Статья:

Необходимость и трудности внедрения бюджетирования на предприятиях малого бизнеса

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Самохина Л.И. Необходимость и трудности внедрения бюджетирования на предприятиях малого бизнеса // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69327 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Необходимость и трудности внедрения бюджетирования на предприятиях малого бизнеса

Самохина Лариса Ивановна
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

THE NECESSITY AND DIFFICULTIES OF BUDGETING PROCESS IMPLEMENTING IN SMALL BUSINESS ENTERPRISES

 

Larissa Samokhina

Student, Tolyatti State University, Russia, Tolyatti

 

Аннотация. В представленной статье исследованы  аспекты внедрения бюджетирования на предприятиях малого бизнеса, которые в условиях современного рынка испытывают острую нехватку финансовых ресурсов вследствие ограниченности собственных ресурсов  и трудностей с получением заемных средств от государственных кредитных учреждений.

Abstract. The current article examines the aspects of budgeting process implementing in small business enterprises, which suffer from an acute shortage of financial resources in the modern market conditions due to limited resources and difficulties in obtaining loans from state credit institutions.

 

Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, управленческий учет, стратегический учет, стратегия, контроллинг, малый бизнес, предприятия малого бизнеса.

Keywords: Budget, budgeting process, management, strategy, strategic management, controlling, small enterprise, small business company.

 

Бюджетирование в составе управленческого учета в условиях современности можно считать основой в системе управления организации, но, по мнению В.А. Кожина, «управленческий учет предприятия является частью бюджетирования, если не рассматривать односторонне, сводя бюджетирование, лишь к единственной функции финансовому планированию» [6, с. 11]. С его помощью можно выявить реальную картину финансово-хозяйственной деятельности организации, определить слабые стороны, взвесить все «за» и «против» самой системы управления, определить потенциал успеха организации, наметить пути его достижения, определить методы, инструменты и факторы улучшений, а так же сформировать и утвердить стратегию организации, как на краткосрочный, так и на долгосрочный периоды, а так же оценить финансовые риски [8].

Современный рынок и его законы требуют от компаний и организаций различных сфер и отраслей деятельности устойчивого финансового состояния и умения конкурировать в жестких и часто меняющихся условиях, в соответствии с которыми и под влиянием которых руководителями организаций должны приниматься взвешенные эффективные решения, реализовываться мероприятия для поддержания финансовой устойчивости организации. На практике во многих организациях руководители ощущают нехватку или недостаток какой-либо аналитической и оперативной информации для принятия взвешенного и рационального решения, заполнить данный пробел, и призван управленческий учет, одним из эффективных инструментов которого является бюджетирование.

Вопросы бюджетирования, а так же аспекты грамотного ведения управленческого учета всесторонне исследованы в работах многих ученых, среди них: Е.В. Акчурина, М.А. Бахрушина, О.Н. Волкова, В.Б. Ивашкевич, О.Д. Каверина, Т.П. Карпова, М.В. Мельник, Е.А. Мизиковский, O.E. Николаева, В.И. Подольский, О.В. Рожнова, Я.В. Соколов, Г.В. Улина, А.Д. Шеремет, Т.В. Шишкова. По мнению большинства ученых эффективное бюджетирование это основа финансового благополучия и устойчивости организации в условиях меняющегося рынка.

Тем не менее, актуальны и остры в современном мире вопросы реализации процессов бюджетирования в организациях малого и среднего бизнеса, где внедрение процесса бюджетирования сталкивается с рядом проблем и трудностей, основными из них являются препятствия со стороны государственных органов, ограниченность финансовых ресурсов и высокие проценты при кредитовании. Как известно, основным источником финансирования таких предприятий являются собственные средства руководителей организация, а также прибыль, получаемая организацией за счет реализации собственных товаров или услуг. Во избежание нехватки и дефицита финансовых ресурсов рекомендуется внедрять процессы бюджетирования.

Целью данного исследования является исследование возможности внедрения бюджетирования на предприятиях малого бизнеса.

Предмет данного исследования - бюджетирование на предприятиях малого бизнеса.

Задача исследования - определение трудностей внедрения бюджетирования на предприятиях малого бизнеса.

Руководители предприятий малого бизнеса должны уметь эффективно и грамотно управлять финансовыми ресурсами предприятия, следует планировать и распределять финансовые ресурсы без ущерба для деятельности предприятия на достаточно продолжительный период, рационально распределяя финансовые ресурсы по важным и неизбежным статьям затрат и расходов с учетом изменений рынка и устойчивости предприятия, что для руководителей предприятий малого бизнеса может оказаться достаточно проблемным моментом вследствие ограниченности людских ресурсов. Главная функция бюджетирования – это  прогнозирование изменения объема финансовых ресурсов предприятия [3, c. 55]. 

При любом виде бюджетирования важным этапом является постановка целей, только грамотно поставленная цель является залогом успеха при ведении хозяйственной деятельности.  Среди множества целей предприятия следует всегда выделять одну – наиболее важную, которая и будет стратегической целью предприятия [5, c. 196]. Необходимо так же определить возможности предприятия, преимущества и недостатки в процессе реализации производственных процессов,  изучить рейтинг предприятия среди родственных отраслевых предприятий, составить стратегию развития предприятия с выделением ключевых показателей эффективности и определениям их текущего и прогнозного уровня, оптимизировать и минимизировать расходы, не относящиеся к основным операционным.   Важно помнить, что прогнозный уровень ключевых показателей эффективности предприятия должен быть достижимым и намеченные цели должны быть выполнимы [7].

Внедрение стратегического планирования, охватывающего 5-10-летний период, свойственно для  крупных предприятиях. Руководителям предприятий малого бизнеса сложно составлять прогнозы и стратегии на столь длительный срок, для них рекомендованы краткосрочные стратегии, охватывающие период от 1 года до 3 лет. При этом также определяют целевые показатели, к которым в процессе хозяйственной деятельности должно стремиться предприятие, и контрольные показатели, при помощи которых проводится анализ достижения или недостижения целей.

Эффективным инструментом является составление генерального бюджета, наполнение которого должно коррелироваться со стратегическими целями предприятия, с учетом уровня его развития, необходимости внедрения процесса реновации, приобретения новейшего оборудования, использования новых технологий при производстве товаров и услуг, расширения рынка сбыта готовой продукции, а также с учетом возможного повышения затрат на энергоносители, уровня инфляция, закупочных цен на сырье.

Для предприятий малого бизнеса вследствие ограниченности финансовых ресурсов в генеральном бюджете рекомендуется отражать  ограниченное количество статей, но обязательным и постоянным в составе генерального бюджета, в качестве основы, должно быть составление бюджета продаж. Предприятиям малого бизнеса не следует ограничиваться составлением бюджета продаж и бюджета производства или бюджета расходов и бюджета  доходов [6, c. 48]. Следует отметить, что составление бюджета расходов и бюджета доходов на предприятиях малого бизнеса зачастую не пользуются популярностью в связи ограниченностью финансовых и людских ресурсов, отсутствием  специализированных программ учета. .

На предприятиях малого бизнеса, где составляется бюджет продаж, руководители, занимающиеся его составлением должны всегда помнить, что данный вид бюджета следует составлять, принимая во внимание потребительский спрос на реализуемую продукцию, рынков сбыта, сезонности, конкуренции, уровня цен, прибыльности продукции. В нем необходимо отразить объемы уже реализованной продукции за конкретный предыдущий период (месяц, квартал), выразив их как в количественных, так и стоимостных показателях, а так же ожидаемый объем реализации готовой продукции в текущем периоде. С объемом продаж необходимо соотнести всевозможные коммерческие расходы: расходы на рекламу, транспортировку продукции. Бюджет производства это планируемый объем выпуска продукции, с учетом составленного и утвержденного бюджета продаж, а так же объемов запаса готовой продукции.  Бюджет производства включает в себя данные о затратах, которые могут возникнуть у предприятия в связи с запланированным объемом выпускаемой продукции.     

Для успешного функционирования и прибыльности предприятия и его дальнейшего развития достаточно важным фактором является  бюджетирование, с помощью которого можно провести оптимизацию расходования финансовых ресурсов, регулярно и своевременно проводить мониторинг и контроль текущего финансового состояния предприятия, позволит эффективно распоряжаться финансовыми ресурсами, учитывая цели долгосрочной и краткосрочной стратегий предприятия.

Бюджетирование так же поможет при составлении бизнес-плана с целью дальнейшего получения заемных средств в государственных кредитных учреждениях или существенного объема инвестиций [4, c. 7].

Таким образом, в постоянно меняющихся условиях современного рынка внедрение процесса бюджетирования важно как для крупных предприятий, так и для предприятий малого бизнеса, которые также  заинтересованы в финансовой устойчивости, сохранении конкурентоспособности предприятия, расширении рынка сбыта производимой продукции, поиске оптимальных способов и инструментов реализации и достижения стратегических целей. Эффективный управленческий учет, грамотно выстроенная стратегия развития с учетом извлеченных уроков и данных анализа корневых причин   на предприятиях малого бизнеса позволят своевременно и оперативно отреагировать на быстро меняющиеся условия рынка, быть не только «на плаву», но и успешно развиваться в условиях жесткой конкуренции.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изм. от 23.07.2014) «Об обществах с ограниченной ответственностью» \\ Консультант Плюс. 
2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 25.11.98 № 57 н.
3. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 320 с.
4. Бочаров, В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности / В.В. Бочаров. – М.: Дело, 2015. – 270 с. 
5. Виханский, О.С. Финансовое управление / О.С. Виханский. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 390 с. 
6. Кожин В.А. Бюджетирование: учебное пособие / В.А. Кожин, Т.В. Шагалова, И.С. Жесткова, С.А. Иванов – Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. – 245 с. 
7. Картышов, С.В. Как оценить рыночное положение компании / С.В. Картышов, Н.М. Поташников // Антикризисное и внешнее управление. – 2012. – № 1. – С. 38–42.
8. Максимова, О. Как снизить финансовые риски или что такое финансовый риск и как с ним бороться / О. Максимова // Современный капитал. – 2015. – № 2. – С. 21–25.