Методы управления финансовыми рисками на предприятии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(5)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(5)
Методы управления финансовыми рисками на предприятии
Статья посвящена изучению теоретических основ управления финансовыми рисками. Рассмотрены методы управления рисками, а также способы их снижения.
Экономическая активность компании во всех ее формах встречается с многочисленными рисками, которые оказывают негативное воздействие на итоги данной деятельности и степень денежной сохранности компании. Опасность таковых утрат представляют собой финансовые риски. Они оказывают суровое воздействие на все нюансы денежной деятельности компании.
В настоящее время вопросы управления финансовыми рисками находятся на стадии рассмотрения таковых научных направлений, как управление денежной устойчивостью, управлению денежной сохранностью, теории адаптивного управления, а также является нужным элементом в принятии решений во всех без исключения сферах финансового менеджмента.
Возрастание степени воздействия денежных рисков на итоги экономической работы деятельности и экономическую прочность фирмы связано со стремительной изменчивостью финансовой истории в стране и конъюнктуры денежного рынка, расширением сферы денежных отношений хозяйствующих субъектов и их «раскрепощением», появлением новых для нашей хозяйственной практики финансово-технических инструментов и рядом других факторов. Вследствие этого влияние денежных рисков на итоги домашней работы фирмы считается очень животрепещущим вопросом на современном рубеже становления. Поэтому действие финансовых рисков на итоги хозяйственной деятельности компании является очень актуальным вопросом на современном этапе развития.
В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим мощное воздействие на активность компании, относятся:
1) величина и конструкция потребностей населения (это сфера так именуемых потребительских рисков);
2) степень прибылей населения, а значит, и покупательная его дееспособность, сюда же имеют все шансы быть определены степень тарифов – ценовые опасности
3) политическая прочность (политические риски) и направление внутренней политики;
4) формирование науки и техники (научно-технические опасности), которое описывает все элементы процесса изготовления продукта (производственные опасности) и его конкурентоспособность (конкурентные опасности);
5) степень культуры, проявляющейся в повадках и нормах употребления, предпочтениях одних продуктов и отрицательном отношении к иным (культурологические опасности) на новом этапе развития.
На экономическом финансовом положении большинства компаний отрицательно сказываются и результаты общеэкономического регресса, инфляции, а им нередко сопутствует полоса слияний и внезапного появления других соперников.
Не наименее многочисленны и внутренние моменты, определяющие становление фирмы и являющиеся итогом его работы. В частности, их можно представить последующими группами: стратегия компании, базирующаяся на точном понимании принципа его деятельности; ресурсы и их внедрение; свойство и степень маркетинга. В свою очередь, они включают десятки, даже если не сотни определенных моментов, работающих на любом предприятии избирательно.
Другие внутренние причины, усиливающие вероятность роста риска: появление убытков фирмы, связанных с неудовлетворительной постановкой работы с рынком, неспособностью продукта благополучно соперничать (конкурентные риски) с другими продуктами, оказавшимися на рынке, несвоевременное обновление ассортимента (ассортиментные риски) товарной продукции; резкое поднятие уровня издержек изготовления и реализации товара (сбытовые риски), что может быть вызвано массой обстоятельств, начиная с нерациональной структуры раздутого штата управления(управленческие риски), внедрения дорогостоящих технологий, средств и предметов труда; утраты уровня культуры изготовления и культуры компании, вообще, которая подключает известный состав персонала, промышленную степень изготовления, психологическую атмосферу правящего персонала(психологические риски) и только коллектива предприятия, его убежденность в действенной работе; присутствие стимулов труда у персонала компании.
Менеджер по рискам обычно действует в соответствии с планом управления кризисной ситуацией, если она возникает. Управление кризисной ситуацией исходит из двух этапов: подготовительного и чрезвычайного.
На первом этапе определяются главные подходы в области рисков для компании, худший вариант развития ситуации и возможность его наступления. Формируется сетка оценки рисков, где в колонках по вертикали группируются вероятные опасности компании, а по горизонтали – объекты, какие подвергаются рискам. В любую клетку матрицы заносятся два показателя: ожидаемый вред и возможность пришествия действия, вызывающего этот вред. На втором рубеже разрабатывается бизнес-план управления компанией во время упадка, подключающий расспределение обязательств и ответственности между людьми, отвечающими за выход из чрезвычайной ситуации; разработку путей сокращения вреда, а также политики фирмы в отношении сотрудников, соперников, поставщиков и покупателей, органов власти и средств массовой информации. Естественно, приготовленный заблаговременно кризисный проект при пришествии чрезвычайной ситуации корректируется определенными рыночными критериями.
Эффективное финансовое управление любой коммерческой организацией основано на использовании соответствующих инструментов. Одним из их считается «леверидж». Текущая активность связана с риском, в частности производственным и финансовым, который следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется фирма. Исходя из баланса, эта черта может быть выполнена или с позиции aктива, кoтoрым обладает и распоряжается фирма, или с позиции источников средств. В первом случае появляется понятие производственного риска, во втором – финансового риска. Производственный риск в большей степени обоснован отраслевыми особенностями бизнеса, т. е. структурой активов фирмы, а еще степенью автоматизации изготовления, региональными особенностями, конъюнктурой рынка, национальными традициями. Так, производство продуктов питания, без которых не может прожить человек, является менее рискованным бизнесом по сравнению с производством модной одежды.
Финансовый риск обоснован структурой источников средств, независимо от того, куда и в какой бизнес вложены средства. Ситуация, когда фирма привлекает заемные средства, не ограничиваясь своим капиталом, полностью ясна. Всегда рентабельно существовать в долг, если этот долг обоснован и необременителен. Это позволяет контролировать наиболее большие потоки валютных средств, воплотить наиболее суровые инвестиционные проекты при условии высочайшего уровня организации производственной и финансовой деятельности, обеспечивающей эффективность применения заемных средств.
В буквальном значении, леверидж значит воздействие маленькой силы – рычага, с поддержкой которого возможно перемещать достаточно большие предметы. Финансовый риск находит отображение в соотношении личных и заемных средств как источников долговременного финансирования.
Превентивная локализация и минимизация риска включают следующие этапы:
оценку приемлемости приобретенного значения риска;
· оценку способности понижения риска или же его увеличения;
· выбор способов понижения (увеличения) рисков;
· составление разновидностей понижения (увеличения) рисков;
· оценку необходимости и выбор разновидностей понижения (увеличения) рисков.
После выбора определенного набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. В случае достаточности – осуществляется реализация проекта (принятие оставшейся части риска), в противном случае целесообразно отказаться от реализации проекта (избежать риска).