Статья:

Психологическое воздействие рекламы на молодёжную аудиторию

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Мелькаева К.Н., Михалец И.В. Психологическое воздействие рекламы на молодёжную аудиторию // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69261 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологическое воздействие рекламы на молодёжную аудиторию

Мелькаева Кристина Николаевна
студент, Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В. Г. Белинского, РФ, г. Пенза
Михалец Ирина Викторовна
канд. психол. наук, доцент, Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В.Г. Белинского, РФ, г. Пенза

 

Psychological impact of advertising on the youth audience

 

Kristina Melkaeva

Bachelor's degree student, Penza state University, Pedagogical Institute named after V G. Belinskogo, Russia, Penza

Irina Mihalets

Candidate of psychological sciences, Penza state University, Pedagogical Institute named after V.G. Belinskogo, Russia, Penza

 

Аннотация. В статье представлено эмпирическое исследование воздействия рекламы на студентов первых и вторых курсов Пензенского государственного университета.

Abstract. The article presents an empirical study of the impact of advertising on first-and second-year students of Penza state University.

 

Ключевые слова: реклама; психологическое воздействие; личность; информация; телевидение.

Keywords: advertising; psychological impact; personality; information; TV.

 

В настоящее время всё больше людей проводят время у телевизора. Каждый пытается что-то продать, купить, обменять. Это было, есть и будет. Многие в ходе этого прибегают к рекламе. Реклама помогает донести до широкого круга людей информацию о товаре или услуге. По статистике, наиболее зависимой от рекламы считается молодежная аудитория, для которых телевизор становится частью жизни. Но какое же психологическое воздействие оказывает реклама на современную молодежь?

Для диагностики уровня влияния рекламы на студентов ПГУ была проведена методика «Тест на зависимость от телевидения» [4].   Исследование проводилось среди студентов первого и второго курсов историко-филологического факультета общим количеством 90 человек. Прежде чем представить результаты эмпирического исследования, обратимся к определениям.

Реклама – это явление массовой информации, которое направлено на неограниченную аудиторию людей, с целью информирования о проблеме как регионального, так и все мирного масштаба [1, с.17].  

Многие согласны с мнением Гуревич: если сознание молодёжи является наименее защищенным, чем сознание взрослого человека, то реклама на них оказывает большее влияние. Реклама способна стать средством информирования молодёжного населения в современном обществе, тем самым выступая недорогим и удобным источником информации [2, с.287]. Психологическое воздействие рекламы проявляется в процессах переработки рекламных сообщений: эмоциях, мыслях, различных возможных решениях, которые обусловливают конкретные поведенческие акты человека [3, с.144]. Даже члены семьи могут вечерами после работы и учёбы собираться у экрана телевизора на несколько часов, перебрасываясь лишь репликами по поводу просмотренной передачи, не уделяя при этом внимания проблемам и интересам друг друга. Кажется, персонажи с экранов телевизора говорят о том, что реальность скучна, сложна, непредсказуема, и поэтому надо отвлечься, расслабиться, отдохнуть. В связи с этим их интеллектуальный уровень снижается.

Многим кажется, что сегодня зависимость молодых людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Молодые люди меньше хотят гулять, общаться, читать книги и ходить на экскурсии. Своё предпочтении они отдают просмотру телевизора, лежа на диване. Не удивительно, что у большинства молодых людей нашего времени плохой иммунитет, почти нет выносливости и больше проявляются признаки агрессии, если подросток пропустил любимую передачу. Есть даже те, кто стремится совершить импульсивную покупку, которая никакой пользы не принесет. Однако, не всеми реклама воспринимается одинаково.

В указанной выше методике «Тест на зависимость от телевидения» выделяют несколько уровней зависимости:

1 уровень – это те люди, которые свободны от телевизора и не испытывают к нему никакой зависимости. Своё свободное время предпочитают проводить не у экрана телевизора, а с друзьями, погулять с семьёй или сходить в театр.

2 уровень – это такой тип людей, для которых телевизор служит источником новых знаний и информации. Они не зависимы от него, но и узнать что-то новое и интересное из научных телепередач не откажутся.

3 уровень – это тот тип людей, которые более зависимы от «голубого экрана». Постепенно, телевизор для них становиться частью жизни. Вместо встреч с друзьями и походов в кино, предпочитают посидеть дома, наедине с различными развлекательными программами.

4 уровень – это тип людей, которые испытывают очень сильную зависимость от телевизора и его обитателей. В основном, такие люди считают, что в реальном мире их жизнь скучна и однообразна.

Обратимся к результатам исследования студентов ПГУ, которые представлены на рис.1.

 

Рисунок 1. Результат методики «Тест на зависимость от телевидения»

 

На рисунке видно, что 12 человек (13%) свободны от телевидения и не испытывают к нему никакой привязанности. Предпочтение отдают прогулке на свежем воздухе, посещению культурных мероприятий. Для 55 человек (62%) телевизор является источником получения новых знаний и информации, но сильной зависимости они к нему не испытывают. 12 студентов (13%) проводят достаточно много времени у телевизора, он занимает большую часть их жизни, но провести хорошо время, к примеру, на пикнике, они не откажутся. И, наконец, те, кто не представляет свою жизнь без телевизора и его обитателей – 11 человек (12%).

Таким образом, проведя тест среди студентов, можно сделать вывод, что большая часть реципиентов не зависит от рекламы и предлагаемого в ней товара. Многие понимают, что информация, полученная из рекламы, не всегда является достоверной, а продукты не всегда качественными. А сам просмотр телевизора для них является больше источником получения новых знаний, информации и развлечений.

 

Список литературы:
1. Голуб О.Ю. Социальная реклама: Учебное пособие / Голуб О.Ю.  - М.: Дашков и К, 2015. – 17 с.
2. Гуревич П.С. Психология рекламы / Гуревич П.С – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2005. – 287с.
3. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе / Лебедев А.Н., Боковиков А.К. – М.: Академия, 2002 – 144с.
4. Тест на зависимость от телевидения [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 8.12.2008. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/kit/kit1000.html (дата обращения: 30.02.2020)