Образование как «мягкая сила» Японии в Казахстане
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)
Образование как «мягкая сила» Японии в Казахстане
На сегодняшний день, «мягкая сила» является инструментом во внешней политике многих стран. Известно, что теория «мягкой силы» принадлежит американскому политологу, профессору Гарвардского Университета –Джозефу Наю. Согласно его теории «Мягкая сила» это ни что иное, как – это ресурс внешней политики. Такие инструменты, как культурная дипломатия или специализированные экономические инвестиции, используются для повышения позиции страны в мировых делах путем позитивного формирования ее имиджа [2]. Исследование теоретических и прикладных аспектов использования «мягкой силы» необходимо для того, чтобы спрогнозировать действия страны во внешней политике и оценить ее влияние на другие страны, а также, чтобы обнаружить механизмы, которые успешно позволяют использовать «мягкую силу».
В этой системе, Япония, как и любая другая страна, стремиться использовать политику «мягкой силы» в своих интересах. За последние два десятилетия Япония, бесспорно, меняет характер своей внешней политики, который не схож с концепцией Ная. Истиной этого утверждения проявляется в том, что нация смещается в сторону использования «мягкой силы». И одной из проявлений такой силы, является ее применение в области образования.
Концепция высшего образования Японии уникальна, так как считается наиболее последовательной и консервативной, по сравнению с другими странами. Япония, является мировым лидером в области экспорта высшего образования, куда стремятся поступить абитуриенты из разных стран с целью овладения более востребованными специальностями. Главные конкурентные преимущества японских вузов заключаются, в предоставлении востребованных на рынке труда направлений образования и во внедрении самых современных образовательных технологий. Так как Япония, используя все достоинства мирового образования, она является лидером не только Болонского процесса, но и мирового образования в целом. Рассмотрим применение «мягкой силы» Японии на примере Казахстана.
Для обучения в Японских вузах, правительство Японии, ежегодно предоставляет места, гранты, в своих университетах студентам по всему миру. Monbukagakusho MEXT-это стипендия от Министерства Образования, Культуры, Спорта, Науки и Техники Японии. MEXT-был основан в 1954 году. Программа, с помощью которой, можно отправится на учебу в Японию, где предоставляется перелет, питание, проживание, стипендия за счет правительства Японии. Она осуществляет свою деятельность через экзамены, которая проводится раз в году. На сегодняшний день, около 70 000 студентов из 160 стран мира, смогли поучаствовать в данной программе[1]. На данный момент, Казахстану предоставлены всего 3 программы. Это студент-исследователь, студент-бакалавр и студент изучающий японский язык в университете. По программе студент изучающий японский язык в университете, 5 университетов в Казахстане, имеют контракты, договора академической мобильности, по которым студенты, могут направится на обучение в Японию, одной из которых является Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби.
Также, в рамках Программы официального содействия развитию (JODA), оказываемого Правительством Японии в Казахстане, была создана организация под названием: Казахстанско-Японский Центр Развития Человеческих ресурсов (KJC) в 2000 году в Университете им. Т. Рыскулова. Несмотря на расторжение соглашения между JICA и KJC в 2012 году и его перераспределение в Университет Нархоз, KJC продолжает свою миссию по продвижению японской культуры, преподаванию японского языка и развитию человеческих ресурсов через программы бизнес-образования, при поддержке Japan Foundationp[1]. Миссией организации является продвижение японской культуры и традиций и обмен опытом с Японией в области управления и бизнеса. В настоящее время при поддержке Japan Foundation, центр ежегодно обеспечивает около 200 человек разных возрастов обучению японскому языку под руководством квалифицированных преподавателей. Явный признак растущего интереса к японскому языку и культуре в стране, тысячи казахстанцев собираются на фестиваль цветения сакуры, фестиваль Танабата и другие культурные мероприятия, проводимые в KJC при посольстве Японии. Эти мероприятия знакомят участников с различными японскими культурными традициями посредством мастер-классов по прикладному искусству и ремеслам, таких как оригами, кирие, каллиграфия и фурошики.
Сотрудничество Казахстана с Японией в образовании, имеют свои плюсы, которые позволят устранить недостатки в образовательной системе. Казахстану следует сосредоточить внимание на следующих областях для подготовки обучающихся из всех слоев общества, чтобы сделать их частью высококвалифицированной рабочей силы, способной конкурировать в мировом экономическом сообществе:
- Построить сильную систему обеспечения качества, которая придает особое значение высококачественным навыкам, критически важным для достижения успеха на рынке труда и социального благополучия, а также качества результатов высшего образования (квалификации студентов и преподавательского состава) и процессов (методов обучения).
- Применить государственный подход к международному высшему образованию.
- Увеличить государственные инвестиции в высшее образование и следить за тем, чтобы механизмы распределения средств «отвечали» на фундаментальные недостатки в системе.
- Укрепить и повысить прозрачность управления во всех высших учебных заведениях, отчетливо формулируя цели государственных и частных университетов.
Благодаря данным программам, на примере Казахстана можно понять, что Япония успешно использует и распространяет «мягкую силу» через культурные аспекты, создавая привлекательный имидж страны, в которую входят не только традиции, ценности, язык, но и образование. Так как образование, мировой рейтинг университетов, учебных центров, является одним из факторов уровня страны на международной арене.