ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ГОРОДОВ БУДУЩЕГО И ЕЕ ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(324)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(324)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ГОРОДОВ БУДУЩЕГО И ЕЕ ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
Города будущего являются глобальными центрами для инвестиций и инноваций, притягивая к себе много внимания и требуя вложения больших средств в свое развитие. На сегодняшний день в России функционируют и развиваются как минимум 22 агломерации и множество городов будущего по всему миру. Одним из ярких примеров современного мегаполиса является Иннополис, расположенный в Республике Татарстан. В городе проживает 7 600 человек, а созданная особая экономическая зона привлекает инвесторов. Иннополис оборудован всем самым необходимым, включая спортивные центры, бесплатный и беспилотный транспорт, горнолыжный курорт и множество других объектов для работы и комфортной жизни. Город сейчас называют городом будущего благодаря наличию и развитию в нем доступных технологий нового поколения. В нем работают более 200 компаний в сфере информационных технологий и ценится высокая степень экологии наравне с другими инновациями. В городе оказывается поддержка стартапов, активно налаживается международное сотрудничество и проводятся различные исследования в университетах. В зарубежной практике на сегодняшний день также можно найти проект, поражающий своей идеей, а именно город-сад «Неом» в Саудовской Аравии, построенный в пустыне. Бюджет строительства составляет 500 миллиардов долларов, а его разработка продолжается до сих пор. По оценкам экспертов к 2030 году в нем будут жить около 300 тысяч человек, а сам город будет снабжен необходимой развитой инфраструктурой и по нему можно будет передвигаться всего за 20 минут, что является значительным преимуществом и делает город уникальным. Подводя итог можно выделить 3 основные макро-концепции городов будущего, находящие отклик во всех уголках мира:
1. Североамериканский подход (технологии экономии финансовых и трудовых ресурсов)
2. Западноевропейский (развитие технологий городских коммуникаций, доступности соц. благ)
3. Восточноазиатский (обеспечение устойчивости города) [4].
На сегодняшний день существует множество коммуникационных инструментов для распространения информации. Однако далеко не во всех областях на сегодняшний день удается наладить контакт с потребителем и найти верные источники коммуникации. Так, на данный момент в медиасфере нет достаточного освещения перспектив развития и текущего состояния сферы городов будущего. В инновационном городе Иннополис, находящемся в Республике Татарстан, удалось привлечь уже более 700 разработчиков вместе с их семьями, что составляет около 1,8 тысячи человек. Процесс привлечения происходил при поддержке RCI по данным из интервью с руководителем компании Маратом Абдуллиным. По его словам, IT специалистов с их родными привлекают именно условия в городе, такие как наличие активной среды, дружелюбность людей, уже живущих там, которые открыты к общению, а также развитая инфраструктура, возможность раскрывать свои таланты и развивать стартапы. Важным считается и привлечение инвесторов в город для развития и реализации различных проектов. Среди PR-мероприятий города был замечен праздник в честь дня рождения Инннополиса. Как утверждает команда Иннополиса, они без специалистов по рекламе и бюджета на нее смогли организовать ивент, на который каждый житель города, получил персональное приглашение на онлайн-трансляцию. Как итог, трансляцию смотрело 3575 человек, а мероприятие вызвало обсуждение в социальных сетях и множество отметок в интернете, что могло потенциально подтолкнуть людей узнать о городе больше. Для привлечения инвесторов, а также жителей в город также проводятся многие другие мероприятия, вебинары, демонстрирующие возможности и достигнутые результаты. Так, на примере Иннополиса можно понять, что главными точками касания с потребителем, а именно потенциальными жителями городов и инвесторами, происходит через различные PR-мероприятия и коммуникацию в интернете. Людям важно четко понимать, почему им нужно переехать или вложиться в определенный город и какие от этого его ждут выгоды. За последние 10 лет пандемия оказала сильное влияние на сферу городов будущего, что привело к появлению новых тенденций в ее развитии. Эксперты утверждают, что COVID-19 оказал значительное влияние на развитие городов будущего. Так, во время пандемии многие начали больше ценить природу и проводить на ней больше времени, что привело к появлению идеи городов, которые можно обойти за 15 минут, а также поспособствовало появлению более озелененных участков. Согласно исследованию, проведенному в 2018 году, уровень депрессий у людей, живущих вблизи зеленых насаждений, снизился на 41,5%, что побудило экспертов внедрить экологические идеи в систему агломераций для улучшения психического здоровья жителей. Ковид заставил людей оставаться дома и сформировал новую тенденцию на удаленную работу, вследствие чего в магазинах уменьшилось количество покупателей. Еще одной из идей стала реализация активных зон, в которых люди могли бы собираться не только для покупок, но и заниматься своими делами, оставаясь в каких-либо заведениях подольше. В городах будущего на данный момент начинают внедрять каворкинги, развивать инфраструктуру города и делать их более экологичными. Таким образом, в последние годы различные макроэкономические факторы оказали огромное влияние на развитие городов будущего. Ниже представлены сферы, также повлиявшие на развитие умных городов России и за рубежом:
1. Развитие технологий беспроводной связи – внедрение вышек 5G в странах Европы и Азии
2. Система «Безопасного города», охватывающая более 170 000 камер в Москве
3. Идентификация людей по ID беспроводных модулей мобильных устройств и др. [6].
За рубежом можно также найти множество проектных решений, созданных для развития сферы городов будущего. Сила ветра, энергия солнца и города в открытом море – реальные проекты городов будущего. Так, на данный в Китае создали «Чэнду Великий город», являющийся экспериментальным районом, в котором проживает 80 тысяч человек и который охватывает 1,3 кв. км. территории. Уже сейчас в нем активно развиваются экологичные технологии использования ветра и переработки отходов, а экспертами было установлено, что в «Великом городе» будет потребляться на 60% меньше углекислого газа, чем в обычных населенных пунктах. Не мало важным ярким примером зарубежной практики можно назвать город, напечатанный на 3D-принтере в Бразилии. Аэквория сможет вместить в себя 20 тыс. человек, а основной задачей для жителей будет изучение океана. Существует также множество других проектов, связанных с изучением подводной среды, такие как Океанская спираль в Японии и Плавучий остров во Франции, так как данная сфера может стать путем к нахождению ответов на вопросы, связанные с изучением мирового океана. По данным National Geographic к 2050 году 6,7 миллиардов человек будут проживать в городах, именно поэтому на сегодняшний день многие страны мира продолжают активно развивать технологии и совершенствовать условия проживания [3]. В настоящее время технологии в российских городах развиваются и выходят на новый уровень, роботы внедряются в промышленность, а искусственный интеллект интегрируется в городскую инфраструктуру. Санкт-Петербург и Москва входят в топ-10 регионов по уровню роботизации и являются одними из лучших по уровню жизни в стране. С начала 2024 года ИИ уже смог выявить более 6 тысяч нарушений правил уличной торговли и прав потребителей, что говорит о том, что в будущем будет возможно и дальше развивать данную сферу в городах России. Яркими примерами успешной отечественной практики являются СберБанк, разработавший собственную систему ERP, система безопасности для движения трамваев в Санкт-Петербурге, которая повышает безопасность на дороге на 20-25%. Стоит отметить, что в 2023 году Москва стала первой в списке крупнейших городов по индексу цифровизации городского хозяйства «IQ городов», учитывая достижения в сферах здравоохранения, транспорта и других отраслях. Столица также заняло первое место в рейтинге по качеству жизни по данным Агентства стратегических инициатив, основываясь на 141 показателе, что говорит о хорошем состоянии города и делает его одним из развивающихся агломераций. Развитие умных городов происходит сейчас и будет продолжать активно развиваться. В ключевых указах Президента РФ, утвержденных в 2024 году, наблюдаются тренды внедрения различных инновационных технологий в развитие умных городов и цифровизация городского управления существующих населенных пунктов. В дальнейшем можно рассмотреть перспективные проекты развития новых агломераций и мастер-планов России [4]. Эксперты считают, что с появлением городов, деревень и агломераций будущего наша жизнь сильно поменяется. По мнению экспертов, идеальный город будущего должен создавать замкнутую экосистему, обеспечивающую ресурсы, а также принципы устойчивого развития и создавать условия для комфортного проживания граждан. В основном, в таких городах делают упор на экологию, уменьшая количество выбрасываемых отходов, на стремлении к нулевому выбросу CO2 и потреблении солнечной энергии. Так, в жизни каждого человека будет доступный транспорт, развитая инфраструктура и другие блага в свободном доступе, что приведет к появлению нового фокуса внимания, а именно здоровье и образование, а проживая в экологичном городе со свежим воздухом и здоровой пищей людям будет проще удовлетворять данные потребности. Многие города уже сейчас стараются решить проблему выброса вредных веществ в атмосферу от автомобилей, однако в будущем планируется найти замену источникам энергии и внедрить удобный и экологичный транспорт в жизнь каждого человека, такой как велосипеды или же электромобили. В разных странах мира уже планируют строительство новых проектов, направленных на создание своей экосистемы и развитие технологий будущего, как например Woven City в Японии с домами, сделанными полностью из дерева, в которые планируют заселить 2000 сотрудников компании Toyota, Acon City в Сенегале, строительство которого планируют закончить к 2025 году и The Line, в котором к 2030-му году смогут жить 3 миллиона человек. Все города стремятся к одному – созданию экологичной среды с развитыми технологиями, чтобы все жители смогли наслаждаться благами, иметь множество возможностей для реализации своих талантов и совершенствования себя [8]. Главное в городе будущего – его жители: заявил Павлем Мурзакаев, руководитель по работе со стратегическими проектными институтами компании Schneider Electric. Образ жизни будущих потребителей преимуществ смарт-городов будет отличаться от образа жизни тех, кто живет в современных мегаполисах сегодня. Эксперты считают, что жители готовы участвовать в развитии инфраструктуры города, реализовывать свои идеи и создавать сообщества для улучшения окружающей среды. В связи с тем, что города становятся более экологичными и ближе к природе люди будут нуждаться в свежем воздухе и технологиях по отслеживанию качества воздуха и температуры. Наиболее важным по результатам исследования RRG люди считают наличие закрытого благоустроенного двора (83%), а еще 80% считают нужным наличие спортивных и образовательных организаций, зон каворкинга и общепита. Важно отметить, что с появлением новых поколений, не стоит забывать и о новых предпочтениях, как например то, что поколение Z готово снимать жилье в аренду, нежели проживать в своем собственном доме. В будущем одним из еще одних важных аспектов будет являться автоматизация коммуникаций, что приведет к тому, что 67% общения будет происходить через цифровые устройства, а многие будут иметь цифровых помощников у себя дома для решения бытовых задач. Уже 80% людей считают, что к 2030 году доставка будет осуществляться с помощью беспилотников или дронов. Стоит отметить, что для потребителей будет важна способность быстро адаптироваться к новым технологиям и повысить конфиденциальность данных. Исходя из вышеперечисленного, потребитель города будущего будет особо внимателен к таким деталям как экология и доступность, а также будет ценить свой комфорт и личную жизнь, для него будет важно, чтобы жизнь в городе закрывала не только первичные потребности, но и питала интерес к знаниям и имела много возможностей для досуга и саморазвития [6]. Для большего освещения сферы развития городов будущего необходимо продолжать развивать событийный маркетинг, а именно проводить различные мероприятия для привлечения жителей и инвесторов, что заставит их задуматься о своем вкладе в развитие данной индустрии. Помимо этого, важно активно продвигать медиа контент, такой как создание блогов и подкастов с обсуждением перспектив развития городов и их текущего состояния. Кроме того, методом продвижения может послужить сотрудничество с властями определенных городов, с целью внедрить элементы умных технологий в уже существующие и тем самым показать необходимость развития данной сферы и почему стоит в нее вкладываться. Таким образом, проанализировав текущее состояние сферы городов будущего, перспективы ее развития, зарубежную и отечественную практику, а также потребителей можно сделать вывод о том, что теме умных городов и агломерация уделяется недостаточно внимания в обществе. Основная информация сосредоточена на описании реализуемых проектов, однако этого недостаточно для того, чтобы потребители полностью понимали, что из себя представляет данная область.
