Статья:

Актуальные проблемы выявления и расследования налоговых преступлений

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гафаров Э.И. Актуальные проблемы выявления и расследования налоговых преступлений // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69222 (дата обращения: 14.05.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы выявления и расследования налоговых преступлений

Гафаров Эльдар Ильмирович
студент, Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

ACTUAL PROBLEMS OF THE IDENTIFICATION AND INVESTIGATION OF TAX CRIMES

 

Eldar Gafarov

Student, Ural Institute of Management - RANEPA branch, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы выявления и расследования правоохранительными органами Российской Федерации налоговых преступлений, проводится анализ взаимодействия контролирующих органов при проверках налоговых правонарушений, а также выдвигаются предложения для их решения с целью повышения эффективности раскрытия преступления по уклонению от уплаты налогов и повышения возмещения принесенного ущерба бюджету Российской Федерации.

Abstract. The article discusses the current problems of the identification and investigation of tax crimes by law enforcement bodies of the Russian Federation, analyzes their interaction during tax offenses inspections, and proposes solutions to them in order to increase the efficiency of solving crimes of tax evasion and increase the compensation for damage to the budget of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: налоговые преступления, Следственный Комитет Российской Федерации, налоговая проверка, Федеральная налоговая служба, органы внутренних дел, налоговые правонарушения, МВД России.

Keywords: tax crimes, Investigative Committee of the Russian Federation, tax audit, Federal Tax Service, law enforcement agencies, tax offenses, Ministry of Internal Affairs of Russia.

 

На современном этапе развития государства и общества его эффективное функционирование становится невозможным без разветвленной специализированной системы государственного финансового контроля. Вся система государственного финансового контроля, так или иначе, формируется с целью реализации права государства легальными путями обеспечить свои финансовые интересы, а также финансовые интересы граждан РФ.

Государственный финансовый контроль включает в себя налоговый,  бюджетный, банковский, валютный и таможенный виды контроля.

Налоговый контроль осуществляется в сфере отношений, складывающихся в процессе уплаты налогов и сборов, вплоть до момента зачисления налоговых доходов на счета бюджетов различных уровней Российской Федерации.

Основная цель государства при создании системы налогового контроля заключается в своевременном формировании налоговых доходов бюджетов, а также на постоянной основе в выявлении и изъятии в бюджетную систему недоимок по налогам и сборам, предупреждение совершения нарушений налогового законодательства.

В связи с этим, неуплата налогов нарушает интересы государства.

Формирование доходной части бюджетов должно осуществляться регулярно и постоянно в течение всего финансового года за счет, прежде всего, налоговых платежей. В силу того, что отношения, возникающие при уплате налогов и сборов, носят в достаточной мере специфический характер, государству потребовалось создание системы государственных органов, которые бы специализировались на осуществлении систематического и оперативного контроля в сфере налогообложения, а также выявлению и пресечению налоговых преступлений. Задачи, поставленные президентом и правительством, по созданию конкурентоспособной, инновационной и цифровой экономики, переходу на более высокие социальные стандарты для граждан требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства.

Одновременно необходимо улучшение делового климата в стране. Решение этих задач во многом зависит от результативности деятельности Федеральной налоговой службы и правоохранительных органов.

Массовость уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, высокий уровень латентности налоговых преступлений с особой остротой ставят проблему их выявления, обусловливают необходимость поиска и разработки оптимальных и эффективных средств и методов этой деятельности. Как показывает анализ практики работы правоохранительных органов, выявить налоговые преступления намного сложнее, чем преступления иного вида.

В этих условиях становится особенно важной разработка мер, в том числе и криминалистических, по выявлению налоговых преступлений.

Своевременное выявление и расследование уклонений от уплаты налогов находится в прямой зависимости от качества налогового, административного, уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, в связи с чем особую актуальность приобретает взаимосоответствие норм этих отраслей права. Коллизии между ними оказывают отрицательное воздействие на деятельность всех органов, ведущих борьбу с преступными уклонениями от уплаты налогов.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также п. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, с 15 января 2011 г. уголовные дела о налоговых преступлениях отнесены к подведомственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.

В ряде регионов, как показали проведенные исследования, взаимодействие оперативных подразделений ЭБиПК  МВД России и следственных отделов СК по вопросу возбуждения уголовных дел об уклонении от уплаты налогов уже переросло в некое противостояние

В настоящий время, следуя общемировым тенденциям, Российская Федерация усиливает борьбу с офшорами и фирмами - «однодневками», которые являются инструментами для вывода капитала в офшоры и уклонения от уплаты налогов. При этом неоднократно предпринимались попытки вместо принятия отдельных локальных правовых актов, посвященных деятельности конкретных офшорных зон, перейти к единому законодательному регулированию всей офшорной деятельности в стране. Работа по приведению национальной законодательной системы в соответствие с налоговыми системами стран – основных экономических партнеров России затрагивает большое число направлений реформирования и рассчитана скорее на долгосрочную, чем на среднесрочную перспективу. Уместно напомнить, что одним из основных способов уклонения от уплаты налогов является создание так называемых «фирм-однодневок» и «транзитных» организаций. В этой связи необходимо произвести санацию и закрытие всех бездействующих фирм, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность, равно как и разработать и утвердить порядок закрытия вновь созданных и не ведущих деятельность. Подобная работа предполагает, что на основании регистрационных данных об открытых фирмах надо создавать базы данных по их должностным лицам, а именно по учредителям и руководителям с целью:

- отслеживания перетекания контингента, руководящего «фирмами-однодневками»;

- облегчения выявления связей между фирмами, возможных путей перетока средств;

- формирования списка физических лиц для регулярного заполнения деклараций о доходах (поскольку деятельность руководящего состава фирм-однодневок заведомо сопряжена со значительными не декларируемыми доходами). Распространение ответственности за результаты деятельности «фирм-однодневок» на их хозяев (финансово-заинтересованных лиц) способно снизить уклонение от уплаты налогов.

Особенностью выявления преступных посягательств от уплаты налогов, затрудняющих в определенной мере деятельность правоохранительных органов, является то, что налоговое преступление находит свое отражение только в документах. Специфика выявления налоговых преступлений в том и состоит, что их выявление объективно возможно только путем глубоко исследования и анализа представленных налогоплательщиком документов. Расследование уголовного дела в сфере налогообложения можно считать полным, объективным и оконченным, если были исследованы все имеющие значение для дела обстоятельства. Установление их в деятельности следователей, которые расследуют налоговые преступления, является приоритетным, зачастую вызывает сложности и основные проблемы. К числу таких обстоятельств, исходя из ст. 73 УПК РФ и как показали проведенные обобщения следственной практики, анализы решений и определений судов по делам о налоговых преступлениях, относятся:

- установление события преступления и совершения его данным обвиняемым: физическим лицом-налогоплательщиком или руководителем организации, уклонившимся от уплаты налогов;

- доказывание умысла на уклонение от уплаты налогов и страховых взносов в пенсионный фонд, фонд социального страхования и обязательного медицинского страхования;

- доказывание крупного и особо крупного размера сумм неуплаченных налогов и страховых взносов;

- установление у привлекаемого к ответственности лица признаков специального субъекта – руководителя организации-налогоплательщика, отвечающего за представление налоговой отчетности и перечисление налогов в бюджет.

Наличие умысла в большинстве случаев можно доказать только с помощью установления совершенных или не совершенных им определенных действий. В связи с этим доказыванию подлежат все обстоятельства, связанные с оформлением налоговых, бухгалтерских и иных финансово-хозяйственных документов. В первую очередь такие документы, где искажены сведения о доходах и расходах, с использованием которых было совершено преступление, необоснованно снижалась налогооблагаемая база, не отражались в бухгалтерском и налоговом учете значимые операции. В ходе доследственной проверки необходимо обязательно получить объяснения от налогоплательщика и лиц, связанных с ним по работе и совместной деятельности, по фактам, изложенным в акте проверки, и иным обстоятельствам, имеющим значение для решения вопроса о наличии в их действиях признаков состава преступления.

Обращает внимания и изученная практика вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с судебным обжалованием решения налогового органа о привлечении налогоплательщиков к ответственности за совершение налогового правонарушения. Как указывалось выше, процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела выносились, в том числе, по материалам, направленным налоговыми органами. Во всех случаях основанием для отказа в возбуждении уголовного дела явилось отсутствие в действиях руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей состава преступления в связи с недоказанностью наличия умысла и личной заинтересованности руководителя организации (индивидуального предпринимателя) на уклонение от уплаты налогов

Кроме того, как известно, законодательство в области налогообложения и применения мер ответственности за уклонение от уплаты налогов постоянного совершенствуется. Необходимость выявления и раскрытия налоговых преступлений обусловлена решающей ролью эффективного функционирования налоговой системы для обеспечения потребностей государственного бюджета. Кроме того, налоговые преступления не только ослабляют доходную часть бюджета и финансирование различных социальных программ, скрытые от налогообложения средства нередко начинают работать на криминальные структуры, на организованную преступность. В силу этого не вызывает сомнений важность борьбы с уклонением от уплаты налогов, в том числе уголовно-правовыми и криминалистическими средствами. Криминальные посягательства в сфере уклонения от уплаты налогов отличаются большим разнообразием, особой изощренностью преступных операций, быстрой адаптацией субъектов преступной деятельности к новым формам и видам налоговой деятельности и технологиям налогового учета.

Необходимо также отметить, что при выявлении и расследовании налоговых преступлений одной из основных задач расследования является принятие всех возможных мер для возмещения ущерба, причиненного преступлением. Таким образом, эффективное выявление и расследование уголовных дел о налоговых преступлениях возможно только в условиях хорошо организованного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов. Деятельность по выявлению и расследованию налоговых преступлений требует от субъектов расследования глубокого знания уголовного, уголовно-процессуального и налогового права и высокого уровня профессионализма.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 17.03.2020). 
2. Александров И.В. Типичные следственные ситуации и оптимальные системы следственных действий в расследовании налоговых преступлений // Право и экономика. - 2018.- №9 – С. 16.
3. Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Финансовое право. - 2018. - № 5. - С. 8.
4. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2018, 304 с. 
5. Лихачёва Д.А. Вопросы взаимодействия правоохранительных и налоговых органов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электронный сб. ст. по междунар. студ. науч.- практ. конф. - 2017 - № 11(40). – С. 22-23.