Статья:

Эффективное функционирование цепи поставок как конкурентное преимущество компании на рынке

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пепельницына П.А. Эффективное функционирование цепи поставок как конкурентное преимущество компании на рынке // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(74).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективное функционирование цепи поставок как конкурентное преимущество компании на рынке

Пепельницына Полина Анатольевна
магистрант, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, РФ, г. Томск
Афонасова Маргарита Алексеевна
научный руководитель, д-р. экон. наук, профессор, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, РФ, г. Томск

 

На современном рынке во всех сегментах присутствует конкуренция. Сохранение старых конкурентных преимуществ дает компании возможность создать и развить новые преимущества. На рынке высокотехнологичных отраслей существуют и конкурируют между собой компании разных типов и величин.

Конкуренция в широком смысле понимается как соперничество между двумя и более хозяйственными субъектами, работающими на одних и тех же рыночных сегментах и заинтересованными в достижении сходных целей. Конкурентоспособность предприятия, услуги или товара определяется наличием каких-либо конкурентных преимуществ.

Кроме того учитываются и факторы внешней среды, которые позволяют получить превосходство на конкретном рынке в определенный период времени.

Конкурентные преимущества по природе их возникновения подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные  конкурентные преимущества «даны от природы», например географическое положение.

К относительным преимуществам можно отнести хорошую репутацию фирмы, технологию, уникальность продукции, организацию производства, оптимальность маркетинговой структуры и т.д.[2].

Для сохранения и укрепления позиций на рынке компаниям необходимо развивать и совершенствовать относительные конкурентные преимущества. Одним из таких конкурентных преимуществ коммерческих фирм является эффективная система логистики.

Система логистики формируется как устойчивое конкурентное преимущество за счет следующих факторов: скорость транспортировки, затраты на транспортировку, бесперебойность поставки, хранение минимального запаса на складе. Одной из причин не возможность хранения минимального товарного запаса является наличие «эффекта хлыста».

«Эффект хлыста» – изменение спроса у конченого потребителя, приводящее к отклонениям среди  вех участников логистической цепи.

Данная ситуация возникает при продажах сезонных товаров или же как последствия акций [3]. Негативными последствиями «эффекта хлыста» являются нарушение бесперебойного движения материальных и информационных потоков по всей цепи поставок, что, в свою очередь, может спровоцировать невыполнение заказа потребителя продукции.

Возникновение данного явления обусловлено возможным несоответствием размещаемых заказов и спроса конечного потребителя по мере движения вверх по цепи поставок.

То есть, производитель может получить заказ, сильно отличающийся по размеру от спроса на его продукцию в розничном звене. Если цепь поставок включает большое число посредников, то спрос на продукцию в самом удаленном от конечного потребителя звене может отличаться от фактического спроса в несколько раз.

Существует целый ряд способов минимизации последствий «эффекта хлыста».

Наиболее распространённый способ смягчения последствий от «эффекта хлыста» - передача информации о спросе всем участникам логистической цепи, что позволяет более точно прогнозировать запасы для производства.

Кроме того, внедрение электронного документооборота позволяет сократить срок обработки и исполнения заказов потребителей. Еще одним способом является более точное выявление поставщиком потребности клиента в конкретном продукте, при котором клиент предоставляет поставщику актуальную и полную информацию о текущем спросе.

На основании полученной информации поставщик самостоятельно контролирует уровень запаса своего клиента и осуществляет поставки.

Кроме того, одним из косвенных методов снижения влияния «эффекта хлыста» является поддержание постоянных низких цен на поставляемый товар. В отличии от краткосрочных маркетинговых акций это позволит поддерживать постоянный уровень спроса без резких скачков и привлечет новый клиентов [3].

Также для сглаживания эффекта хлыста целесообразно минимизировать количество посредников в цепи поставок или исключить их вовсе, например, через создание интернет-магазинов, позволяющих производителям напрямую выходить на потребительский рынок.

Для реальной и долговременной минимизации последствий от «эффекта хлыста» специалисты рекомендуют комбинировать между собой различные способы, т.к. это повышает эффективность их использования в практике деятельности логистических цепей.

 

Список литературы:
1. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н. Конкуренция и конкурентоспособность // Учебное пособие / Издательство Уральского университета, 2014. – 198с.
2. Координационный совет по логистике [Электронный ресурс] https://www.ec-logistics.ru/articles/effekt_hlysta_ili_nnimye_kolebaniya_40/(Дата обращения 01.02.2020)
3. Щавелева Н.А. Способы устранения эффекта хлыста в цепях поставок // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: http://sibac.info/archive/economy/9.pdf (Дата обращения: 05.02.2020).