ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(341)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(341)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
Аннотация. В статье рассматривается цифровизация как ключевой приоритет развития государственного и муниципального финансового контроля. Анализируется переход от традиционной модели контроля, основанной на выборочных проверках, к проактивной, интегрированной в бюджетный процесс. Выявляются ключевые возможности цифровой трансформации: создание единых цифровых платформ, использование Big Data и искусственного интеллекта для анализа рисков и роботизация рутинных операций. Параллельно исследуются сопутствующие риски, включая киберугрозы, проблемы качества данных и правовые вызовы. Делается вывод о необходимости сбалансированного подхода, сочетающего технологические инновации с развитием человеческого капитала и совершенствованием нормативной базы.
Ключевые слова: цифровизация, государственный финансовый контроль, муниципальный финансовый контроль, большие данные, искусственный интеллект, предиктивная аналитика, блокчейн, роботизация, кибербезопасность, проактивный контроль, электронный бюджет.
Введение
В эпоху «цифрового шторма», трансформирующего все сферы общественной жизни, система государственного и муниципального финансового контроля не может оставаться в стороне. Так, в соответствии с Указом Президента от 21.07.2020 № 474, одной из национальных целей развития РФ является цифровая трансформация [3]. Традиционные методы контроля, основанные на выборочной проверке бумажных документов, все чаще демонстрируют свою неэффективность перед лицом масштабов, сложности и скорости современных финансовых потоков. Цифровизация становится не просто трендом, а стратегическим императивом, ключевым приоритетом развития, от которого зависит будущая способность государства обеспечивать прозрачность, законность и целевой характер расходования бюджетных средств. Этот переход открывает беспрецедентные возможности, но одновременно порождает новые, зачастую системные риски. Данная статья исследует обе стороны этой медали, анализируя потенциал и вызовы цифровой трансформации финансового контроля.
Классическая модель финансового контроля работает по схеме «совершено нарушение – выявлено – приняты меры». Такой подход имеет фундаментальные недостатки:
- Запаздывание. Нарушение обнаруживается спустя месяцы, а иногда и годы, после его совершения. Восстановить нарушенные права и возместить ущерб к этому моменту бывает крайне сложно или невозможно.
- Выборочность. В условиях ограниченности ресурсов контролирующие органы физически не могут проверить все операции. Это создает «серые зоны» и искушение для злоупотреблений.
- Высокая трудоемкость. Ручной сбор и анализ данных отнимает большую часть времени и сил контролеров (аудиторов), снижая глубину и качество аналитической работы.
Цифровизация позволяет осуществить переход к проактивной модели контроля, интегрированной в сам процесс исполнения бюджета. Вместо того чтобы изучать последствия, система начинает отслеживать операции в режиме, близком к реальному времени, предупреждая о потенциальных нарушениях до их фактического совершения. Это кардинально меняет саму философию контроля.
Внедрение цифровых технологий открывает для органов финансового контроля широкий спектр новых возможностей.
1. Создание Единой цифровой платформы финансового контроля.
Речь идет о создании централизованной информационной системы, агрегирующей данные из всех ключевых источников [6]:
- Электронные бюджетные платформы (например, «Электронный бюджет» в России).
- Системы казначейского сопровождения и кассового обслуживания.
- Порталы государственных закупок (законодательство о контрактной системе).
- Регистры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Налоговые и таможенные базы данных.
- Системы межведомственного электронного документооборота.
Интеграция этих разрозненных «островков данных» в единое информационное пространство позволяет контролеру видеть полную картину финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, не выходя из кабинета.
2. Внедрение технологий Big Data и анализа больших данных.
Объем финансовой информации колоссален. Человеческий мозг не способен обрабатывать миллионы транзакций в поисках аномалий. Алгоритмы анализа больших данных позволяют [8]:
- Выявлять скрытые связи и аномалии. Например, находить аффилированных поставщиков, участвующих в закупках у одного и того же заказчика, или выявлять необоснованное завышение цен по сравнению со среднерыночными.
- Строить поведенческие модели. Система может обучаться на исторических данных о выявленных нарушениях и формировать «цифровые профили риска» для заказчиков, поставщиков и отдельных операций.
- Проводить сплошной, а не выборочный анализ. Технология позволяет автоматически проверять 100% совершаемых операций, фокусируя внимание человека только на наиболее рискованных.
3. Использование технологий распределенных реестров (Blockchain).
Неизменяемость и прозрачность. Каждая бюджетная операция, записанная в блокчейн, становится защищенной от несанкционированного изменения. Это создает абсолютно достоверный и прозрачный аудиторский след для любой транзакции.
- Повышение доверия. Граждане и бизнес могут получать доступ к обезличенным данным о движении бюджетных средств, что кардинально повышает уровень публичной подотчетности.
4. Роботизация рутинных операций (RPA).
Программные роботы могут взять на себя массу рутинных задач:
- Автоматический сбор и первичная сверка данных.
- Формирование стандартных запросов и уведомлений.
- Проверка формальных признаков документов на соответствие законодательству.
- Подготовка шаблонных частей актов и заключений.
Нынешние проекты по цифровизации контрольных органов.
Проект Федерального казначейства РФ - «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений» с периодом 2022 - 2027 гг. направлен на цифровизацию учета. Основными задачами проекта являются создание иной электронной системы формирования данных и отчетности государственных финансов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также повышение прозрачности и обоснованности бюджетных ассигнований [1]. Суть - единая централизованная информационная система, которая связывает все стадии бюджетного процесса: от планирования и закупок до исполнения и контроля.
Цифровые проекты Счетной палаты РФ - в 2022 году была запущена в эксплуатацию цифровая платформа «Цифровой инспектор», который позволяет осуществлять сбор, обработку, обеспечение качества и хранение данных из ряда внутренних информационных систем Счетной палаты и большого перечня внешних источников (в том числе государственных реестров) в едином хранилище данных [2]. В 2024 году в Счетной палате России начался процесс масштабной цифровизации, которая в числе прочего предполагает применение искусственного интеллекта.
Риски и вызовы цифровой трансформации: Обратная сторона медали.
Несмотря на очевидные преимущества, путь цифровизации сопряжен с серьезными рисками, игнорирование которых может свести на нет все потенциальные выгоды.
1. Технологические риски.
- Киберугрозы. Централизованная цифровая платформа становится лакомой целью для хакерских атак. Взлом системы может привести к хищению данных, фальсификации информации, парализации контрольной деятельности.
- Технологическая зависимость. Сбои в работе программного обеспечения, серверов или каналов связи могут полностью остановить процесс контроля и исполнения бюджета.
2. Риски, связанные с данными.
- «Мусор на входе – мусор на выходе» (Garbage In, Garbage Out). Эффективность систем Big Data и AI напрямую зависит от качества и достоверности исходных данных. Если в базах накоплены неполные, устаревшие или ошибочные сведения, то и выводы алгоритмов будут неверными.
- «Цифровой след» и ошибки. Любая ошибка, внесенная в систему, получает мгновенное распространение и может иметь далеко идущие последствия для объекта контроля. Исправить ее может быть сложно.
- Проблема «цифрового разрыва». Не все государственные и муниципальные учреждения, особенно в удаленных регионах, имеют достаточную техническую инфраструктуру и квалифицированных специалистов для работы в единой цифровой среде.
3. Правовые и этические риски.
- Правовая неопределенность. Действующее законодательство часто не поспевает за технологиями. Не урегулирован статус электронных документов, подписанных AI, юридическая сила выводов, сделанных алгоритмом, вопросы ответственности за ошибки AI.
- Угрозы конфиденциальности. Сбор и агрегация огромных массивов данных создают риски нарушения коммерческой тайны и персональных данных граждан. Необходим тонкий баланс между прозрачностью и защитой приватности.
- Риск «цифрового тотального контроля». Система, способная отслеживать каждую операцию в реальном времени, может превратиться в инструмент чрезмерного администрирования и давления на добросовестных участников бюджетного процесса.
Заключение: Стратегия сбалансированного подхода.
Цифровизация государственного и муниципального финансового контроля – это не техническое обновление, а глубинная трансформация, меняющая его философию, методы и организацию. Она открывает путь к созданию принципиально новой системы – эффективной, прозрачной и профилактической.
Однако этот путь требует взвешенного и последовательного подхода. Для успешной цифровой трансформации необходимо:
- Разработать четкую государственную стратегию, определяющую цели, этапы, стандарты и ответственных.
- Обеспечить поэтапное внедрение, начиная с пилотных проектов в отдельных сферах или регионах.
- Инвестировать не только в технологии, но и в людей: запустить масштабные программы переподготовки и повышения квалификации контролеров.
- Создать надежную систему кибербезопасности и резервного копирования данных.
- Сформировать адекватную правовую базу, которая будет регулировать использование цифровых технологий в контроле, защищая права всех участников процесса.
- Сохранять человеческий контроль над ключевыми решениями, используя AI как мощный инструмент поддержки принятия решений, а не как их замену.
