Статья:

Туристический бренд Ферганской области и роль малого бизнеса в его развитии и продвижении территории

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Полвонов Ш.Ф. Туристический бренд Ферганской области и роль малого бизнеса в его развитии и продвижении территории // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69526 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Туристический бренд Ферганской области и роль малого бизнеса в его развитии и продвижении территории

Полвонов Шерзод Фазлитдинович
магистрант Сибирского института управления- филиала РАНХиГС, РФ, г. Новосибирск

 

TOURIST BRAND OF THE FERGHANA REGION AND THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN ITS DEVELOPMENT AND PROMOTION OF THE TERRITORY

 

Sherzod Polvonov

Undergraduate, Siberian Institute of Management - branch of RANEPA, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. Туристический бренд формирует общие  условия уникальности территории. В нем отражается историческая самобытность, культурное наследие, географические особенности территории. Бренд это как локомотив, который может не только формировать образ, но и создавать условия для развития и продвижения уникальных возможностей территории. В настоящее время туризм – это та индустрия, которая наиболее комплексно обеспечивает продвижение территории (страны, области, города) и включает многие виды деятельности. Малый бизнес в этой активности является одним из наиболее важных экономических сегментов, который способен быстро реагировать на запросы потребителей (туристов), создавать для них уникальную среду пребывания и формировать важные эмоциональные чувства гостей.

Abstract. The tourist brand creates General conditions for the uniqueness of the territory. It reflects the historical identity, cultural heritage, and geographical features of the territory. A brand is like a locomotive that can not only form an image, but also create conditions for the development and promotion of unique opportunities of the territory. Currently, tourism is the industry that provides the most comprehensive promotion of the territory (country, region, city) and includes many activities. Small business in this activity is one of the most important economic segments, which is able to quickly respond to the needs of consumers (tourists), create a unique environment for them to stay and form important emotional feelings of guests.

 

Ключевые слова: бренд территории, малый бизнес, продвижение территории, туризм.

Keywords: territory brand, small business, territory promotion, tourism.

 

Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны с экономической отраслью. Экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса. Туризм может создать очень выгодную платформу для развития малого бизнеса в сервисных отраслях,  национальных ремесел и промышленности [1, с.115-117].

Согласно стратегии развития Узбекистана на 2017-2021 гг., туризм является одним из приоритетных направлений развития и либерализации экономики страны, открывающих страну внешнему миру. Поэтому 2018 г. для Узбекистана ознаменовался масштабным изменениями в сфере туризма. В течение года было разработано и принято 25 проектов нормативно-правовых и других актов; Постановление Президента Республики Узбекистана «О мерах по обеспечению ускоренного развития внутреннего туризма" от 07.02.2018 г. [2], № ПП-3514, Закон Республики Узбекистан от 18.07.2019 г. №ЗРУ-549 «О туризме»[3], направленных на развитие внутреннего туризма, въездного туризма, а также на развитие туристского потенциала страны в целом. Это закономерно привело к увеличению количества организаций, связанных с туризмом, и в первую очередь, субъектов малого предпринимательства. Вместе с тем далеко не все субъекты малого бизнеса соответствуют высоким стандартам и качеству обслуживания, что предполагает формирование широкой образовательной программы в этом направлении[4].

В голосовании National Geographic Traveler в номинации Гастрономический туризм Узбекистан занял уверенное 1 место, в  рейтинге самых безопасных стран для туристов-одиночек (по версии отчета Solo Travel Safety Report 2019) Узбекистан занимает 5 место из 142 со значением 91 балл[5].

Многие эксперты считают, что развитие туризма в Узбекистане должно сопровождаться активизацией гостиничного, курортного, отельерского и ресторанного бизнеса, тех сфер, которые формируют туристический бизнес и его сопровождение. При этом игроки рынка не должны конкурировать, а объединяться в кластеры, делиться друг с другом опытом и совместно внедрять новые программы, направленные на продвижения Республики Узбекистан[6].

За последние полгода туризм Ферганской области поднялся на новый уровень. Открылись музеи ремесленничества в Риштане, новые направления и маршруты, объекты инфраструктуры, туристические фирмы. Но самое главное событие, имеющее значение для дальнейшего развития туристического направления Ферганской области – появление собственного бренда, который утвержден областным хокимиятом (органом власти).

Основной задачей бренда является раскрытие сфер туристической индустрии Ферганской области с сохранением национального колорита. Краткий и емкий лозунг «Ferghana. Enjoy the beauty» («Фергана. Насладись красотой») призывает гостей республики посетить жемчужину Ферганской долины. Его сопровождает логотип, который весьма своеобразен благодаря обилию цвета и форм. Данный бренд отражает развивающийся экологический туризм региона посредством изображения гор, окружающих долину. Ярко-алый гранат олицетворяет гастрономическую и агро-туристическую сферу. Посредством голубых куполов и узоров ферганских тюбетеек культурно-познавательный туризм. Круглая форма логотипа напоминает «ляган», расписанный великолепными риштанскими мастерами керамического промысла, а пестрая цветовая гамма, обрамляющая фигуру, символизирует маргиланский шелк. [8]

Данный логотип активно используется на специализированных мероприятиях, национальных стендах, а также туристическими компаниями при изготовлении своей рекламной продукции.

Следует отметить также, что в настоящее время в области функционируют 10 туристических фирм и 14 гостиниц туристического класса 3-4 звезды. Общее количество номеров 500 на 1000 мест. Современные гостиницы региона оснащены кондиционерами, международной телефонной связью, спутниковым телевидением, мини-барами, интернетом, туалетные комнаты с ванной и душевыми кабинами. Во всех гостиницах имеются концертные -залы, отделы маркетинга и продажи услуг, которые предоставляют широкий спектр услуг от заказа виз, авиабилетов до предоставления тур программ по городам и историческим памятникам Ферганской долины. Круглосуточно работает аэропорт «Фергана», выполняются внутренние и международные рейсы в страны СНГ и за рубеж.

При сохраняющейся тенденции роста спроса на туристские услуги в мире и в Узбекистане услуги сельского туризма занимают все большее место. Это связано и с предпосылками урбанистического характера, и с ростом продолжительности отпусков, и с усилением интереса людей к путешествиям. Добавляют интерес незначительные доходы большинства населения страны, делающие сельский туризм зачастую единственно возможным способом получить полноценный отдых за весьма умеренную плату [7]

В Ферганской области также наиболее активно развивается агротуризм - это одно из основных и наиболее востребованных направлений продвижения Ферганской области и ее туристического бренда. Зарегистрированных и представляющих различные услуги агротуризма - 16 субъектов малого бизнеса. Они предлагают гостям Ферганской области объекты агротуризма, где можно ознакомиться с плантациями десятков субтропических фруктов и ароматических растений, виноградными плантациями, дегустацией вин песчаной терапией и лечебными процедурами на песчаных холмах Зильских песков, заняться верховой ездой и др.

Данный сектор туристической отрасли, ориентирован на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

В современных условиях, в связи с изменившейся экономической ситуацией в сельском хозяйстве, снижением численности населения, занятого в производстве сельскохозяйственной продукции, остро встал вопрос о поиске новых видов деятельности, которые бы заменили или дополнили сельскохозяйственную деятельность. Появилось и желание молодого поколения узнать историю ручного сельскохозяйственного труда, а у родителей желание показать детям жизнь домашних животных. Развитие агротуризма позволяет реализовывать интересы городского населения и  одновременно поднимает экономику сельских территорий. Совершенствуется хозяйственная структура сел, стимулируется развитие отраслей, включенных в индустрию гостеприимства, задействуются в экономике те кишлаки и махали, которые ранее считались депрессивными, бесперспективными для развития других видов деятельности.

Развитие агротуризма на территории Ферганской области прекрасно решает данную задачу – появляются малые фирмы, которые представляют услуги питания, проживания, экскурсии и прочее. Но главное, они включают людей, занятых в сельскохозяйственном производстве в туристический бизнес. По мнению иcследователей в области туризма «именно туристическая составляющая может стать ускорителем экономического роста сельских территорий. Этому есть несколько объяснений:

во-первых, туристическая деятельность привлекательна небольшим стартовым капиталом, ведь для селян, имеющих очень ограниченные средства, это практически определяющий момент;

во-вторых, туризм – прибыльная отрасль с высоким уровнем рентабельности, минимальным сроком окупаемости затрат, что очень важно для быстрого получения доходов» [7].

Одним из агротуристических объектов Ферганской области является компания «Мехригиё», которая была создана в 1992 году в форме малого предприятия, в которой туристы могут ознакомиться с производством целебного чая из лекарственных растений. Команда врачей, специалистов-фитотерапевтов, народных целителей объединили усилия и, как показало время и опыт, смогли синтезировать достижения современной фармацевтики и древней восточной медицины, в результате чего за довольно короткий срок было завоевано доверие потребителей как в Узбекистане, так и за рубежом [9].

Ещё одним из объектов малого бизнеса является комплекс по разведению карабаирской породы лошадей Vodiy Tulporlari, который создан в городе Кувасай Ферганской области и привлекает туристов для посещения достаточно активно, где созданы все условия для отдыха и возможность заняться верховой  ездой.

Особый интерес у граждан Узбекистана и иностранных туристов вызывает Страусовая ферма. Ферма была создана в октябре 2015 года. Следует отметить, что туристов очень привлекает зоотуризм, где они могут пройтись по оазису, ознакомиться с работой фермы и её продукцией, наблюдать за поведением страусов. Особенно эта ферма популярна среди семей с маленькими детьми.

Сельский туризм позволяет туристам ощутить спокойную и размеренную сельскую жизнь, чистый воздух, тишину и натуральные продукты, комфортные условия проживания, домашнюю атмосферу, получить услуги по приемлемым ценам, ощутить близость с природой, получить новые впечатления, знакомства с местными традициями, возможность развлечения для детей и проведения досуга для взрослых.

В рамках Международного инвестиционного форума, прошедшего в Джизаке, был презентован проект туристического кластера в Джизакской области [10] Проект кластера состоит из трех направлений: это экологический туризм, агротуризм и этнический туризм. Предполагаем, что аналогичный туристический кластер может быть создан в Ферганской области, в который есть все условия и возможности для формирования привлекательной среды для бизнеса и продвижения области. Кроме того, именно такой кластер может содержательно отражать бренд-логотип и являться основой бренда Ферганской области.

 

Список литературы:
1. Князева И.В. Маркетинг и брендинг территорий: Курс лекции - Новосибирск, 2017 .-  С-115-117.
2. Постановление Президента Республики Узбекистана «О мерах по обеспечению ускоренного развития внутреннего туризма» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.lex.uz/docs/3551110 
3. Закон Республики Узбекистан от 18.07.2019 г. №ЗРУ-549 «О туризме» https://nrm.uz/contentf?doc=594511_&products=1_vse_zakonodatelstvo 
4. В Узбекистане рассказали о проблемах развития туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kun.uz/ru/news/2018/07/05/v-uzbekistane-rasskazali-o-problemah-razvitia-turizma - Загл. с экрана
5. Узбекистан вошел в то п-10 самых безопасных стран для туристов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kaktakto.com/fakty/uzbekistan-voshel-v-top-10-samyx-bezopasnyx-stran-dlya-turistov/. – Загл. с экрана.
6. Как объединение в кластеры поможет развивать туризм в Узбекистане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.spot.uz/ru/2018/05/17/tourism-cluster/. – Загл. с экрана.
7. Сельский и экологический туризм  фактор устойчивого развития территории [Электронный ресурс].–Режим доступа:  http://tourlib.net/books_green/siet01.htm
8. Официальный сайт города Ферганы [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ferpravda.uz/бренд-ферганы/ 
9. Официальный сайт  компания «Мехригиё»https://mehrigiyo.all.biz 
10. В Джизакской области будет создан туристический кластер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtn.uz/news/moi-gorod/v-dzhizakskoy-oblasti-budet-sozdan-turisticheskiy-klaster. – Загл. с экрана.