. Г.В. Плеханова: сайт. – URL: http://www.rea.ru/ru/Pages/exspertixareu.aspx (дата обращения: 18.11.2022)