Статья:

Проблемы процесса коммерциализации в Республике Казахстан

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Утегенова А.А., Сокира Т.С. Проблемы процесса коммерциализации в Республике Казахстан // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69384 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы процесса коммерциализации в Республике Казахстан

Утегенова Айим Алдияровна
магистрант, Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
Сокира Татьяна Сергеевна
канд. экон. наук, доцент, Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы

 

PROBLEMS OF THE PROCESS OF COMMERCIALIZATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

 

Ayim Utegenova

student Kazakh National University named after Al-Farabi, Republic of Kazakhstan, Almaty

Tatyana Sokira

Ph.D., Associate Professor, Kazakh National University. Al-Farabi, Republic of Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы, препятствующие развитию эффективного механизма и процесса коммерциализации интелектуальной собственности и научно-технических разработок. Кроме того, предложены некоторые пути решения данных проблем.

Abstract. The article considers the main problems that impede the development of an effective mechanism and process for the commercialization of intellectual property and scientific and technical developments. In addition, some ways to solve these problems are proposed.

 

Ключевые слова: проблемы коммерциализации, концепция глобальных сетей и открытых инноваций, организации-акселераторы трансфера технологий, биржа интеллектуальных продуктов, брокеры инноваций, краудфандинг.

Keywords: problems of commercialization, the concept of global networks and open innovations, accelerator organizations of technology transfer, the exchange of intellectual products, innovation brokers, crowdfunding.

 

Инновационные процессы, совсем недавно получившие свое развитие в Казахстане выявили, что трансформация научно-технических разработок в инновационный продукт, способный войти в производство и заинтересовать рынок – самый трудный этап в процессе интеграции науки и потребителя. Одна из причин трудностей – слабое понимание разработчиками проектов (учеными и изобретателями) нужд рынка и потребителя. У них нет опыта технологического предпринимательства и соответствующих знаний в данной сфере.

В настоящее время, каждый НИИ или ВУЗ вынужден осваивать новый для себя вид деятельности – коммерциализацию результатов научных исследований, для того чтобы оставаться актуальным. Таким обазом поступает большинство учреждений науки и образования в развитых странах, где имеются центры коммерциализации. К сожалению, многие руководители научных проектов имеют слабое представление об этом виде деятельности. Сказывается привычка к занятию внедрением, а попытки продолжать эту работу в новых рыночных условиях не приносят ожидаемого результата. Очевидно, следует понять, что внедрение – понятие из прошлой (плановой) экономики.

Ключевым фактором конкурентоспособности предприятия, региона, отрасли, страны является высокий уровень инновационной активности. Если под конкурентоспособностью понимается «способность производить товары или услуги, которые могут конкурировать на рынке», а под инновацией понимается «внедрение новой или существенно улучшенной идеи, товара, услуги, процесса или практики, предназначенной для получения преимущества в результате», то взаимосвязь очевидна[1]. Тем не менее, хозяйствующие субъекты демонстрируют низкий уровень внедрения инноваций, недостаточную эффективность инновационной деятельности.

Практически все эти проблемы решаются в рамках механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, являющейся результатом инновационной деятельности (РИД)[2].

Коммерциализация РИД, в которых воплощена интеллектуальная собственность, представляет процесс превращения знаний в интеллектуальный капитал, превращения нематериальных активов в материальные активы, превращения интеллектуальной собственности (ИС) в конкурентоспособный продукт, приносящие прибыль владельцу прав на ИС. Коммерциализация возможна на основе создания эффективной бизнес-модели, позволяющей привлечь рисковые инвестиции для вывода на рынок и успешных продаж инновационных продуктов и услуг.

Целью коммерциализации является генерирование максимального денежного потока в конкурентоспособные сроки, позволяющего окупить инвестиции и развиваться инновационному бизнесу в долгосрочной перспективе [2].

Данная деятельность регулируется соотношением спроса и предложения, имеющими свою специфику применительно к казахстанской практике.

Спрос на результаты научных исследований достаточно часто носит искусственный характер и превращается по своей форме в скрытое предложение.

Укрупненно проблемы коммерциализации можно сформулировать следующим образом:

  • низкое качество инфраструктуры, в том числе информационной, призванной обеспечивать процесс коммерциализации научных результатов, – в большей степени идет экстенсивное развитие за счет тиражирования элементов инфраструктуры вместо повышения эффективности их деятельности;
  • недостаточное количество профессионально подготовленных специалистов, способных обеспечить получение востребованного научного результата и желаемого экономического эффекта, – значительная часть проводимых исследований не соответствует общемировым научно-техническим трендам и/или потребностям рынка, часть научных результатов имеет незавершенный характер в части перевода их в статус объектов интеллектуальной собственности, слаборазвитые организационно-управленческие и маркетинговые компетенции;
  • отсутствие полноценного аудита затрат и результатов научных исследований и разработок (использование стандартного мониторинга) – невозможность корректной оценки эффективности деятельности, разработки системы критериев получения финансирования;
  • правовые и административные барьеры, не позволяющие оптимизировать временные параметры процесса коммерциализации научных результатов и создающие предпосылки для недобросовестной конкуренции, – несовершенство системы отбора научных разработок для финансирования, отсутствие должного предпринимательского климата.

Из перечня исключена проблема нехватки финансовых средств, которая часто рассматривается как наиболее значимая, так как, по мнению автора, на стадии коммерциализации научных результатов в разрезе инновационного процесса должна четко прослеживаться экономическая эффективность разработки с некими коррективами на неизбежно возникающие риски. Следовательно, привлечь необходимые инвестиции при существующем разнообразии источников не так  сложно. Ограничения, скорее, связаны с неуверенностью  потенциальных инвесторов в способностях конкретных людей (ученых, предпринимателей) довести научный результат до рынка, в неправильном рыночном позиционировании данного результата. Более корректно рассматривать финансовую составляющую внутри каждой из выделенных проблем.

Самое слабое звено в развитии инновационной деятельности в нашей стране на сегодняшний день – это не только деньги и даже не нормативная база, а отсутствие кадров. Следует отметить, что государство предоставляет возможность для получения инновационных грантов через своего оператора в лице АО «Национальное агентство по технологическому развитию», что закреплено в Законе РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», постановлениях Правительства РК «Об утверждении Правил предоставления инновационных грантов на коммерциализацию технологий», «Об утверждении Правил предоставления инновационных грантов на приобретение технологий, проведение промышленных исследований, поддержку деятельности по производству высокотехнологичной продукции на начальном этапе развития, патентование в зарубежных странах и (или) региональных патентных организациях»). К сожалению, отсутствие подготовленных специалистов, способных грамотно вести коммерциализацию научно-технических разработок, входить в контакты с отечественными зарубежными партнерами, выводить на мировой рынок свои разработки в значительной мере сдерживает процесс коммерциализации.

В процессе коммерциализации участвуют две главные стороны – продавец и покупатель. Ученый (разработчик проекта), выступающий в роли продавца, до коммерциализации уже дорос: идея коммерциализации уже проникла в сознание руководства институтов. Постепенно осознается, что государство в настоящее время не в состоянии выделять в достаточном объеме средства на коммерциализацию результатов НИР и, самое главное, брать на себя риски. Государство не должно рассматриваться как единственный «бизнес-ангел» для участников процесса трансформации результатов исследований и разработок в товар. Изучение опыта стран, где успешно идут инновационные процессы, показывает, что без государственной поддержки коммерциализация имеет мало шансов на развитие.

Ситуация с покупателями наукоемкой продукции в Казахстане почти критическая. Предприятия (всех форм собственности), которые должны выступать в этой роли, не рассматривают отечественные разработки и технологии как ресурс для получения прибыли. Для них более привлекательны такие ресурсы как реструктуризация, а значит и возможность рачительного распоряжения имеющимися средствами и фондами. Справедливости ради следует заметить, что поиск и внедрение новых технологий постепенно входят в сферу интересов наиболее креативных предприятий в Казахстане.

Одна из основных существующих сегодня проблем – отсутствие должного партнерства между казахстанскими НИИ, ВУЗами и промышленными предприятий в новых рыночных условиях.

В качестве решения обозначенных проблем предлагается развивать механизм коммерциализации результатов научных прикладных исследований и разработок в Казахстане на основе концепций глобальных сетей и открытых инноваций. Перспективными элементами этого механизма могут стать [3]:

  • Организации-акселераторы трансфера технологий, которые создаются консорциумами вузов и научно-исследовательских организаций с целью предоставления комплексных услуг по коммерциализации технологий.
  • Объединенные интернет-платформы для демонстрации и продвижения в реальный сектор экономики технологий, созданных вузами и научно-исследовательскими организациями.
  • Переход от постоянных научных коллективов к временным по типу проектных групп, которые будут работать под конкретного заказчика, или выстраивание внутренней сети «научная лаборатория (исследования) – проектный офис (заказы и продвижение)».
  • Биржа интеллектуальных продуктов как постоянно действующая рыночная площадка, на которой по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи интеллектуальных продуктов в виде проектов, разработок различной степени готовности, лабораторных и промышленных образцов и установок, патентов, экспериментальных производств, результатов исследований, используемых в гражданских отраслях производства.
  • Брокеры инноваций как организаций-посредников, куда могут обращаться исследователи, предприниматели, если им нужна поддержка, советы или капитал, или как неформальные объединения людей, которые обладают знаниями о ресурсах и готовы ими поделиться.
  • Краудфандинг как альтернативный способ финансирования разработок за счет коллективного сбора средств становится все более популярным в малом инновационном бизнесе и может быть использован в ситуации коммерциализации результатов инициативных исследований.

Механизм коммерциализации результатов научных прикладных исследований и разработок в Казахстане функционирует недостаточно эффективно. Это обусловлено использованием преимущественно традиционного, закрытого подхода к инновациям, слабой адаптивностью научно-исследовательских организаций к потребностям рынка, институциональными и инфраструктурными ограничениями. Для решения проблем требуется расширение научного сотрудничества на основе модели открытых инноваций, сетевая организация предпринимательской инновационной деятельности, смена роли государства как доминирующего участника трансфера знаний и технологий на регулятора этого процесса.

 

Список литературы:
1. Наука. Инновации. Информационное общество: 2015 : краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5-7598-1350-7
2. Новикова Е. Н., Парахина В. Н. Развитие инфраструктуры коммерциализации результатов инновационной деятельности вузов. – 2015.
3. Марио С., Дирк М. Коммерциализация научных исследований в государственном секторе по модели «открытых инноваций»: новые тенденции //Форсайт. – 2014. – Т. 8. – №. 3.
4. Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 381-V ЗРК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000381 (дата обращения: 07.03.20)
5. План Нации «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» от 6 мая 2015 года.
6. Soete L. et al. UNESCO Science Report: towards 2030–Executive Summary. – 2015.
7. Национальный научный портал Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka.kz/ (дата обращения: 07.03.20)