Статья:

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гросс И.А., Глупко И.В., Приказчиков Е.О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69566 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

Гросс Ирина Андреевна
студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Глупко Илья Владимирович
студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Приказчиков Егор Олегович
студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации государственной финансовой политики, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех странах, в зависимости от характеристик их устройства, были разработаны системы финансового контроля. Однако организация и функционирование сетей контроля и аудита в зарубежных странах в некоторой степени основаны на общих принципах, отраженных в многолетнем международном опыте.

Так, например, реализация любой основной программы обязательно включает в себя управляющие подсистемы.

Важнейшим элементом государственного финансового контроля во всех демократических странах считается орган контроля через законодательную ветвь власти. [1]

Во всех странах обычно существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России это Счетная палата Российской Федерации, в США - главное управление по бюджету и контролю конгресса, в Великобритании - Национальное аудиторское бюро, в Канаде - Офис Генерального аудитора.

Принцип разделения властей отводит важную роль финансовому контролю за деятельностью исполнительных органов представительными органами и определяет его новое содержание.

Основания для контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и исполнительной власти. [4]

Поэтому для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума формируют Счетную палату. Ее деятельность будет обсуждаться позже.

Контрольно-бюджетный комитет был передан в компетенцию Государственной Думы и Совета Федерации. Помимо экспертной аналитической работы по финансовым вопросам в связи с доходами и расходами бюджетных средств, в его обязанности также входит финансовый контроль за: исполнением федерального бюджета; соблюдением закона и повышением эффективности использования государственных средств для финансирования бытовых организаций, сферы материального производства и обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности.

Контрольные функции в финансовом секторе также выполняют органы представительства органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными законами и органами местного самоуправления. [2]

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Отдел контроля имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система гарантирования конституционного контроля Президента Российской Федерации. От имени и по поручению Президента Российской Федерации они осуществляют контроль за выполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Департамент подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации как структурной единице его администрации. Основными функциями управления являются:

- анализ деятельности специальных контрольно-надзорных органов федеральных органов исполнительной власти, филиалов Администрации Президента, исполнительных органов субъектов Федерации;

- рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий и учреждений. [2]

Каждый предлагает возможность проведения аудита, который является финансовым по содержанию.

Администрация не вправе применять какие-либо санкции, однако вправе направлять распоряжения об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям органов исполнительной власти субъектов федерации. Эти требования должны быть рассмотрены компетентными органами и должностными лицами в течение 10 дней.

Органы исполнительной власти напрямую контролируют и осуществляют финансовый контроль своих подчиненных государственных органов, в том числе налоговых органов.

В рамках своих полномочий правительство Российской Федерации контролирует подготовку и исполнение федерального бюджета, реализацию единой финансовой, кредитно-денежной политики и систематически контролирует выполнение законов Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих финансовые отношения, другими исполнительными органами субъектов. [3]

Контроль за финансовой деятельностью комитетов и министерств осуществляет правительство РФ. Также в полномочия правительства РФ входит аннулирование деятельности указанных ведомств. [1]

Министерство Финансов РФ занимает центрально место финансовой системе. МФ РФ занимается и формированием финансовой политики государства, а также её контролем и процессом реализации.

Также, Министерство финансов осуществляет финансовый контроль за подготовкой федерального бюджета. контролирует поступление и расходование бюджетных и федеральных средств вне бюджета; участвует в валютном контроле; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

Следует отметить, что контрольные полномочия Министерства финансов Российской Федерации распространяются на финансовые ресурсы только на федеральном уровне. В тех случаях, когда деятельность исполнительных органов субъектов Федерации пересматривается, их контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Этот подход основан на принципе независимости бюджетной структуры в Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом можно утверждать, что Министерство финансов несет ответственность за финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации поддерживает более 50% его расходов. консолидированная финансовая отчетность. Аудит назначается, и баланс федерального предприятия передается в казначейский контроль, если предприятие не может восстановить свой долг и погасить свой долг. [3]

Финансовый контроль осуществляется всеми структурными подразделениями МФ РФ в соответствии с их компетенцией. Поэтому налоговые органы должны следовать бюджетной политике правительства. Управление процессом исполнения федерального бюджета осуществляется под строгим контролем за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. [4]

Сегодня общественная структура, отнюдь, не простая, а потому на данной основе возникла необходимость произвести разделение налоговой системы. Налоговая система всегда занимала ключевое значение в государственном устройстве. Налоговая служба нужна для того, чтобы реализовать единую проверку стандартов, а также различных расчетов и выплат. Все налоги поступают в государственный бюджет, а также во внебюджетные фонды. Кроме этого, налоговая служба обладает значительными правами в области осуществления своей деятельности. У нее есть право также использовать принудительное взыскание налогов, в отношении лиц, которые нарушают налоговые правила. Однако, нужно понимать то, что сама по себе налоговая служба не может самостоятельно принудить то или иное лицо к оплате налога, а потому был создана специальная служба – налоговая полиция. Данная служба работает на всей территории РФ и нужна для того, чтобы укрепить государственную дисциплину в области налогообложения.

Для более результативной работы налоговой полиции ей в помощь есть территориальные и местные органы власти. [4]

Что говорить об органах страхования, то их деятельность тоже ограничена. Они должны действовать только в рамках страховой деятельности.

Данные органы предназначены для обеспечения соблюдения требований Российского Законодательства. Как правило, данные требования касаются развития страховых услуг, а также определенных отношений по страхованию.

В отношении данной службы происходили определенные изменения.

Данные изменения связаны с перестройкой банковской системы и формированием иных банков не государственного типа. Данные банки называют коммерческими. Сегодня, самый важный государственный банк, который осуществляет монетарную политику – это Центральный банк России. Центральный Банк России нужен для того, чтобы в нашей стране можно было контролировать и организовывать валютные отношения. Кроме этого, в обязанности Центрального Банка входит контроль коммерческих банков. Но, здесь возникает такая же ситуация как с налогами – Центральный Банк сам по себе не может осуществлять надзор, а потому были сформированы специальные органы – Департамент банковского надзора. В права Центрального Банка входит возможность наложить какие-либо принудительные меры на коммерческие банки. Данные меры могут быть разного типа: административные, уголовные. Регулирование валюты в России также происходит при помощи ЦБ РФ. [2]

Положительным моментом сегодня является то, что управляющие бюджетными фондами и главные управляющие несут ответственность за контроль этих средств, ранее этой ответственности у них не было, что создавало некоторый дискомфорт.

Кроме всего этого, нужно сказать о том, что имеется в нашем государственном устройстве специальный блок, который нужен для реализации финансового контроля – управление контроля и ревизии со своими органами территориального характера на местах. [3]

Тем самым, сегодня возникает тенденция перехода на новую модель бюджета – модель бюджета, которая направлена, в главную очередь на результат. Причем данный результат достигается при помощи увеличения эффективности бюджетных расходов.

 

Список литературы:
1. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочаров. - М.: СПб: Питер, 2019. - 432 c.
2. Кожанова, А. О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации / А. О. Кожанова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6552/ (дата обращения: 12.04.2020).
3. Кондрат, Елена Николаевна Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность России. Правовые аспекты / Кондрат Елена Николаевна. - М.: Юстицинформ, 2018. - 992 c.
4. Ефремова Е.И. Принципы и критерии отбора аудиторской организации на государственных торгах при закупке оборудования в лизинг. Лизинг. Технологии бизнеса, 2019 .- № 5 с. 28– 34  - 500 экз. (журнал Перечня ВАК).
5. Ефремова Е.И. Мошенничество в организации и направления контроля с целью его предотвращения.
6. Ефремова Е.И. Методология риск-ориентированного контроля и контроллинга эффективности бизнеса (монография). - М.: ИНФРА-М, 2019. -234 с. — (Научная мысль). -100 экз.