Роль органов государственного финансового контроля в реализации антикоррупционной стратегии государства
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)
Роль органов государственного финансового контроля в реализации антикоррупционной стратегии государства
THE ROLE OF STATE FINANCIAL CONTROL BODIES IN THE IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION STRATEGY OF THE STATE
Arina Rakitenko
Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Russia, Moscow
Ekaterina Petrenko
Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье раскрыта роль органов государственного финансового контроля в реализации антикоррупционной стратегии государства. Определены основные направления работы Федеральной службы по финансовому мониторингу в аспекте антикоррупционной политики.
Abstract. This article discloses the role of state financial control bodies in the implementation of the state anti-corruption strategy. The main areas of work of the Federal Service for Financial Monitoring in the aspect of anti-corruption policy.
Ключевые слова: антикоррупционная стратегия, коррупция, государственный финансовый контроль, органы государственного финансового контроля.
Keywords: anti-corruption strategy, corruption, state financial control, state financial control bodies.
На сегодняшний день актуальным становится вопрос об усилении антикоррупционных мероприятий в РФ. Важную роль в реализации антикоррупционной стратегии государства отводится органам государственного финансового контроля.
Главным органом финансового контроля является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Основными полномочиями в реализации антикоррупционной стратегии государства являются [1]:
Рисунок 1. Полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу в реализации антикоррупционной стратегии государства
Таким образом, роль Федеральной службы по финансовому мониторингу в реализации антикоррупционной стратегии государства существенна. Главным инструментом в данном аспекте является финансовый мониторинг доходов объектов антикоррупционной политики. Объектами антикоррупционной стратегии государства являются [4, c. 27]:
Рисунок 2. Объекты антикоррупционной стратегии государства
Итак, финансовый мониторинг, осуществляемый органами финансового контроля, анализирует запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; выявляет неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, и другие, предусмотренные правилами внутреннего контроля агента финансового мониторинга [3, c. 61].
Также направлением деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу является сопоставительный анализ доходов и расходов государственных и муниципальных служащих. Такой анализ проводится на основе состояния банковских счетов государственных и муниципальных служащих, а также их ближайших родственников (жена, муж, дети), имущества. В случае выявления у государственного или муниципального служащего имущества, не соизмеримое с его доходом или доходом его супруги или мужа, будет назначена проверка [5].
Также можно выделить следующие основные проблемы и пути их решения для органов финансового контроля в эффективной реализации антикоррупционной стратегии государства:
- слабое техническое оснащение органов финансового контроля. В данном аспекте необходимо обеспечить органы финансового контроля более совершенствованной техникой, способной в режиме реального времени анализировать банковские счета объектов антикоррупционной политики и сопоставлять с фактическим уровнем их доходов.
- наличие слабой системы взаимодействия органов финансового контроля с другими органами для обеспечения эффективной антикоррупционной стратегии государства. Стоит отметить, что необходимо улучшить данное взаимодействие на организационном и правовом уровне.
- отсутствие финансового мониторинга родственников государственных и муниципальных служащих. За частую (на основе правоприменительной и судебной практики) оформление «нелегального» имущества (роскошные квартиры, коттеджи, автомобили, которые не сопоставимы с уровнем дохода государственного и муниципального служащего) приходится на дальних родственников. На наш взгляд, необходимо устанавливать контроль появления такого имущества и сравнения с их уровнем дохода.
- отсутствие анализа недвижимости, в которой проживают государственной или муниципальный служащий и его родственники, а также движимого имущества (транспортные средства). На основе правоприменительной и судебной практики, можно отметить, что проживание в роскошных коттеджах, квартирах (не сопоставимых с уровнем дохода государственного и муниципального служащего) также говорит о коррупционной направленности получения данного вида имущества. На наш взгляд, необходимо проводить состояние имущества государственных и муниципальных служащих, путем создания специального отдела и базы данных, который будет заниматься данным вопросом.
Таким образом, роль Федеральной службы по финансовому мониторингу в реализации антикоррупционной стратегии государства существенна. Было установлено, что главным инструментом в данном аспекте является финансовый мониторинг доходов и расходов объектов антикоррупционной политики.