Статья:

Государственное регулирование проведения государственных закупок с участием аудиторских организаций

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Крикливец С.Д., Щеглов С.С., Дудин А.М. Государственное регулирование проведения государственных закупок с участием аудиторских организаций // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 13(106). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/106/68682 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственное регулирование проведения государственных закупок с участием аудиторских организаций

Крикливец Севастьян Данилович
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г Москва
Щеглов Сергей Сергеевич
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г Москва
Дудин Александр Максимович
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается Государственное регулирование проведения государственных закупок с участием аудиторских организаций элемент и обобщение проверки.

 

Ключевые слова: государственные закупки, аудитор, Государственное регулирование, организация, финансовый контроль, роль, бюджетные средства.

 

Цели государственных закупок указывают на необходимость проведения аудита процедур закупок. Государственные закупки оказывают реальное воздействие на ежедневную жизнь граждан страны. Это – инструмент, позволяющий удовлетворять общественные интересы и, в то же время, не допускать перерасхода бюджетных средств. Для того, чтобы выполнить эту задачу, процедуры аудитирирования сами должны отличаться эффективностью (определенной, как желательность, эффективность и действенность).

Инициирование аудиторских мероприятий – один из элементов государственного контроля эффективности и правильности реализации всех этапов государственных закупок. Через экспертное мнение аудитора определяются слабые места системы, ошибки, допущенные участниками процедур, и причины возникновения недочетов.

Проверка может быть направлена на проверку обоснованности действий государственных органов, унитарных учреждений, бюджетных предприятий и автономного типа организаций [4,с.21].

Аудит состоит из трех этапов: подготовка; основные проверочные мероприятия; подведение итогов.

Подготовительные процедуры представлены действиями по изучению предмета и объекта проверки, анализу их специфики. Формирование такой информационной базы необходимо для определения методики исследования и уточнения потенциальных рисков. Аудиторы в процессе подготовки к работе составляют перечень нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере закупок, список вопросов для анализа, определяют источники получения данных.

После обобщения предварительных задач и целей проверка разбивается на условные этапы. Для каждого действия устанавливается срок выполнения, назначаются ответственные аудиторы. На подготовительном этапе вся информация берется проверяющими из публичных источников:

  • сведений из единой инфосистемы в сфере закупок;
  • официальных сайтов компаний и контролирующих органов;
  • торговых площадок в интернете.

Итогом подготовительного этапа является разработка программы аудита. Следующий шаг – проведение основных аналитических работ. Их суть заключается в проверке законности действий вовлеченных в процессы закупок участников, обоснованности понесенных издержек и их эффективности. Проверке подлежит прогнозируемая результативность по расходным операциям. Аналитические выводы основываются на итогах проверки информации по всем реализованным закупкам в рассматриваемом периоде. Закупочные мероприятия для целей аудита должны быть систематизированы: по контрактам; по количественным и стоимостным признакам; с учетом количества поданных заявок и процента их отклонения.

Если закупки были произведены у единственных поставщиков, то их надо разделить на две группы: с общей ценой сделки до 100 тысяч рублей и свыше этого лимита [1,с.47-55].

Аудиторы после обобщения предоставленной им информации осуществляют проверку целесообразности затрат в рамках закупочной деятельности: определяются государственные нужды, для устранения которых была реализована закупка, сверяется соответствие трат нормируемым ограничениям и плановым показателям. При оценке обоснования аудиторы анализируют объемы поставок, оценивают качество продукции. Дополнительным элементом анализа является проверка своевременности производимых расчетов между контрагентами. На этом этапе анализируются условия контрактов, порядок их исполнения, реальность оговоренных сторонами сроков, изучаются пути минимизации бюджетных затрат. Аудиторы при проведении мониторинговых мероприятий должны корректировать получаемые результаты на фактор сезонности, продолжительности производственного цикла и необходимость обеспечения непрерывного технологического цикла по отдельным предметам сделок.

Эффективность затрат оценивается путем анализа плановой и контрактной документации. Аудиторы проверяют надежность выбираемых предприятием поставщиков, обоснованность устанавливаемых ими цен.

На этом этапе проводится сравнительная сверка условий сотрудничества с избранными и потенциальными контрагентами. При оценке результативности издержек фиксируется степень удовлетворения нужд организации в экономическом и социальном аспектах.

На заключительной стадии аудита происходит обобщение аналитической информации, ее отражение в отчете. В итоговом документе обозначаются обнаруженные проблемы и риски, нарушения. Задачей аудитора является не только поиск недостатков, но и путей их устранения. В отчетной форме должны содержаться предложения по совершенствованию деятельности в сфере закупок.

Проверяющие органы должны руководствоваться федеральными законами и внутренними регламентами. В роли аудиторов могут выступать:

Счетная палата РФ; контрольно-счетные структуры муниципального и регионального подчинения[3,с.86].

Для органов, наделенных контролирующими и счетными функциями, законодательно предусмотрена организационная автономность. Постоянно действующей структурой в области финансового мониторинга является высший орган госконтроля – Счетная палата. Ее представителям дано право, использовать широкий набор аналитических приемов, запрашивать детальную информацию от лиц, вовлеченных в проверяемые процедуры. Этот орган обладает материальной независимостью, на его деятельность не оказывает влияние состояние политической конъюнктуры.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

Дополнительно аудиторы могут оказывать консультационную поддержку руководящего персонала проверяемых учреждений

Методика аудиторской проверки строится на определении ряда абсолютных и относительных показателей. В числе количественных критериев выводится уровень потенциальной экономии средств бюджета. При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок [2,с.128-130].

Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.

Таким образом, значительная роль осуществления финансового контроля принадлежит органам государственного (муниципального) контроля.  Государственный  контроль над планированием и использованием бюджетных средств, их экономию при осуществлении закупочных процедур, а так же на консолидацию усилий контролирующих органов и общественных организаций в сфере управления и защиты выделяемых государственных финансов.

 

Список литературы:
1. Абрамов А.А., Кожухов В.Л. Аудит государственных закупок, представляемых как целенаправленный процесс // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. № 4. С. 47-55 
2. Кузьмина И.А. Аудит в сфере закупок // Московская академия экономики и права. 2016. № 6. С. 128-130
3. Рахимов Э. Х. Проблемные вопросы государственного контроля контрактной системы как детерминанты коррупции // Евразийская адвокатура. 2018. №4 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-gosudarstvennogo-kontrolya-kontraktnoy-sistemy-kak-determinanty-korruptsii (дата обращения: 26.03.2020).
4. Ефремова Е.И. Оценка аудиторского риска и существенности в аудите // Сб-к «От научных идей к стратегии бизнес-развития» ММНП конференция 2018г стр. 47-56 // ELIBRARY.RU URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32670582
5. Ефремова Е.И. Контроль и ревизия: учебное пособие // М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2014 С. 71 - 84 // ELIBRARY.RU URL https://elibrary.ru/item.asp?id=26180729