Статья:

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Васильева А.С. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 9(276). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/276/145478 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Васильева Анна Сергеевна
студент Поволжского государственного университета сервиса, РФ, г. Тольятти
Парамонова Лариса Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, Поволжский государственный университет сервиса, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. Создание учетной политики организации – это трудоемкий и сложный процесс, который должен учитывать альтернативность способов ведения учета, определенных законодательством и нормативными актами. Эффективность управления деятельностью организации во многом определяется тем, насколько правильно сформирована ее учетная политика. Вопросы, касающиеся проблем формирования учетной политики по оплате труда, требуют глубокого исследования, поскольку их решение в свою очередь окажет положительное влияние на работу организации.

 

Ключевые слова: оплата труда, учетная политика, бухгалтерский учет.

 

Основным документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении хозяйственных операций, является учетная политика. Главное назначение учетной политики документально закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета. От грамотного подхода к разработке учетной политики во многом зависит ее эффективность в конкурентной борьбе и непрерывность деятельности организации.

Учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Необходимость формирования учетной политики определяется тем, что по каждому конкретному направлению ведения бухгалтерского учета необходимо сделать выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, и обосновать его. Когда законодательство и нормативные акты не содержат регламентации отражения в бухгалтерском учете тех или иных операций и действий, тогда необходима самостоятельная разработка способов ведения бухгалтерского учета. В том случае, когда организация не может сформировать достоверную информацию об объектах исходя из установленных правил бухгалтерского учета, это должно быть отражено в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 (редакция от 12.12.2023). 

Выбор конкретного варианта учета должен быть определен в соответствии с его выгодой для деятельности организации, учитывая при этом объем учетной работы.

Вновь созданная организация должна сформировать учетную политику и оформить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица (т.е. со дня государственной регистрации). Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 каждая организация самостоятельно формирует учетную политику, руководствуясь законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами, а так же, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. То есть на выбор способов ведения бухгалтерского учета влияет отраслевая принадлежность и вид деятельности, наличие филиалов и структурных подразделений, объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации, наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.

Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.

В процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета целесообразно выделить два основных раздела:

- организационно-технический раздел (включает приемы и методы организации работы бухгалтерской службы, направленные на успешное выполнение поставленных задач);

- методологический раздел (включает методы учета, влияющие на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации и оценку ее финансового состояния)

Технический раздел учетной политики по оплате труда должен предусмотреть следующие составляющие: рабочий план счетов по оплате труда; формы первичных документов по расчетам по оплате труда; учетные регистры; схемы документооборота по оплате труда; технологию обработки учетной информации; состав, порядок и сроки представления внутренней отчетности; порядок проведения инвентаризации обязательств по оплате труда. Следует отметить, что приведенные элементы организационно-технического и методического разделов учетной политики не являются исчерпывающими. Организации вправе расширять их, дополняя другими подразделами.

При формировании учетной политики организация должна исходить из основополагающих принципов и правил, обязательных для выполнения всеми организациями. Такие принципы и правила названы «требованиями» и «допущениями». В зависимости от целей их применения при формировании учетной политики, они могут быть разделены на группы.

Принципы и правила - это не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета в организации, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса.

Чтобы избежать проблем при формировании учетной политики по оплате труда, следует проанализировать организационно-технический и методологический раздел по оплате труда. Рассмотреть их составляющие и в дальнейшем включить их в учетную политику или в приложения к ней.

Организационно-технический раздел по оплате труда:

1. Форма первичной документации

Форма первичной документации утверждается руководителем компании по представлению лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета. Документация может составляться в бумажном или электронном виде. Применение унифицированных и произвольных форм документов. В частности, произвольные формы разрабатываются по учету выработки при использовании сдельной оплаты труда, при формировании резерва на оплату отпусков и другие.

2. Определение формы оплаты труда (тарифных ставок (окладов), сдельных расценок, мотивационных выплат и т.п.)

Порядок определения формы оплаты труда может устанавливать работодатель на основании коллективного договора, иного локального нормативного правового акта, принятых в порядке, установленном законодательством, трудового договора.

3. Штатное расписание  

В штатное расписание вносят такие сведения: наименование структурного подразделения, перечень должностей, количество штатных единиц, размер (суммы) должностных окладов и надбавок, месячный фонд оплаты труда.

4. Премирование сотрудников

Премирование производится по заранее определенным показателям. Размер премии должен быть связан с теми экономическими выгодами, которые принес организации работник. Начисление и выплата премий производятся на основании приказа руководителя организации.

5. Надбавка за сверхурочную работу

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере и другие.

Методологический раздел:

1. Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На нем отражают операции, связанные с образованием и погашением кредиторской задолженности компании по оплате труда перед персоналом. По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражают операции по начислению заработной платы за счет всех источников в корреспонденции со счетами, на которых эти источники учитываются

2. Формирование резервов на оплату труда 

При принятие решения о равномерном учете предстоящих расходов на оплату труда работников, нужно отразить в учетной политике для принятый способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв. Формирование резервов на оплату труда учитывается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов»

3. Удержания из заработной платы

Удержания отражают по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а корреспондирующий счет зависит от вида удержания: НДФЛ: счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»; по исполнительным документам (например, алименты): счет 76 «Расчеты с прочими дебиторам и кредиторами»; недостачи: счет 73 «Удержание недостачи из заработной платы работника».

4. Начисление страховых взносов

Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала используется счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

5. Выплата аванса и заработной платы

Аванс, а также начисленную зарплату за минусом НДФЛ, алиментов и прочих удержаний выдают на руки работнику. Если сотрудник получает деньги в кассе, составляется проводка по кредиту счета 50 «Касса». Если деньги переводят с расчетного счета организации на карточку сотрудника, составляется проводка по кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях: 1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами; 2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета; 3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Инструментом обеспечения формирования учетной политики должна стать автоматизированная система, позволяющая снизить трудоемкость и сложность процесса формирования учетной политики. Законодательством предусмотрена в некоторых случаях возможность предоставления организации выбора способа осуществления учета из числа способов, приведенных в конкретном нормативном акте, или же обязывает самостоятельно разработать метод ведения учета. На сегодняшний день существует ряд проблем, касающихся учетной политики. Одним из вопросов является автоматизация формирования учетной политики с учетом возможности выбора из множества ее элементов. Автоматизация данного процесса позволила бы упростить процедуру формирования учетной политики, снизить ее трудоемкость, а также сократить количество допущенных ошибок при создании учетной политики. Применение автоматизированной программы минимизирует сложность процесса формирования учетной политики, так как оно направлено на автоматизацию наиболее рутинной и сложной части данного процесса.

 

Список литературы:
1. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 07.02.2020) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" 
2. Богаченко В. М. Основы бухгалтерского учета. Учебник. — М.: Феникс, 2021. — 188 
3. Керимов В.Э. Теория бухгалтерского учета. Учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. — М.: Дашков и К, 2020. — 582 c.
4. Сотникова Л. В. Бухгалтерский учет и отчетность. (Бакалавриат, Специалитет). Учебное пособие. — М.: КноРус, 2021.
5. Акатьева М.Д. Современные тенденции в формировании учетной политики организации // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2021. № 5. С. 17—21.